Дж. Пуччини. Опера «Богема»

Сюжетная основа оперы - «Сцены из жизни богемы» А. Мюрже, Либреттисты -Иллика и Джакоза. Работа над произведением протекала с 1894 по 1895 годы. Премьера состоялась в 1896 г., в Турине, дирижировал А. Тосканини. Опера имела большой успех у публики.

В соответствии с эстетикой веризма «Богема» - бытовая драма. Четыре ее картины представляют собой живые зарисовки быта современных городских окраин, жизни бедных поэтов, художников, музыкантов с их повседневными заботами, мечтами и увлечениями.

1 картина («В мансарде») - непритязательная завязка драмы.

2 картина - («В латинском квартале») - жанрово-юмористическая интермедия.

3 картина («У заставы») - драматическая кульминация.

4 картина («В мансарде») - печальный эпилог. Все картины основаны на принципе свободного сквозного развития при почти

полном отсутствии длительных, завершенных номеров. Основу составляют сжатые, эмоционально насыщенные ариозо. Эффектная концертность, виртуозный блеск здесь уступают место проникновенным лирическим высказываниям, напоминающие короткие и вместе с тем психологически точные в своих характеристиках монологи реалистической драмы. Пуччини находит здесь новый тип речитатива - простого и естественного, переходящего в ритмованную речь, близкую натуральной, разговорной (ария Мими из 1 картины; сцена смерти Мими и т.д.).

Действие оперы, в соответствии с традицией драматургии оперы-пьесы, развивается очень интенсивно. Начало «Богемы» сразу включает слушателя в поток сценической жизни. После нескольких вступительных тактов оркестра поднимается занавес, вместо традиционной увертюры - быстрый, динамичный ввод в действие. Композитор избегает больших цезур, часто обращается к перемене темпа и метроритма, отказывается от самостоятельных оркестровых номеров, тормозящих развитие. Его музыка живет в напряженном ритме подлинной жизни. Обращает на себя внимание принцип калейдоскопического мелькания эпизодов-кадров. Так, например, построены картины уличного быта во втором действии (хоры продавцов, гризеток и студентов, сцена ребят с торговцем игрушками, марш проходящих солдат), в третьем действии - хоровые реплики молочниц, стражников, подгулявших кутил. Здесь трактовка хора приобретает натуралистические черты: беглые, словно выхваченные из жизни, реплики толпы максимально приближены к бытовому разговорному языку.

Четыре картины «Богемы» аналогичны четырем частям симфонии:

1 - круг образов драмы, контраст двух начал - комедийного и лирического. Это вносит известную конфликтность в развитие действия по аналогии с сонатной формой. Сцена в Латинском квартале - своеобразное скерцо, а элегически-скорбный третий акт - медленная часть. Траурный финал завершает цикл. Музыкально-драматургическая симметрия находит свое выражение в программных названиях частей. Одни и те же темы любви составляют основу 1 и 4 картин. Первая и последняя встреча, любовь зарождающаяся н любовь угасающая - таков замысел Пуччини.

Действие оперы развивается по линии постепенного нагнетания: каждый последующий акт короче н лаконичнее предыдущего. Создается своеобразный эффект «драматургической стретты».

Единству произведения способствует развитая система лейтмотивов. Это темы Рудольфа, Мини, лейтмотив любви, лейтмотив Мюзетты. тема «веселящейся богемы», Латинского квартала, темы Шонара и Коллена.

Несмотря на то, что в «Богеме» отразились основополагающие принципы оперного веризма, Пуччини во многом выходит за рамки веристской эстетики. Это касается прежде всего, трактовки сюжета. Сам первоисточник - «Сцены из жизни богемы» Мюрже - окрашен тоном легкой иронии, герои его полны скепсиса, Рудольф у Мюрже - смешной, чудаковатый, Мими - легкомысленная и эгоистичная. Пуччини в опере - в соответствии с традицией романтического искусства идеализирует своих героев, придает им прелесть поэтической одухотворенности, наделяет их душевной щедростью, самоотверженностью. Композитору всегда был чужд чрезмерный натурализм, его отталкивающая неэстетичность сюжетов. Поэтому он отказался от замысла написать оперы по произведениям Верга («Волчица») и Пьера Луиса («Женщина и кукла»).

В «Богеме» также нашли отражение некоторые влияния импрессионизма. С французскими художниками и композиторами Пуччини объединяет стремление запечатлеть неуловимую, ускользающую красоту жизни, зафиксировать все тончайшие проявления прекрасного, скрытого в обыденном, повседневном. Вторая картина оперы своим жизнерадостным тоном, богатством красок, мгновенной фиксацией разнородных впечатлений напоминает жанровые сцены художников-импрессионистов (например, «Бал в Мулен де ля Галетт» Ренуара).

Импрессионистический колорит музыки Пуччини прекрасно раскрыт средствами оркестра. В сфере инструментовки композитор виртуозно владеет техникой светотени (излюбленные импрессионистами приемы divisi, глиссандо, флажолеты), мерцающих бликов в прихотливой смене тембров, нежных колористических переливов струнных, арф. Наиболее яркие моменты оперы - эпизод сожжения рукописи Рудольфом (разгорающееся пламя), тема рассвета, открывающая третью картину, «мотив трех труб» в начале второй картины. Здесь, как и в других своих операх, помимо колоритных оркестровых средств, Пуччини применяет непривычные для музыки того времени и впервые введенные в гармонический стиль Дебюсси квинтовые параллельные последования, параллелизмы трезвучий, длительные органные пункты, натуральные диатонические лады, пентатонику.

Оперный стиль Пуччини, в сравнении со стилем веристов, гораздо более сложный, изысканный и свежий, а также его непревзойденное мастерство в области оперной драматургии, предвосхитившее популярные принципы так называемой кадрово-монтажной драматургии, позволили всем его операм, без исключения, войти в золотой фонд оперной классики XX столетия.

Глава X. Фовизм. Фовизм в изобразительном искусстве и литературе.

Фовизм в музыке

Возник во Франции, в 1905 году, первоначально в живописи. Термин принадлежит известному критику Л. Вокселю (Fauve - дикость, фовисты - дикие). Представлен в творчестве художников: А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена, Р. Дюфи, М. Вламинка. Русская школа – Л. Бакст, Н. Крылов, М. Сарьян, ранний период творчества Н. Рериха.

Для фовистов характерно воспевание первозданной радости бытия, возвращение к первоистокам жизни, мир видится глазами древнего «пещерного» человека или ребенка.

Содержание творчества - быт и мироощущение человека «варварских» эпох (первобытный мир, древний Восток, скифство, языческая Русь, древний Рим, раннее средневековье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: