Контрольные вопросы и задания

1. Каковы место и роль правительства при различных системах правления?

2. Составьте структурную схему Правительства Российской Федерации.

3. Каков порядок формирования Правительства?

4. Каковы меры ответственности Правительства перед другими органами государства?

5. Каков порядок отставки Правительства?

6. Назовите основные полномочия Правительства.

7. Каков порядок принятия правовых актов Правительства?

8. В чем сущность системы федеральных органов исполнительной власти, утвержденной в 2004 г.?

9. Составьте структурную схему федеральных органов исполнительной власти.

Тема 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Учебные цели: уяснение конституционных основ правосудия, судебной системы, статуса Конституционного Суда.

 

План

17.1. Понятие и принципы правосудия.

17.2. Судебная система и порядок формирования судов.

17.3. Конституционный Суд Российской Федерации.

17.1. Понятие и принципы правосудия

В соответствии с принципом разделения властей в РФ действует судебная власть – это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судебными органами. Судебная власть призвана осуществлять правосудие и обеспечивать законность в жизни общества.

Правосудие — это особый вид государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Основное назначение судебной власти — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет также важную роль в сдерживании и ограничении других ветвей власти: законодательной и исполнительной.

Основные функции судебной власти определены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 25.02.2014.,Рос. газ. от 6 января 1997 г.): осуществление правосудия посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства; применение мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных разговоров и др.); толкование правовых норм (толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом; постановления Пленума Верховного Суда о практике применения уголовного законодательства); официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание человека умершим, установление фактических брачных отношений); ограничение конституционной правоспособности граждан (признание граждан недееспособными в связи с врожденным слабоумием или душевным заболеванием).

После внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с 1 июля 2002 г. суд выполняет важнейшие конституционные функции, связанные с ограничением прав и свобод граждан: суд принимает решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска, о наложении ареста на имущество, на корреспонденцию, о контроле и записи телефонных и иных переговоров и др.

Наряду с этими функциями, имеющими внешний характер, можно выделить и функции внутреннего характера: надзор за решениями судов; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и др.

Конституционные основы судебной власти — это совокупность взаимосвязанных принципов и правовых норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации и конституционным законодательством и определяющих: взаимоотношения судебной власти с человеком; организацию судебной системы; функционирование всех ее органов.

Взаимоотношения личности с судебной властью: равенство всех перед законом и судом; право граждан на участие в отправлении правосудия; осуществление правосудия с участием присяжных и арбитражных заседателей; право каждого пользоваться помощью адвоката; презумпция невиновности; недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона; никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников; ведение судопроизводства на русском или государственном языке республики (на ее территории) и право каждого выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика; право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на помилование или смягчение наказания; право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти; запрет на обратную силу закона, отягчающего ответственность, и др.

Важнейшим принципом организации судебной системы является осуществление правосудия только судом, учрежденным в соответствии с законом. Не допускается создание чрезвычайных судов. Никакие другие властные органы не вправе осуществлять правосудие.

В федеральном конституционном законе выделяется также принцип единства судебной системы, которое обеспечивается соблюдением всеми судами федерального законодательства, надзором за деятельностью нижестоящих судов со стороны Верховного суда, признанием обязательности исполнения судебных решений на всей территории Российской Федерации, единым статусом судей, финансированием судов из федерального бюджета. Но при этом необходимо отметить конституционное закрепление специализации судов, в соответствии с которым Конституционный и Верховный суды независимы друг от друга. В судебной системе нет единого высшего или координирующего органа.

К организационным принципам относится и сочетание профессиональных и общественных начал в осуществлении правосудия. Наряду с профессиональными судьями в отправлении правосудия участвуют на непрофессиональной основе присяжные и арбитражные заседатели.

Принципы функционирования судебной системы включают: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; открытость и гласность при разбирательстве дел во всех судах; состязательность и равноправие сторон в суде. Обеспечение принципа равноправия сторон в суде дополняется уже упомянутым принципом презумпции невиновности.

Статус судей регламентируется Конституцией РФ и Законом Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» от 26.06.1992. № 3132-1, в ред. от 14.05.2015, Рос. газ. от 29.07.1992. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону — это конституционное положение является важнейшим условием самостоятельности судебной власти и позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие. Законом о статусе судей предусмотрены гарантии независимости судей: исключение постороннего воздействия на судей при вынесении судом решения в совещательной комнате; запрет любого вмешательства в деятельность судей; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу и др.

Несменяемость судей обеспечивает стабильность судебной системы и является еще одной гарантией независимости судей. Вместе с тем закон предусматривает возможность приостановления полномочий судьи: в случае признания его безвестно отсутствующим; при привлечении судьи к уголовной ответственности с согласия квалификационной коллегии судей, а также в случае его участия в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты. Полномочия судьи могут быть прекращены решением квалификационной коллегии судей: по заявлению об отставке; по состоянию здоровья; по истечению срока полномочий, в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением иностранного гражданства; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда и др.

Неприкосновенность судей — одна из важнейших гарантий их независимости. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а рассматривается оно по заявлению судьи Верховным Судом Российской Федерации.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, соответствующей квалификационной коллегией судей может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

 
17.2. Судебная система и порядок
формирования судов

 
В настоящее время в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, ред. от 05.02.2014,Рос. газ. от 6 января 1997 г., судебная система Российской Федерации включает в себя:

А. Федеральные суды:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации – после ликвидации в 2014 г. Высшего арбитражного Суда в его юрисдикцию входят:

 - система судов общей юрисдикции —она включает:

верховные суды республик, суды краевые, областные, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, приравненные к ним военные суды военных округов, флотов и родов войск; районные, городские суды, приравненные к ним военные суды армий, соединений и гарнизонов; предусмотрена также возможность создания специализированных судов.

- система арбитражных судов —она включает:

федеральные арбитражные суды округов (в отличие от федеральных округов арбитражных округов десять); арбитражные апелляционные суды (их создано 20); арбитражные суды субъектов Российской Федерации, суд по интеллектуальным правам (специализированный арбитражный суд).

Создан также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации для организационного и финансового обеспечения деятельности всех судов, находящихся под юрисдикцией Верховного Суда, в том числе мировых судей.

Б. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи (входят в систему судов общей юрисдикции).

Порядок формирования судов:

● Председатели, заместители председателей и судьи Конституционного и Верховного судов назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента РФ;

● Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ;

● Председатели, заместители председателей и судьи кассационных и апелляционных судов освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

Председатели и заместителя председателей высших судов, а также других федеральных судов назначаются на должность сроком на шесть лет из числа судей соответствующих судов.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда неоднократно. На Председателя Конституционного Суда и Председателя Верховного Суда не распространяется установленный федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи.

По прекращении полномочий руководителей всех судов за ними сохраняется должность судьи соответствующего суда.

Мировые судьи назначаются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации старше 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Судьям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования. Все кандидаты на должность судьи сдают квалификационный экзамен и проходят медицинское освидетельствование. Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.

До 2009 г. федеральным законом предусматривалось, что в первый раз федеральный судья назначался на должность сроком на три года, затем эта норма была исключена из федерального закона. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

 
Все судьи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями и компетенцией.

17.3. Конституционный Суд
Российской Федерации

 Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в РФ, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

 Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя.

 
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации регламентируется Федеральным конституционным законом«О Конституционном Суде Российской Федерации»от 21 июля 1994 г., № ФКЗ-1, ред. от 04.06.2014,Рос. газ. от 23 июля 1994 г. Как и в большинстве других государств, он такжене рассматривает конкретные дела, так как это орган конституционного контроля.

Конституционный Суд работает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

• федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

• конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ  и совместному ведению;

• договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

• не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Поправка к статье 125 Конституции РФ позволяет Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов до их подписания Президентом РФ, а также законов субъекта РФ до их обнародования.

Кроме того, он разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. По запросам дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд может обращаться с посланиями к Федеральному Собранию, имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, судьи Конституционного Суда присутствуют при принесении присяги Президентом РФ.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. К нему также предъявляются требования, связанные с иностранным гражданством, видом на жительство за рубежом и др.

Срок полномочий судей до 2005 г. составлял сначала 12 лет, затем — 15 лет, а в настоящее время полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда — 70 лет. На Председателя Конституционного Суда эта норма не распространяется.

Все дела рассматриваются и разрешаются на заседаниях Конституционного Суда в полном составе.

В своей деятельности Конституционный Суд руководствуется принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства дел, состязательности и равноправия сторон. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке.

Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, которые не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит опубликованию вместе с решением Суда.

Решения Конституционного Суда принимаются в виде постановлений, заключений, определений. Решение Конституционного Суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его оглашения.

Таким образом, судебная власть в Российской Федерации осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. Их главная задача — защита членов общества от произвола других граждан и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Наряду с этим суды представляют важное звено системы сдержек и противовесов при реализации принципа разделения властей.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: