История создания. Программность. Первоначальный вариант - 5 частей (I том «Из дней юности». 1ч.- «Весна без конца», 2 ч. - «Цветение», 3 ч. - «На всех парусах», П том - «Человеческая комедия». 4 ч, - «Траурный марш в манере Калло», 5 ч. - «Из ада в рай»). Общее название - «Титан».
Позже автор убрал часть «Цветение» и все программные заголовки, Симфония стала четырехчастной.
1 часть. Нетрадиционная сонатная форма со строфическими куплетами. Ремарка
автора: «Мы среди природы, в лесу, где сквозь ветви дрожит и мерцает
солнечный свет».
Уже во вступлении используются новые приемы:
• вступление многотемно и уподоблено самостоятельной части;
• квартовые интонации вступительной темы - лейтинтонации всей симфонии и начальные звуки главной темы, которая «прорастает» в финале.
Главная партия - тема-песня из вокального цикла Малера «Песни странствующего подмастерья». Образ героя симфонии - юноши в расцвете сил, отправляющегося в путь - метафора утра жизни, а также принцип песенного тематизма, подвергающегося песенно-строфическому развитию в разработке - все это являет собой дань традиции Шуберта а других романтиков.
|
|
Побочная партия дается не полностью, появляется постепенно, сращивается с темой вступления.
В разработке новые приемы:
• здесь предвосхищена будущая тема второй части,
• появляется фрагмент главной партии финала,
• основной прием разработки - вариантно-строфическое развертывание и в результате - сращивание тем. Реприза зеркальная.
2 часть. Сложная трехчастная форма.
«Юноша идет по свету, став уже сильнее, грубее, жизнеспособнее». Мощный, радостный деревенский мужской танец (крайние части),, трио -лендлер. мягкий изящный женский танец. Основная тема - на интонациях песни Мадер*«Гак и Грета».
3 часть - в жанре траурного марша. Сложная трехчастная форма «Теперь он, мой
герой, почувствовал отвращение, и пир был испорчен».
Это первый образец особого рода гротеска - пародия на обывательское общество с его ханжеством и лицемерием. Нравы его Малер прекрасно изучил за 15 лет скитаний по Австро-Венгрии и Германии, где постоянно чувствовал себя изгоем, как он пишет, «везде встречая и омерзительное лицемерие, и лживость, человеческую подлость, тупость и косность».
Толчком к созданию этой части композитору послужила немецкая лубочная картинка «Звери хоронят охотника» (за лицемерным оплакиванием врага скрыта улыбка радости). Малер пользуется сильнейшим приемом развенчания, снижения жанра траурного марша с помощью следующих приемов:
• банальный «уличный» фольклор (шуточный детский канон «Братец
Яков») в качестве первой, траурно-маршевой темы;
|
|
• вульгарно-цыганский, кабацкий напев (вторая тема с использованием типичного для духовых «банд» состава);
• нарочитое утрирование избитых эффектов «цыганщины» (обыгрывание параллельных терций и секст в так называемом цыганском ладу;
• «знойная» кантилена, «рыдающие» глиссандо, темповые оттяжки);
• имитация низкопробного духового оркестра: фальшивая игра., звучание вразнобой, грубость оттенков, намеренно примитивная инструментовка в некоторых фрагментах, как, например, эффект «садовой музыки» -большой барабан с подвязанными к нему тарелками;
• прием тембровых парадоксов, когда инструменты появляются как бы в чужом обличьи (визгливый высокий контрабас и фагот, низкая хрипящая флейта, кларнет in Es в традициях гротескового финала «Фантастической симфонии» Берлиоза).
Так Малер раскрывает цинизм, ханжество человеческих нравов, скрытые под маской внешней благопристойности. В этом сказывается двуплановость малеровской иронии, ее скрытые подтексты.
Если крайние разделы части построены на двух темах (двухголосный канон на теме «Братец Яков» в миноре с дерзкими приплясываниями и неуместными для траурного шествия форшлагами кларнета, а также «рыдающая» цыганская мелодия), то средний раздел основан на песне Малера «Голубые глазки» из малеровского вокального цикла «Песни странствующего подмастерья». Это трио воспринимается как план «от автора», его лирически-проникновенное «слово» сочувствия, истинной, непоказной скорби.
4 часть. Сонатная форма. Характерное для классической симфонии сонатное аллегро в качестве финала являет собой реакцию на «человеческую комедию» третьей части. Эта часть, по выражению автора, «крик раненого в самую глубину сердца» и знаменует в драматургии цикла долгий путь возвращения, обретения гармонии слияния с природой.
Вступление - момент кризиса, чрезвычайно драматичный. Главная партия олицетворяет собой волю, действие. Ока построена на героически-активных интонациях разработки первой части.
Побочная партия - предчувствие будущей обретенной гармонии, романсовая лирика в духе лирических тем Чайковского,
В разработке прорастает постепенно главная тема симфонии. Звучат темы из первой части и даже дана реминисценция целого раздела первой части - ее вступления.
В репризе окончательно кристаллизуется тема, зародившаяся еще во вступлении первой части и построенная на интонациях двух нисходящих, сцепленных между собой кварт с последующим квартовым ямбическим ходом, Ее заключительное проведение в коде звучит как апофеоз - гимн природе и человеческой воле, символизирующий пантеистический вывод симфонии.
Прослушивание Первой симфонии Малера.
Вопросы и задания:
1. Устные вопросы по материалу лекций «Символизм», «Поздний
романтизм»:
• Эстетика символизма;
• Черты символизма в опере «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси;
• Поздний романтизм, его характерные черты;
• «Домашняя симфония» Р. Штрауса;
• Новаторские черты Первой симфонии Г. Малера;
• Гротеск в Первой симфонии Г. Малера.
2. Письменные вопросы по материалу лекций:
• Перечислить западно-европейских поэтов-символистов;
• Назвать русских символистов в поэзии и живописи;
• Перечислить произведения Дебюсси, связанные с символизмом.
3. Устные вопросы по дополнительному материалу:
• Основные этапы творчества Р.Штрауса;
• Р.Штраус, симфоническая поэма «Тиль Эйленшпнгель»;
• Противоречия личности Р.Штрауса;
• Место Г.Малера в историк музыки;
• Эстетико-фнлософские взгляды Г.Малера;
• Пятая симфония Малера.
4. Письменные вопросы по дополнительному материалу:
• Перечислить оперы Р.Штрауеа;
• Круг жанров в творчестве Г.Малера.
5. Произведения, вынесенные на музыкальную викторину:
К.Дебюсси - «Пеллеас и Мелнзанда»
«Туманы»
«Мертвые листья», «Шаги на снегу»
РШтраус - «Домашняя симфония», «Тиль Эйленшпигель»
Г.Малер - Первая симфония, Пятая симфония.