Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь

Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем сле- дующие формы бытия права, которые в совокупности выража- ют динамику правовой реальности:

а) мир идей: идея права;

б) мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в) мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).

Данное членение традиционно и в целом аналогично (хотя и не полностью тождественно) делению на такие формы или уров- ни бытия права, как правосознание, правовые нормы и правоот-

8- 10875 ДанильянI


ношения. Единство этих уровней и представляет собой такой объект, как право. Каждый из этих уровней находит наиболее развитое описание в соответствующих философско-правовых концепциях. Так, например, идея права находит свое выражение в классических теориях естественного права, особенно деонтоло- гического (субъективистского) направления, правовые нормы и законы — в аналитической юриспруденции (правовом позити- визме). Что же касается третьего уровня, уровня взаимодействия между социальными субъектами, то это мир социальной пред- метности, в котором право переходит в мир социальной реально- сти. Этот мир участвует в формировании права, в наделении пра- ва материальным содержанием.

Что же представляет собой право? Один из этих слоев или их совокупность? Решение этой проблемы следует искать на пути дополнения статистического аспекта анализа структуры право- вой реальности динамическим аспектом, что дает возможность проследить саморазвитие права, развертывание его сущности че- рез ряд определений. Важнейшими среди них являются:

а) абстрактно-общие определения (правовые идеи и прин-

ципы);

б) конкретно-общие определения (формально-позитивные правовые нормы);

в) материально-конкретные определения (прежде всего су- дебные решения);

г) социально-предметное воплощение в позитивно-правовом

поведении субъекта.

В самом сжатом виде динамическая структура правовой ре- альности, как теоретическое воспроизведение процесса осущест- вления права, может быть представлена следующие образом.

Идея права является исходным логически первым компонен- том правовой реальности. Здесь не ставится вопрос о том, что лежит в основании этой идеи: природа человека, разум, объек- тивный порядок ценностей, социальные отношения или воля и мудрость Бога. Идея права представляет собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, его «проект» или задачу («регулятивная идея»). Она представляет собой идеальный ас- пект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле).

В структурном плане идея права предполагает наличие:

а) субъективной (антропологической) компоненты, то есть содержит информацию о том, кто способен быть субъектом пра-


ва, на кого оно ориентируется. Таким субъектом является тот, кто умеет отличить ценное от неценного;

б) аксиологической компоненты, то есть представляет собой систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выра- жаемую в понятии справедливости;

в) деонтологической компоненты, то есть выступает в виде идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанно- стей.

Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют тот минимум требова- ний, который можно поддерживать при помощи организованно- го насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея предшествует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.

Правовая идея есть данность нашего сознания, имеющая оп- ределенный смысл, выражающий в самом общем плане момент долженствования. Идея права обладает лишь потенциальной действительностью, в отличие от позитивного права, но эта по- тенциальность столь существенна, что задает нормативную силу позитивному праву.

Вторым элементом правовой реальности является закон (пра- вовые нормы). Позитивное право предстает, прежде всего, в фор- ме закона (однако не сводится к нему), который представляет со- бой конкретно-общие, формально-позитивные правовые нормы. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию пра- вовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте. Это право на оп- ределенном этапе его становления. Закон это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как сужде- ние о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законода- тельства (его внешняя форма), которая устанавливается субъек- том власти, коренится в авторитете законодателя.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые про- цедуры, процессуальные формы, правовой статус и правовой ре-


жим, правовой договор, иск и обвинение и т. д. Различие между ними носит функциональные, а не сущностные характеристики. Смысл принципа формального равенства выражается, напри- мер, в правовой норме — в виде правил поведения субъектов права; в правовом отношении — в виде взаимоотношений фор- мально равных, свободных и независимых друг от друга субъек- тов права; в правосознании — в форме осознания смысла и тре- бований принципа права членами данного правового сообщества; в правосубъектности — в форме признания индивидов (их объе- динений, союзов) формально равными, свободными, независи- мыми друг от друга субъектами правового типа общения; в пра- вовых процедурах — в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъекта- ми, разрешения спора о праве и т. д. Так что право существует во всех этих правовых формах, где соблюдается и применяется принцип формального равенства1.

И, наконец, следующий аспект правовой реальности — это мир социальных действий, наиболее сложный мир, наименее ис- следованный с позиций философии. Процесс социальных взаи- модействий выражает такую стадию в осуществлении права, как правореализация. Центральной фигурой этого процесса оказы- вается субъект как исполнитель нормы в его отношении к другим людям. Эти отношения оказываются возможными при наличии определенных способностей, качеств человека.

Основным качеством субъекта права является способность признания идеи права и способность психически волевого при- знания нормы, когда последняя рассматривается в качестве же- лательной или нежелательной для данного субъекта. Могут быть выделены три основных уровня психически волевого отношения субъекта к норме: а) низший — желание нарушить норму; б) средний — желание подчиниться норме (по соображениям пользы или из боязни наказания, в целом — нейтральная пози- ция); в) высший - всецелое признание выраженной в норме ценности.

Именно социальные субъекты, а именно люди и их объедине- ния, являются «рычагами», благодаря которым идея права нахо- дит свое осуществление и оказывает влияние на жизнь. Формой такого осуществления оказывается правомерное поведение. Осу-

 

1 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 1997. — С. 50-51.


ществление права — это результирующая его характеристика, что может быть выражено категорией правопорядка. На этом уровне право как должное переходит в социальную жизнь. Ста- ло быть, наиболее конкретной формой бытия права являются правильные действия и решения в конкретной ситуации самого субъекта права.

Таковы основные формы или уровни бытия права.

 

ВЫВОДЫ

1. Правовая реальность представляет собой особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую свою собственную логику и зако- номерности, с которыми нельзя не считаться. Смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении того, что есть право.

2. Структуру правовой реальности составляет соотношение между ес- тественным и позитивным правом как двумя противоположными, но тесно связанными между собой формами правопонимания. Это соотношение вы- ражается при помощи категорий сущности и существования.

3. Соотношение бытия и существования права, сущности права и пра- вовых явлений есть соотношение правового принципа формального равен- ства и форм его осуществления. К этим формам относятся: идея права, за- кон, правовая жизнь (действия и отношения) и ряд других.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое онтология и как соотносятся понятия «бытие», «реаль- ность», «существование»? В чем состоит особенность правовой реально- сти?

2. Что выступает онтологическими основами права? Что выступает первичным элементом правовой реальности?

3. К каким типам реальности относится право?

4. Как соотносятся понятия «право» и «правовая реальность»?

5. Как соотносится должное и сущее в праве?

6. Является ли естественное и позитивное право необходимыми эле- ментами правовой реальности? Какими категориями возможно выразить их соотношение?

7. Каковы формы (уровни) бытия права?

8. Что необходимо для осуществления права?


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: