• принцип «примитива» - схематическое, подобно детскому рисунку, изображение человека н предметов, отказ от пространственной перспективы или ее наивное изображение, «псевдоплоскостное» изображение, крупногабаритность рисунка;
• тяготение к резким колористическим контрастам, сопоставлению интенсивных красочных пятен; сочные, яркие тона «детского» набора красок, сочетание несовместимых тонов;
• интенсивный ритм асимметрии.
Репродукции картин А.Матисса, Н.Рериха, И.Крылова, М.Сарьяна.
Во второй половине XX века принципы фовизма возрождаются и обогащаются в так называемом «наивном искусстве», где акцентируется свежесть детского восприятия жизни.
В литературе наиболее интересное явление - русский акмеизм. Аkme (греч.) -высшая степень цветущей силы. Так называли себя поэты 1910-х годов -С. Городецкий, М. Кузьмин, ранние А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.
В противовес эстетике символизма, в фовизме подчеркивается броское значение слова, «стихия естества».Опоэтизированы чувства первозданного человека, буйное вакхическое веселье, физическая раскрепощенность индивидуума, не отягощенного догмой рационализма.
|
|
Содержание стихов аналогично содержанию живописи.
В качестве примера приводятся стихи из сборника «Ярь» С. Городецкого.
Параллели стиля литературного фовизма с живописью
• яркость зримых красочных пятен (оранжевый., алый, красный, багровый);
• ассиметричный тип стихотворных строчек (смещение акцентов, переменность ритма);
• принцип «примитива» в изображении первозданной природы и первобытного человека;
• конструирование слов;
• звонкие, яркие метафоры;
• магические «шаманские» заклинания - многократные повторы одного слова, обладающие, суггестивным воздействием.
Музыкальный фовизм представлен в творчестве М.Равеля, Б.Бартока, И. Стравинского. С.Прокофьева (произведения 1910-х годов).
Все сказанное по поводу ощущения, содержания искусства фовистов может быть непосредственно отнесено и к музыке.
Сюжеты - «Весна священная» И. Стравинского, «Скифская сюита» С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Варварское аллегро» Б.Бартока -связаны с древностью, часто с ритуально-обрядовыми истоками. Характерен также стиль «elementaria», так называемый «неондартальский» стиль К.Орфа, опирающийся на воскрешение наиболее древних пластов музыки.
Выразительные средства музыки (в качестве иллюстрации предлагается пьеса Б.Бартока «Варварское аллегро» и «Вакханалия» - финал балета М.Равеля «Дафнис и Хлоя»:
• стихия ритма: остинато или сложные полиметрическне комплексы; смещение акцентов, синкопирование, неравномерный такт, переменный размер (5/4, 7/8,), буйная взрывчатость ритмов, их первозданная гипнотическая сила, близкая «варварской» энергии современной рок и поп-музыки;
|
|
• завораживающие быстрые темпы или, напротив, медленные «раскачивания»;
• лаконичные интонационные формулы, напоминающие магические заклинания (из 3-х - 4-х звуков);
• гармония - пустотные архаические звучания (кварто-квинтовые, пентаккорды); варварское диссонирование, секундовые гроздья, кластеры, битональность, политональноеть;
• динамика - резкие sF, fff - мощная оглушающая лавина звуков;
• принципы развития: вариантная повторность попевок, их
метроритмическое варьирование, либо, напротив, - назойливая моторика
остинато;
• инструментовка - «тяжелая медь» в низком регистре, низкие деревянные духовые (бас-кларнет, контрфагот) или пронзительные высокие флейта и кларнет рiccolo;
• богатство и разнообразие ударной группы, которая подчеркивает необузданно-дикий, стихийный колорит музыки. Ударные, как древнейшие инструменты первобытно-обрядовых форм искусства.
Музыкальный анализ финальной сцены из балета М.Равеля «Дафнис и Хлоя», а также сцен из балета И.Стравинского «Весна священная» («Игра двух городов», «Великая священная пляска») и Пролога к сценической кантате К.Орфа «Катулли кармина».
Глава ХI. Экспрессионизм. Эстетика. Стилистика. Выразительные средства живописи. Выразительные средства музыки. А. Берг. Опера «Воццек»
Возник в австро-немецком искусстве, в 1905г., первоначально в живописи, затем в литературе, музыке (1908-1909 гг.).
В живописи - группа «Синий всадник»; Кандинский, Кокотка, Клее, Марк. Объединение «Мост» (Нольде, Пехжтейн, Кирхкер, Шмидт-Ротлюаф).
В литературе - журнал «Штурм»; Эдшмидт, Бенн. Журнал «Акцион»: Бехер, Верфель, Лихтенталь.
В музыке: А.Шенберг, А.Берг, П.Хиндемит (ранние оперы «Нуши-Нуши», «Убийца, надежда женщин»), ранние сочинения А.Веберна (Шесть пьес ор. 6, песни на стихи Г.Тракля).
Экспрессионизм широко распространился в странах Европы и Америки. Черты экспрессионизма можно отметить у художников; Пикассо, Сикейроса, Гуттузо, Дикса, Ользе, Зеллера; писателей: Ф.Кафкн, Г.Манна, в драматургии Б.Брехта, в России - у К.Бальмонта, Л.Андреева.
Влияние экспрессионизма сказались в творчестве Шрекера, Крженека, отчасти -в стиле Б.Бартока, Б.Бриттена, А. Онеггера, П.Хиндемита и др.
Предшественники экспрессионизма: Э.Мунк. Ван Гог, в музыке - Г.Малер, Р.Штраус.