Национализм и национальное государство

Появление идеологии национализма и основанных на ней национальных государств определило весь характер мирового политического процесса с конца XVIII в. до наших дней. Хотя процесс формирования национальных государств начался в Европе и ее американских колониях, последующая колонизация европейцами остального мира привела к тому, что принцип национализма распространился также на Африку, Азию и другие регионы.

До начала модернизации европейские государства носили характер династических империй. Империя отличается от национального государства тем, что не предполагает культурной унификации населения. Жители империй могут принадлежать к разным культурам и религиям, говорить на разных языках. В таких государствах слово «нация» можно применять только к аристократии. Например, под польской нацией в XVI–XVIII вв. подразумевали дворянство (шляхту) государства Речи Посполитой, но польское крестьянство в эту нацию не входило. В Османской империи допускалось культурное разнообразие: немусульманские религиозные общины пользовались частичным самоуправлением, образуя так называемые миллеты под руководством религиозных лидеров. Священная Римская империя германской нации, или Империя Габсбургов, представляла собой классическую династическую империю, населенную не менее чем 10 крупными этническими группами (не считая мелких).

Легитимность династических государств коренным образом отличалась от легитимности современных нам национальных государств. В конституциях большинства государств сейчас можно прочесть, что власть исходит от народа, т.е. источником легитимности является сам народ. В династическом государстве источником легитимности считался Бог. Власть основывалась на божественном праве монарха, который считался сакральной, в чем-то даже сверхъестественной, фигурой. Монарх в династической империи не являлся «представителем народа», соответственно, не возникало никакой связи между принадлежностью к народной культуре и правом на власть. Монархи и их подданные еще в XIX в. часто говорили на разных языках.

В отличие от династической империи, национальное государство предполагает однородную культуру внутри своих границ. В современной науке нет единого мнения о том, почему государства стали приобретать национальный характер. Большинство исследователей, чьи работы по национализму стали классическими (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум), предполагают, что после начала промышленной революции у людей возникает потребность общаться в процессе труда: рабочий на фабрике должен понимать указания мастера, мастер – указания инженера. Формируется потребность в унификации языка и культуры в пределах одного государства. Принцип национализма означает, что границы государства должны совпадать с границами культурного сообщества (нации).

Существуют следующие способы достижения единства государства и культуры, из которых два первых можно назвать мягкими, а два последних – жесткими:

1) ассимиляция, т.е. подчинение культурного разнообразия одной, господствующей, культуре;

2) приведение государственных границ в соответствие с культурой, например, разделение империй на национальные государства (сепарация) или объединение династических государств с единой культурой;

3) этнические чистки, т.е. изгнание представителей этнических групп, культура которых отличается от господствующей;

4) этноцид, т.е. уничтожение господствующей культурной группой других этнических групп.

Эрнест Геллнер выделяет четыре пояса образования наций в Европе:

· первый пояс: образование наций на базе сложившихся династических государств. Метод – ассимиляция многочисленных этнических культур, существующих на территории каждого государства. Примеры: Франция, Великобритания, Португалия. Процесс ассимиляции был довольно сложным: например, на 1793 г. только 3 млн из 26 млн жителей Франции говорили по-французски. Принадлежность к нации данного типа, фактически, совпадает с гражданством (подданством) при условии, что гражданин ассимилируется в господствующую культуру;

· второй пояс: создание новых государств путем объединения разных государственных образований на основе общей культуры. Такие государства стали называть культурными нациями в отличие от политических наций первого пояса. Примеры: Италия, Германия. В каждом случае – как и в странах первого пояса – национальное объединение происходило вокруг какой-то одной области (Прусское королевство для Германии, Сардинское – для Италии). Культура и язык этой области становились общенациональными, т.е., после образования государства в нем начинался процесс ассимиляции. В 1861 г. литературным итальянским языком владели только 3% жителей Италии. «Мы создали Италию, осталось создать итальянцев!» – такие слова приписывают одному из инициаторов объединения Италии писателю Массимо Д'Адзельо;

· третий пояс: новые национальные государства формируются на основе принципа самоопределения народов (Финляндия, Польша, Чехословакия, Турция). Этот принцип был сформулирован в 1918 г. Президентом США В. Вильсоном применительно к народам, населявшим три распадавшиеся европейских империи: Российскую, Османскую и Австрийскую. Для третьего пояса характерно формирование национальных культур на основе народной (сельской) культуры одного из этносов, населявших соответствующие области империй. Но проблема этнических меньшинств встала в новых нациях также остро, как в империях. На этом этапе начинают применять жесткие методы унификации культуры в границах новых государств: этнические чистки и этноцид. В качестве примера можно привести так называемый обмен населением между Грецией и Турцией в 1923 г., в результате чего тысячи людей погибли и остались без крова;

· четвертый пояс, фактически, продолжает процессы «третьего пояса», но касается только Российской империи (без отделившихся в третьем поясе Финляндии и Польши). Национальные государства формируются по тому же принципу, что в третьем поясе, но не успевают закрепиться, так как империя была относительно быстро восстановлена в виде СССР. Процесс образования национальных государств возобновился после распада СССР в 1991 г. и характеризуется использованием жестких технологий этнической гомогенизации. Результатами этих технологий стали массовые нарушения прав этнических и языковых меньшинств в постсоветских государствах, вооруженные конфликты и недобровольное перемещение людей. Как мы можем наблюдать, процессы четвертого пояса продолжаются и в настоящий момент.

Образование наций в неевропейских государствах началось вместе с деколонизацией. По мере того, как новые государства Азии и Африки освобождались от политической власти европейцев, перед ними вставала задача национального строительства в тех границах, которые оставили им колонизаторы. Большей частью эти границы проводились случайно. В Африке можно наблюдать идеально прямые границы, проведенные по линейке, поэтому процесс создания наций был и остается малоуспешным и конфликтогенным. Постколониальные государства нестабильны, в них часто происходят конфликты и гражданские войны; многие государства распались или находятся в процессе распада. Нестабильность проявляется в таком явлении как «безгосударственные нации» – нации, стремящиеся к обретению собственного государства, но проживающие на территории государств, которые не считают своими. Например, своего государства нет у нации курдов – чтобы создать курдское государство пришлось бы разрушить Турцию, Армению, Иран, Ирак и Сирию. Некоторые безгосударственные нации объединены в Организацию непредставленных народов и наций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: