Ценности в праве и право как ценность

 

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано- вятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и пред- почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценно-


сти, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз- ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри- нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра- нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ- ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии. По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи- тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен- ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо- бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно- стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы- вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо- раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изуче- ние и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис- полнение, использование и соблюдение права) представляют со- бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце- ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология1. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен- ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя- зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио- логическом измерении выступает как строго определенная фор-

 

1 См.: Неновски Н. Право и ценности. — М., 1987; Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянца. — М., 2000; Бандура О.О. Сдшсть цшностей та ютини у правь — Киев, 2000.


ма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи- озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм1.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем со- стоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по- ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа- лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен- ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, за- крепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно- стей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизыва- ют общественное правосознание и становятся основными прин- ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де- мократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существу- ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен- ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре- альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра- вотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивиду-

 

' См: Нерсесянц B.C. Философия нрава. Учеб. для вузов. — М., 1995. — С. 54.


альных и коллективных проявлениях. Сами права человека так- же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра- жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со- вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных мо- ментах.

Инструментальная и собственная ценность права. В совре- менном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое вы- ступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз- ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово- го инструмента каждый раз определяется конкретно историче- ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея- тельности субъектов права, организационных сил, соответствую- щих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со- стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но- вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ- ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран- ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что- бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру- гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является самораз- вивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно пря- мо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозида- нию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.


Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен- тальным с теоретической точки зрения является разделение цен- ностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов- ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренче- ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно- стей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных цен- ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регу- лятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра- вовые ценности составляют элемент системы социального (соци- ально-политического) управления обществом. При этом они яв- ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы- раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня- ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ- циональной особенностью -- имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во- левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив- но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор- мы бытия ценностей:

— общественные целевые ценности и идеалы;

— предметно-воплощенные ценности;

— личностные (или экзистенциальные).

Рассмотрим эти формы бытия ценностей более подробно.

1. Общественные целевые ценности и идеалы. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде


ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различ- ных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе право- вых обязанностей, то есть деонтических правовых ценностей.

Под идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, — нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как осо- бой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемой как «открытость ми- ру», такого момента, который в классической философии рас- сматривается как момент духа. Этот момент выражается в ориен- тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко- торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал - это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственно- го самоусовершенствования», на пути постепенного осознания

«достоинства человека» как высшего и единственного принци- па «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в граж- данском состоянии. Право выступает для людей в качестве выс- шего принципа, из которого должны исходить все максимы, ка- сающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен- ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох- ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со- став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо- го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна- нию глубокую личностную окрашенность.

Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы- ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими


ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен- ствования личности, как форма реализации активности, творче- ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, вар- варства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

2. Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа- лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако- нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле- мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра- ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис- ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но- вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала- ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

3. Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла- гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто- ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но су- ществующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре личности носит двоякий характер: «Я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видения и оценки, и по- этому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя


и другого под общую с ним норму морали, в праве или под ка- кой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной уста- новки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие ин- дивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было вопло- титься, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с от- влеченной точки зрения справедливости»1.

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя- зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ- лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела- ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за- висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности чело- века выстрадана всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право представляет собой не только инструментальную ценность — ценность «инст- румента» разрешения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и эмансипирующее, развивающее средство, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру являются деонтически- ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци- ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно- сти общества и человека выступает и как основа его самосозида- ния в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед- ливости. Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова- нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

 

1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.,  1986.      С. 120.


 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: