Эстетико-стилевые тенденции

Общая характеристика эпохи. Ее сложность, событийная и информационная перенасыщенность. Социально-исторические катаклизмы -революции, войны; научно-технический прогресс небывалой интенсивности; эсхатологические теории, библейские пророчества.

Философские концепции, оперирующие к области подсознания, интуитивному, иррациональному, либо напротив, логически-конструктивному, рационально-научному постижению мира. Поляризация тенденций, либо их причудливый симбиоз. Стилевой плюрализм как результат множественности мироощущений,осуществлений, противоречивости происходящих событий.

Процесс, ведущий от моностилистики предыдущих эпох (Античность, Возрождение и т.д.) к постепенному стилевому расслоению (18-19 века) и полистилистический взрыв на рубеже 19-20 вв.

I. Основные стилевые течения искусства в первой половине XX века

 

1. Импрессионизм
2. Символизм
3. Поздний романтизм
4. Веризм
5. Фовизм
6. Футуризм
7. Эспрессионизм
8. Кубизм
9. Конструктивизм
10. Абстракционизм
11. Дадаизм
12. Урбанизм
13. Сюрреализм
14. Неоклассицизм

Тесная взаимосвязь живописи, литературы и музыки. Общность художественной концепции, сходство выразительно-стилевых приемов. В этой связи - необходимость изучения искусства конца XIX- XX веков в его триединстве (живопись - литература -музыка).

II.Тематика музыкальных произведений (наиболее типические концепции):

Античность

Оперы: «Пенелопа» Г.Форе, «Электра» Р.Штрауса, «Орестея» Д.Мийо, «Орфеиды» Ф.Малипьеро, опера-оратория И.Стравинского «Царь Эдип».

Балеты: «Дафнис и Хлоя» М.Равеля, «Аполлон Мусагет», «Орфей» И.Стравинского, «Вакх и Ариадна» АРусселя. Сценическая кантата «Триумф

Афродиты» К.Орфа. Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» К.Дебюсси.

2. История
Оперы и одноименные симфонии «Художник Матис%> и «Гармония мира»

П.Хиндемита, оперы «Христофор Колумб», «Боливар» Д.Мийо, «Узник» Л.Даллапиккола. Оратория «Жанна Д'Арк на костре» А.Онеггера, кантата «Уцелевший из Варшавы» А.Шенберга, «Военный Реквием» Б.Бриттена, его же «Баллада о героях», «Песни заключенных» Л.Даллапиккола, «Прерванная песня» Л.Ноно.

3. Библейская тематика, притчи.
Оперы и оперы-оратории: «Царь Давид», «Юдифь» А.Онеггера, «Давид»

Д.Мийо, «Моисей и Аарон», «Лестница Иакова» А.Шенберга. «Цвета Града Небесного» для фортепиано и оркестра духовых и ударных, «Рождение Христа» для органа О.Мессиана.

4. Экзотика
Опера «Турандот» Дж.Пуччини, симфония «Турангалила» О.Мессиана, балет

«Сотворение мира» Д.Мийо, «Экзотические птицы» для фортепиано с оркестром О.Мессиана, его же «Семь хайку» для оркестра, «Ярави» для сопрано и фортепиано, фортепианный цикл «Мана», «Заклинание «для флейты А.Жоливе.

5. Урбанистическая тематика
Симфонические пьесы «Пасифик-231», «Регби» А. Онеггера, «Хафтайм»,

«Суматоха» Б. Мартину, «Каталог сельскохозяйственных машин» Д. Мийо, «Прогулки» для фортепиано Ф. Пуленка, фокстрот «Прощай, Нью-Йорк» Ж. Орика. Балеты «Парад» Э. Сати, «Голубой экспресс» Д. Мийо, «Подводная лодка» А. Онеггера, «Комната» Ж. Орика. Оперы: «Плащ», «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.

6. Игровые концепции, буффонада, гротеск
Опера «Джонни наигрывает» Э. Крженека, «Новости дня», «Туда и обратно» П.

Хиндемита, балеты «Бык на крыше» Д. Мийо, «Новобрачные на Эйфелевой башне» Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Ж. Тайефер, Ж. Орика. Фортепианные пьесы Э. Сати «Тощий танец», «Обрюзглые прелюдии для собак», «Бюрократическая сонатина».







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: