Этническая мобилизация и национальные движения

Основным источником конфликтов в современном мире является стремление этнических групп повысить свой статус до статуса нации, а если такой статус есть, но нет своего государства, – обрести государственность. Поскольку все этнические группы уже проживают в каких-то государствах, такие устремления неизбежно приводят к конфликтам с центральным правительством или другими этническими группами. Иногда в конфликт оказываются замешаны соседние государства, этнические диаспоры и другие внешние участники.

Этнический конфликт может принимать две основные формы:

1) сепаратизм (от лат. separatio — отделение): этническая группа, находящаяся в составе многоэтничного национального государства, начинает стремиться к самостоятельности вплоть до отделения и формирования отдельного национального государства (примеры: движение курдов, албанский сепаратизм в Косово);

2) ирредентизм (от итал. irredentа – неосвобожденная): этническая группа, находящаяся в составе какой-либо нации, стремится выйти из нее и стать частью другой нации, где эта группа является доминирующей (примеры: движение сербов за объединение в великую Сербию, движение русских в Крыму за присоединение к России).

Стремление изменить статус этнической группы связан с конкретными социально-экономическими причинами. Реальное положение этнической группы может быть фактически любым – от открытой дискриминации до полного отсутствия таковой. В любом случае, большинство членов группы постарается приспособиться к существующему порядку. Инициатором изменений выступает не вся этническая группа, а ее элита, которая вступает в конфликт с другими этническими элитами или элитой национального государства. Объектом конфликта являются ресурсы, находящиеся на территории, где проживает данная группа или к которым у нее имеется доступ. Предметом конфликта могут быть политическое участие, культурный статус или экономические возможности, но в его основе всегда лежит желание этнической элиты установить контроль над неким ресурсом и получать выгоду от его эксплуатации.

Источник конфликта обычно находится в более экономически развитом или обладающем природными ресурсами регионе государства. Например, распад Югославии начался в Словении, хотя словенцы не подвергались дискриминации и их этнической идентичности ничего не угрожало. Словения производила около трети ВНП Югославии, на нее приходилась четверть доходов от экспорта, поэтому для этнической элиты членство в федерации было препятствием на пути присоединения к ЕС. Импульс распада Чехословакии исходил от более развитой Чехии, которая вынудила Словакию пойти на отделение.

Для того чтобы успешно осуществить свои политические проекты, этническая элита нуждается в народной поддержке и создает национальное движение. Национальное (националистическое) движениеполитическое движение за изменение статуса этнической группы.

Цель национального движения: мобилизация этноса на политическую борьбу через распространение чувства неудовлетворенности своим положением. Для мобилизации необходимо поставить группу перед лицом угроз, но не тех, которые могут подорвать власть самой этнической элиты (например, в качестве угрозы не может выступать разница между бедными и богатыми в группе). Наилучшими для целей мобилизации будут угрозы, исходящие извне группы. Параллельно элита конструирует групповую идентичность для того, чтобы каждый индивид заботился не о своих личных интересах, а об интересах группы. В итоге индивида ничего не должно волновать, кроме его этничности, которая предположительно подвергается угрозе. Тогда группа начинает бороться за изменение своего статуса вплоть до постановки вопроса о собственном национальном государстве.

Чешский исследователь национализма М. Хрох выделил несколько фаз развития национального движения (фазы Хроха):

· фаза А – некоторое количество интеллектуалов изучает и пропагандирует культуру этнической группы, причем сами интеллектуалы могут к ней не принадлежать;

· фаза Б – националистически настроенная интеллигенция (так называемые политические антрепренеры) выдвигает политические требования: подфаза Б1 – агитация не встречает массовой поддержки; подфаза Б2 – массовая поддержка агитации, появление прослойки активистов движения, которые служат передаточным звеном между антрепренерами и массой;

· фаза В – массовое национальное движение. На этой фазе происходит внутренняя диверсификация движения, в нем выделяются разные идеологические и политические направления (например, религиозное и светское крыло).

Фазы Хроха довольно просты, но удобны, если мы хотим узнать, на каком примерно этапе находится национальное движение и насколько оно далеко от открытого конфликта. Не всякое национальное движение, раз возникнув, доходит до финальной фазы. Некоторые остановились на первой фазе развития, другие дошли только до подфазы Б1. Такие движения не представляют угрозы целостности государства.

Появлению и дальнейшему развитию национального движения способствуют следующие обстоятельства:

1) общество должно достичь определенного уровня модернизации. Должна существовать прослойка образованных людей, принадлежащих к недоминирующему этносу, т.е. обществу необходима некоторая социальная мобильность. Национальное движение не сможет развиваться, если вся этническая группа состоит из крестьян;

2) должен существовать социальный конфликт, который нельзя разрешить через политическую систему данного общества, но можно выразить в терминах борьбы этнической группы за более высокий политический статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: