Эстетика импрессионизма

Мгновенность, сиюминутность в передаче изображаемых явлений. Фиксация быстротечного, ускользающего, мимолетного: летучих, беглых мгновений в природе, в выражении лиц, в движении человеческого тела, скольжении зыбких, изменчивых психологических состояний, феерических, быстро сменяющихся ощущений.

Необычность избираемых ракурсов, оригинальность композиции. В основе – впечатление. Спонтанно-импульсивное, субъективное восприятие конкретного момента (К. Моне: «Создается не пейзаж, а впечатление от пейзажа»). Преодоление статики изобразительного искусства в стремлении запечатлеть подвижную, трепетную динамику природных и психологических явлений. Обращение к принципу процессуальности, подобному принципам развития музыкального искусства. Отсюда -сериалы картин-зарисовок одного и того же объекта, поданного в различном свето-

цветовом освещении: «Стог сена» К. Моне (18 полотен), «Пейзаж пруда с кувшинками» К. Моне (48 полотен), «Руанский собор» К. Моне (утром, в полдень, вечером). Подобный принцип типичен для японского изобразительного искусства (например, сериалы гравюр Хокусай с видами на гору Фудзияма) и отражает способность видеть явление каждый раз заново, как в первый раз.

Культ красоты, радости жизни. Утонченная поэзия, мечтательность, богатейшая, почти фантастическая игра воображения, интуиции. Умение в обыденном, привычном увидеть нечто необычайно прекрасное, свершившееся «очарование невозможностей». Волнующие ощущения в сопереживании гармонии мироздания, гармонии природы и человеческих настроений. Попытка остановить мгновения счастья, когда исчезает, растворяется личное страдание. Желание ощутить каждое проживаемое мгновение как восхитительное чудо бытия.

Живописная техника

• Подлинная революция в живописи, ниспровержение всех канонов.

• Радужность цветовой палитры с использованием чистых, не смешанных красок солнечного спектра.

• Принцип тонкого, свободного, непреднамеренного мазка.

• Принцип «стертых» граней, завуалированность линий, отсутствие четких контуров в изображении предметов, как бы размытых в светоносных вибрациях воздушных потоков.

При этом возникают неожиданные, удивительные эффекты: легкие тени, радужные переливы, струящийся свет, колеблющийся воздух, необычные световые пятна.

Художники выходят из мастерской на открытый воздух, на пленэр, насыщая свои полотна воздухом и светом. Предпочтение отдается небольшим по формату произведениям, выполненным акварелью (сходство с техникой японской живописи по мокрому шелку - жанр «сумиё»).

Тематика произведений импрессионистов: пейзаж (К. Моне, К. Писарро), портрет (О. Ренуар), беглые жанровые зарисовки с натуры (Э. Мане, Э. Дега). Репродукции: К. Моне, О. Ренуара, Э. Мане, К. Писарро, Э. Дега.

Импрессионизм в музыкальном искусстве

Возникновение музыкального импрессионизма - конец 80-х годов XIX века. Композиторы: К. Дебюсси, М. Равель. Испытали влияние импрессионизма: П. Дюка, Ф. Шмитт, А. Руссель, О. Респиги, Ф. Малипьеро, М. Де Фалья, Ж. Энеску и др.

Эстетика музыкального импрессионизма аналогична живописной: мгновенность воплощаемых состояний, подвижность, изменчивость, летучесть ощущений. Импровизационность, эскизность музыкальных зарисовок. Фиксация одного и того же явления в различных ракурсах: отсюда принцип бесконечных вариантных модификаций, ладо-гармонических, тембровых обновлений единого тематического материала. Сериалы «музыкально-живописных полотен» (триптих «Море», «Ноктюрны» К. Дебюсси).

В центре внимания композиторов - поэтизированный пейзаж-настроение. В названии произведения обычно отражен оригинальный ракурс видения объекта,

принцип сиюминутности в отображении зыбкого, исчезающего образа: «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют», «Колокола сквозь листву». «Терраса, посещаемая лунным светом». «Сады под дождем», «Фейерверк» Дебюсси, «Игра воды», «Отражения» («Ночные видения», «Долина звонов», «Лодка среди океана») М. Равеля.

Музыкальный портрет напоминает живописный набросок: «Девушка с волосами цвета льна», «Генерал Лявин - эксцентрик», «Маленький пастух» Дебюсси, «Принцесса, императрица пагод», «Мальчик-с-пальчик» Равеля.

Жанровая сцена, нередко встречающаяся у художников-импрессионистов, представлена также в музыке: «Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры» К. Дебюсси, «Альборада», «Разговор красавицы и чудовища» М. Равеля.

Подобно художникам, композиторы тяготеют к миниатюре (фортепианная прелюдия, инструментальная арабеска, романс, симфоническая пьеса, симфоническая прелюдия).

Музыкальный стиль, аналогично живописному, меняется качественным образом по отношению к классическому и даже романтическому стилям.

Мелодика: принцип «размытых граней» - зыбкость, неуловимость, завуалированность очертаний, отсутствие четкого рисунка, дробность, импровизационность. Преобладает тип мелодии-арабески, импровизационно гибкой, извилистой, орнаментально-причудливой. Характерны также краткие интонационные мотивы-островки», то всплывающие из фактуры, то растворяющиеся в ней.

Ритмика: гибкость, капризность, причудливость, сложность рисунка, использование редкого метра - 5/4, 7/4, 7/8, переменность размера, избегание квадратности. Легкие синкопы на гранях такта, обилие волнообразных, «колышащихся» ритмических фигур (дуоли, триоли, квинтоли, септоли).

Темп: фактор изменчивости (постоянная смена темпа, мельчайшие темповые градации, множество темповых ремарок в тексте).

Динамика: очень мобильна, полна тончайших градаций (от ррр до ff), встречаются неожиданные всплески sf, тотчас же угасающие. Преобладание «тихой» динамики, как бы вполголоса (рр, р, mр), ювелирной нюансировки.

Лад: пентатоника, целотонный звукоряд, диатонические лады (миксолидийский, дорийский, фригийский, часто в сочетании с мажором и минором натуральным). Ладовое «балансирование» напоминает живописную игру светотени. Различные виды пентатоник, модальная техника часто заимствованы из музыки дальневосточных стран, русской музыки, а также музыки европейского средневековья (григорианский хорал, лады-модусы).

Фактура: сложная, многослойная: нередко используется третья строчка в фортепианной музыке, фактура-фон с переливами и вибрациями. Этим фонам в музыке придается первостепенное значение: тремоло, всевозможные ажурные фигурации, трепетные, легкие пассажи и арпеджио, вуалирующие мелодический абрис - аналогично живописной технике, где четкая линия, контур рисунка размываются в светоносном радужном мареве, в переливающихся вибрациях фоновой палитры.

Гармония - основа музыки, выполняет колористическую роль. Функциональность не является ведущим принципом. Аккорды воспринимаются как красочные, зыбкие пятна на полотнах импрессионистов. «Игра» увеличенными

трезвучиями, нонаккордами, движением параллельных трезвучий и септаккордов, аккордами нетерцовой структуры (кварто-квинто-секундовые созвучия) и т.д.

Оркестр - красочный, колористически утонченный. То, что раньше в инструментовке встречалось эпизодически, становится нормой (арфа, ксилофон, челеста, саксофоны, басовый кларнет, малая труба, хор баз слов, кастаньеты, барабаны, треугольник и т.п.). Используются старинные инструменты (гобой d'amore, античные тарелочки).

Часто применяются такие приемы звукоизвлечения, как glissando, флажолеты, divisi, glissando флажолетами, pizzicato, сурдины, в том числе на духовых инструментах. С целью получения необычных красочных эффектов инструменты играют в несвойственных для них регистрах, особенно высоких.

Принцип чистой краски, сменяющих друг друга многочисленных солирующих тембров в оркестровке аналогичен принципу чистой краски в живописи (несмешение тембров). В сочетании с «мазковым» (коротким) звучанием дает колористический эффект, подобный живописному.

Исполнительская сложность, виртуозные соло деревянно-духовых инструментов, которым, как правило, поручаются солирующие партии (в целях создания пленэрного эффекта). Струнные и арфы с их постепенными divisi, тремоло и воздушными арпеджио создают богатейшие изысканные фоны, словно имитирующие шелест листвы, мерцание светотеней, вибрации воздушных потоков, журчание водных струй, игру солнечных и лунных бликов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: