Учебно-тематический план

Кружок «Интеллектуально познавательного развития «ЗНАЙКА»

 

                                                                                  

                                                                                 Автор: Скубак И.А. 

 

 

ст. Староминская

Пояснительная записка.

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности. Не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьные премудрости. Ведь перед ним - вся жизнь. А она будет такой сложной и многоплановой, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным.

    Для того, чтобы развить у ребенка все эти качества, нами был разработан уч. Тем план кружок «Знайка», на основе …………………

В учебном плане кружка использовала структурирование материала по принципу логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно. Этот принцип требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

В уч. Тем план представлены игры, направленные на умственное развитие детей-дошкольников. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память и мышление:

- игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

- игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

- игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления детей происходит при условии овладения основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-образное мышление позволяет детям выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Таким образом, дети научатся пользоваться различными схемами и планами, сформируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей детей развивает воображение и гибкое, нестандартное мышление. Творчество  определяет умение выражать свои чувства, представления о мире различными способами, умение направлять свою фантазию и творческие возможности на решение разных задач.

    Однако игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобрести новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

 

  Целью данного кружка является развитие у детей умения логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Задачи  

      

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»;

- формирование умения детей ориентироваться в пространстве;

- формирование воспитания стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.  

-  развитие сенсорной культуры;

 

    актуальность данного уч тем пл явл научить ребенка ориент в простр и тд, Вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько верных решений и которые не предполагают жесткой оценки «верно - неверно». Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.  Быть успешным в школьном обучении.

При реализации программы используются следующие принципы:

· объективность

· доброжелательность

· активность

· личный интерес

· творческий подход

Методы:

· Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.

· Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.

· Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Формы работы:

· Занятия проводятся с  детьми с завышенными способностями, подгруппой, индивидуально.

 

                                              

Содержание

работы

                          Количество занятий

в неделю     в месяц      в год
Занятия по           тематическому  плану          1             4          36

 -Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)

 -Методика «Что лишнее» (Р.С. Немов)

 - Тест «Самое непохожее» (Л.А. Венгера)

 -Методика «Придумай рассказ» (Р.С. Немов)

 -Методика «Запомни рисунки» (Р. С. Немов)

 -Методика «Чего не хватает» (Р.С. Немов)

 

И. Ф. Возраст «Нелепицы» «Что лишнее» «Самое непохожее» «Придумай рассказ» «Запомни рисунки» «Чего не хватает на этих рисунках»
Арина Г. 5 Очень высокий высокий высокий высокий высокий высокий
Аня Е. 5 высокий   высокий высокий высокий высокий
Даша К. 5 высокий Очень высокий высокий высокий Очень высокий высокий
Вова К. 5 Очень высокий высокий высокий высокий высокий Очень высокий
Сережа И. 5,5 высокий высокий высокий высокий Очень высокий высокий

 

                              

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов
1. Давайте познакомимся 1
2. В гостях у лета 1
3. Наш огород 1
4. Путешествие по лесу  1
5. Будем внимательными 1
6. Лабиринты памяти 1
7. В гостях у сказки 1
8. Умницы и умники  1
9. Мое внимание 1
10. Учимся запоминать 1
11. Уборка урожая 1
12. Транспорт    1
13. Целое и часть 1
14. Птицы 1
15. Зимушка-зима 1
16. В гостях у Деда Мороза  1
17. Праздник елки 1
18. Магазин 1
19. Животные 1
20. Логика и мышление  1
21. Увлекательные схемы 1
22. Цирковое представление 1
23. Играем с блоками 1
24. Поможем Незнайке  1
25. Наши игрушки 1
26. Мамин праздник 1
27. Знакомимся с профессиями 1
28. Игры с геометрическими фигурами 1
29. Терем- терем- Теремок 1
30. Насекомые 1
31. День рожденья- лучший праздник 1
32. Времена года 1
33. Весна-пора посадок и посевов 1
34. Приглашаем на планету «Знаек» 1
35. Семья 1
36 Экскурсия в зоопарк 1

 

Перспективный план

Сентябрь

 

1. Давайте познакомимся Учить детей знакомиться друг с другом; правилами поведения на занятиях (игротренинг) Игры: «Знакомство», «Повторяй за мной», «Я знаю пять…», «Ку-ку».
2. В гостях у лета Развивать у детей способность к быстрому переключению внимания, работать в точности по образцу. Учить детей анализировать, обобщать.   Игра: «Ягоды, грибы, овощи». Игра: «Найди лишнее». Упражнение: «Докрась половину Бабочки».
3. Наш огород Формировать у детей умение анализировать, обобщать, составлять целое из частей. Развивать умение мыслить логически, рассуждать. Упражнение: «Найди все овощи и раскрась». Игра: «Собери помидор из 4-5 частей». Игра: «Разложи овощи и фрукты в корзину и вазу соответственно».
4. Путешествие по лесу Развивать у детей согласован- ную работу зрения и руки, усидчивость и аккуратность. Упражнять детей в развитии слуховой памяти, объема внимания. Упражнение «Дорисуй вторую половинку грибка». Игра: «С какого дерева листок?». Игра: «Цепочка» (Грибы).

 

Октябрь

1. Будем внимательными Развивать умение концентрировать внимание. Формировать умение осуществлять пошаговый самоконтроль; находить закономерности. Упражнение: «Запомни пять слов». Д-и: «Кубики».
2. Лабиринты памяти Развивать у детей слуховую память: кратковременную и долговременную. Способствовать формированию целостности восприятия. Упражнение: «Разложи картинки в том же порядке, как я (сказки-6картинок)». Задание: «Из какой сказки пришел этот герой» Задание: «Разукрась принцессу по образцу».
3. В гостях у сказки Развивать зрительную память, долговременную и кратковременную. Учить работать по образцу в точности. Развивать образное и словестно-логическое мышление.   Игра: «Найди такой же». Игра: «Что изменилось». Игра: «Аналогии».  
4. Умники и умницы Способствовать развитию умения устанавливать соответствие (по форме и цвету, по количеству и величине). Способствовать развитию у детей зрительного внимания. Учить детей делать простейшие умозаключения.  

 

 

Ноябрь

1. Веселый художник Развивать наглядно – действенное мышление. Упражнять детей в развитии концентрации внимания. Развивать у детей воображение и фантазию. Д/и. «Что перепутал художник». Упражнение «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая». Упражнение «Дорисуй».
2. Учимся запоминать Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана схемы. Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности(лист бумаги, страница тетради и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.     Упражнение: «Найди, кто спрятался». Упражнение: «Внимательные глазки». Упражнение «Исправь Незнайкины картинки». Игра: «Выполни по образцу».  
3. Уборка урожая Развивать у детей зрительное восприятие, целостность. Учить детей находить простые закономерности, предмета по заданным свойствам. Упражнение «Сделай все корзинки одинаковыми». Упражнение «Продолжи ряд» (овощи и фрукты двух размеров и двух цветов). Игра: «Найди овощ по описанию"
4. Транспорт Развивать у детей начальные навыки рисования, моторики, внимательности, аккуратности. Способствовать развитию у детей зрительной памяти, умению концентрировать внимание. Упражнение: «Раскрась автобус в соответствии с условными знаками» (Геометрическая фигура) Д/и «Транспорт- двойняшки»    

 

 

Декабрь

1. Целое и часть Развивать у детей наглядно- действенное мышление. Развивать целостность восприятия предметов. Учить восприятию предметов, как совокупности от дельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом, как совокупность свойств компонентов.   Игра: «Сложи квадрат (3-4части). Упражнение: «Покажи выпавшие части фигур». Игра: «Сравни».
2. Птицы Учить детей раскрашивать по областям, узнавать изображение. Развивать слуховую память, объем внимания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Упражнение: «Узнай кто прячется в дупле?»(раскраски с секретиком) Упражнение: «Слушай, запоминай, называй»(5-6слов) Игра «Что сначала, что потом»    
3. Зимушка-зима Упражнять в умении размышлять и высказываться; сравнивать, обобщать и выделять общие признаки. Игра «Когда это бывает?» Упражнение «Найди отличия у снеговиков» Игра «Найди лишнее».
4. В гостях у Деда Мороза Учить детей находить предметы с заданным свойством. Развивать целостность восприятия, пространственное мышление, мелкую моторику руки ребенка. Упражнение «Найди из 5 снегурочек ту, про которую я скажу…» Упражнение 2Сложи игрушки Деда Мороза из 5 частей» Задание «Дорисуй вторую половину елочки»

 

Январь

1. Праздник елки Учить детей группировать осколки по цвету и составлять из них целое. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Упражнять в умении работать по образцу. Упражнение «Сложи елочную игрушку из частей». Упражнение «Развесь на елку игрушки так, как я скажу». Упражнение «Дорисуй гирлянду».
2.  Магазин Развивать умение классифицировать. Способствовать развитию мышления и активизации речи детей. Упражнение «Раскрась и игрушки красным цветом, посуду - желтым, обувь - зеленым» Игра: «Узнай товар по описанию и назови магазин, где он продается».  
3.   Животные Развивать умение анализировать; составлять целое из частей. Способствовать развитию зрительной памяти. Упражнение «Сложи по образцу». (силуэты медведя и лисички) Игра: «Запомни пары и нарисуй в пустой клетке недостающее».
4. Логика и мышление Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать, находить сходства и различия, определять последовательность событий; учить отгадывать загадки и составлять свои; дорисовывать недостающие детали. Упражнение «Кто будет следующим?» Задание «Четыре линии» Задание «Дорисуй домик» «Отгадывание загадок»

 

Февраль

1. Увлекательные схемы Развивать у детей умение анализировать, синтезировать и сравнивать. Формировать навыки обобщения, классификации. Развивать мелкую моторику.   Игра «Кто где живет» Д/и. «Моя дорога от дома до садика»
2. Цирковое представление Упражнять детей в умении сопоставлять предметы по заданному признаку (узору). Развивать гибкость и глубину ума. Учить узнавать объективность по элементу. Д/И. «Веселый клоун» Д/И. «Найди пару» Упражнение «Не пропусти профессию» (цирковую) Упражнение «Найди тень клоуна».
3. Играем с блоками Закреплять умение детей группировать и правильно называть блоки. Развивать гибкость и глубину уму; сообразительность. Игра «Кодирование» Игра «Угощение для медвежат» Игра «Матрицы»
4. Поможем Незнайке Упражнять детей в умении работать в точности со словесной инструкцией взрослого. Развивать словестно- логическое мышление. Упражнение «Закрась все квадраты, синим, треугольники красным, круги желтым, а остальные фигуры зеленым цветом». Д/и. «Кто кем будет»

 

Март

1. Наши игрушки Развивать способность к обобщению, выделению общих признаков. Упражнять в умении делать умозаключения. Развивать пространственное воображение и сообразительность. Упражнение «Какая игрушка лишняя и почему?». Упражнение «Догадайся, где чья игрушка». Упражнение «Переложи две палочки так, чтобы флажок превратился в совочек».  
2. Мамин праздник Упражнять в рисовании узора по словесной инструкции. Развивать целостность восприятия, зрительную память (кратковременную и долговременную) Упражнение «Скатерть самобранка». Игра «Расставь на полке посуду правильно».
3. Знакомимся с профессиями Способствовать развитию у детей мышления. Способствовать расширению кругозора и словарного запаса детей. Упражнение «Догадайся кто это?»(делает уколы, убирается во дворе….) Игра «Знакомимся с профессиями». Викторина «Айболит».
4. Игры с геометрическими фигурами Упражнять в группировке предметов по признакам. Развивать способность к обобщению. Способствовать развитию воображения и творчества. Упражнение «Разложи фигуры на 2 множества». Игра «Назови одним словом». Упражнение «Почини сапоги».

 

 

Апрель

1. Терем-терем- Теремок Развивать пространственное мышление у детей. Упражнять детей в сравнении предметов, в умении сосредотачиваться и работать по образцу. Игра «Теремочек». Упражнение «Найди два одинаковых домика». Задание «Построй башню»(из кубиков по образцу).  
2. Насекомые Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию у детей мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Упражнение «Посмотри внимательно и найди бабочку, которая появится из этой гусеницы». Викторина «Муха – цокотуха». Игра «Кто из них летает?».
3. День рожденья - лучший праздник Развивать операцию сравнения. Развивать у детей способности делать умозаключения; умения действовать по образцу. Упражнение «Найди отличие» (подарок). Упражнение «Найди свое место за столом» Упражнение «Разукрасим платочек и подарим маме».
4. Времена года Развивать способность к быстрому переключению внимания. Способствовать развитию слуховой памяти; объема внимания. Учить сравнивать предметы по нескольким признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, составлять описательный рассказ о предмете. Игра «Лето-осень - зима» Игра «Цепочка» (электроприборы) Игра «Когда это бывает?» Вопросы детям: стихотворение Г. Сапгира «Месяц»,

 

 

Май

1. Весна - пора посадок и посевов Закреплять умение устанавливать взаимосвязи между предметами. Развивать пространственное мышление – упражнять в ориентировке на листе бумаги. Упражнение «Определи чьи семена» (подсолнух, помидор, пшеница, арбуз, тыква и т.д.) Игра «Огород»(сажать овощи на грядке по ориентировке).
2. Приглашаем на планету «Знаек» Развивать способности к переключению внимания. Развивать слуховое сосредоточение; мелкую моторику. Игра «Насекомые, птица, зверь». Д/и. «Что делать» П/игра «Слушай слова и двигайся, как договорились».
3. Семья Развивать словестно- логическое мышление и образную память. Учить детей сравнивать по разным признакам. Формировать умение упорядочивать по нарастающим или убывающим признакам. Игра «Кем был» (животные и птицы) «Чем отличается папа от дедушки» Игра «Разложи по порядку» (девочка-женщина-старушка). Упражнение «Помощники».
4. Экскурсия в зоопарк Закреплять умение ориентироваться по словесному описанию. Развивать у детей операции анализа и синтеза. Учить формулировать вопросы с опорой на карточки- символы. Д/и. «Танграм»(фигурки животных) Упражнение «Найди клетку слона по моему описанию». Упражнение «Учимся задавать вопросы».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: