III. Стилевые особенности музыкального искусства XX века

1. Новые методы музыкальной композиции, ладотональной организации и способы звукоизвлечения:

• модальная техника, расширенная тональность;

• атональность;

• додекафония, серийность, постсериализм;

• пуантализм;

• алеаторика;

• сонористика;

• электронная музыка;

• стохастическая музыка;

• конкретная музыка;

• коллаж, аллюзии;

• хэппенинг;

• минимализм.

2. Тенденции развития музыкальных жанров:

а) Тяготение, к лаконизму, новому восприятию времени. Приоритет камерных
жанров, миниатюрных либо компактных форм.

Преобладают одноактные оперы, оперы-новеллы, жанры моноопер: «Ожидание», «Счастливая рука» А. Шенберга, «Испанский час», «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Узник» Л. Даллапиккола. Оперы-минутки: «Святая Сусанна», «Новости дня» П. Хиндемита, «Бедный матрос» Д. Мийо. Одноактные балеты: «Лани» Ф. Пуленка, «Салат» Д. Мийо, «Чудесный мандарин» Б. Бартока.

Сходные тенденции к камерности, миниатюризму наблюдаются в симфонической и инструментальной музыке: «Маленькие симфонии» Д. Мийо, преобладание разнообразных жанров камерно-инструментальной музыки, созданных по типу «concerto grosso»: Концерт для скрипки, гобоя, трубы, контрабаса, фортепиано и струнного оркестра О. Респиги, «Concerto grosso», Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр Б. Мартину, «Музыка для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока, Концерт для оркестра, «Книга» для оркестра и «Венецианские игры» В. Лютоставского, Концерт для оркестра и «Симфонические метаморфозы» на тему К. М. Вебера П. Хиндемита.

Пьесы для оркестра: «Памятник Лидице», «Мистерия времени» Б. Мартину, «Пасифик 231», «Регби», «Песнь радости» А. Онеггера.

Миниатюрные циклы пьес для камерного оркестра: А. Шенберг - «Пять пьес для оркестра» ор. 10, «Вариации» для оркестра А. Веберна.

Сюиты для оркестра: «Провансальская сюита», «Французская сюита», «Сельская сюита» Д. Мийо, «Партита» для оркестра Ш. Кеклена, «Маленькая сюита» для оркестра И. Стравинского, «Паганиниана» А. Казеллы, «Триптих по картинам Боттичелли» О. Респиги.

Чрезвычайно популярны всевозможные жанры камерно-инструментальной музыки (трио, квартеты, квинтеты, септеты, разнообразные жанры пьес для различных инструментов).

б) Тенденция к синтезу жанров
Симфонии с вокалом и хором, симфонии кантаты: Вторая, Третья, Четвертая,

Восьмая симфонии, «Песня о земле» Г. Малера, симфония «Песнь о ночи» К. Шимановского.

Оперы-оратории: «Юдифь» А.Онеггера, «Царь Эдип» И.Стравинского. Фортепианный концерт-балет «Утренняя серенада» Ф. Пуленка, концерт-рапсодия для альта с оркестром Б. Мартину. Симфоническая драма с голосом «Сократ» Э. Сати.

Сценические кантаты «Кармина Бурана», «Катулли кармина», сценический концерт «Триумф Афродиты» К. Орфа.

в) Внедрение в музыкальные жанры немузыкальных элементов, синтез
музыкальных и театрально-драматических жанров.
Опера с использованием кино: «Христофор Колумб» Д. Мийо, «Потерянный

рай» К. Пендерецкого. Балет с использованием кино: «Антракт» Э. Сати.

Симфоническая пьеса с включением в музыкальный текст партитуры магнитофонной записи: пение соловья в оркестровой сюите «Пинии Рима» О. Респиги.

Театральные пьесы с музыкой: «Хитрецы», «Бернауэрин» К. Орфа, его же опера-зингшпиль «Умница».

г) Необычные составы в ансамблях.
«Лунный Пьеро» А. Шенберга для голоса (в манере «spreschgesang»),

фортепиано, флейты, кларнета, скрипки, виолончели. «Побеги сердца» А. Шенберга с сопровождением челесты, гармониума и арфы. «Ода Наполеону» А. Шенберга для чтеца, квартета и фортепиано. Квартет А. Веберна для скрипки, кларнета, саксофона-тенора и фортепиано. «Негритянская сюита» Ф. Пуленка для фортепиано, флейты, кларнета, струнного квартета и тенора. «Французская сюита» Ф. Пуленка для девяти духовых, барабана, клавесина и арфы. «Сельский концерт» для чембало и оркестра Ф. Пуленка, Концерт для органа, струнного оркестра и литавр Ф. Пуленка. «Квартет на конец времени» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано О. Мессиана.






Глава II. Импрессионизм. Эстетика. Живописная техника. Импрессионизм

В музыкальном искусстве

Возник первоначально в живописи, во Франции. 1874 год - первая выставка группы неизвестных художников в Париже. Происхождение термина (impression -впечатление) связано с названием картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Изначально иронический термин стал впоследствии официальным названием стиля.

Неприятие творчества импрессионистов современниками. Негативные отзывы в прессе. Посмертная слава. Художники: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писарро, А. Сислей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: