ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
2019
УДК 159.9
ББК
П 33
Е. В. Пирайнен
П33 Психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. с.
ISBN
Учебное пособие содержит основные теоретические знания по психологии, а также методические материалы: планы практических занятий, практические задания и список рекомендуемой психолого-педагогической литературы по основным разделам курса «Психология».
Учебное пособие предназначено для студентов технических и гуманитарных факультетов, изучающих психологические дисциплины.
УДК 159.9
ББК
Рецензенты: кафедра философии философии и социологии СПбГМТУ. зав. кафедрой профессор, д. филос. Наук Солдатов А. В.; д-р филос. наук Н. В. Голик (СПбГУ).
ISBN © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019
ВВЕДЕНИЕ
Развитие цифровых технологий, и связанные с ними процессы трансформации всех видов жизнедеятельности человека дали название настоящему этапу развития современной цивилизации – цифровая эпоха, которая характеризуется формированием глобальной цифровой инфраструктуры, составляющей технологический фундамент цифрового общества. В новых условиях взаимоотношения в экосистеме «человек – машина» приобретают особую актуальность, отсюда повышенный интерес ко всему комплексу гуманитарного знания, реализующему научно-технический прогресс цифровой цивилизации во благо отдельного человека и общества. В системе гуманитарного знания психология, как наука о психике и психической деятельности человека, объясняющая на основе последних исследований нейронаук, возможности не только самопонимания и саморазвития, но и самоуправления своим личностным и карьерным ростом, занимает особое место, потому что способствует формированию конкурентоспособности молодых специалистов в условиях современного рынка.
Курс «Психология» призван сыграть важную роль в гуманитаризации высшего образования и способствовать формированию гуманистического менталитета выпускников высшей школы. Знание психологии способствует более глубокому пониманию окружающего мира и самого себя, помогает успешно взаимодействовать с другими людьми и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях цифровых реалий.
В результате освоения курса студенты получат систематизированное знание теоретических основ психологии, смогут грамотно оперировать психологическими понятиями и терминами, а так же применять методы психодиагностики и психокоррекции для повышения эффективности их профессионально-трудовой деятельности.
В учебном пособии раскрыты важнейшие проблемы психологи, знание которых необходимо современному человеку. Структура пособия в целом совпадает со структурой традиционного учебного курса. В пособие представлены вопросы для самоконтроля и темы для обсуждения на практических занятиях, составленные с учетом того, чтобы дать возможность студентам научиться самостоятельно работать с научной литературой и применять полученные знания на практике.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Предмет и задачи психологии
Психология − наука, изучающая возникновение, содержание и закономерности функционирования психики человека. Слово «психология» (от др.-греч. Ψυχή − «душа; характер»; λόγος − «учение»») в переводе на русский язык означает «наука о душе».
Исторически психология формировалась как один из разделов философии. Первые предположения о природе и способностях души были выдвинуты в философских концепциях Демокрита, Сократа, Платона. Однако основоположником психологии как науки о душе принято считать Аристотеля, которому принадлежит авторство«Трактата о душе». Древние философы наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Позднее, в XVI–XVII вв. вместе с развитием естественнонаучного знания, психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, способность думать и чувствовать.
Оформление психологии как самостоятельной науки произошло во второй половине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. В 1870 г. немецкий ученый Густав Теодор Фехнер, опираясь на установленную физиологом Эрнстом Генрихом Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями, выдвинул идею создания особой науки − психофизики, предметом которой стали закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических.[1] Это стало основанием экспериментальной психологии. Далее в 1879 г. немецкий психолог, физиолог и философ Вильгельм Вундт, который отождествлял понятия «психика» и «сознание», открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Предметом изучения психологии стало индивидуальное сознание человека, которое рассматривается во всем его многообразии. Вундт предложил изучать содержание и структуру сознания на научной основе, тем самым положил начало структуралистскому подходу в психологии.
Структуралистский подход. Согласно идеи Вундта, психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства, а роль психологии сводится к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов.
Для достижения этой цели структуралисты применяли метод экспериментальной интроспекции, состоящий в том, что испытуемого, проведшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации. Экспериментальная интроспекция представляет собой, согласно структуралистам, наилучший метод психологии, который отличает ее от других наук. Однако интроспекция − это исключительно субъективный метод анализа поведения, который имеет два больших недостатка. Во-первых, каждый испытуемый описывает свои собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями следующего испытуемого: одному звук показался громким, а другому − средним по силе; то, что одному было приятно, другому показалось неприятным. Во-вторых, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня: то, что ему казалось приятным в понедельник, может стать скучным во вторник и откровенно неприятным в среду.[2]
Функционалистский подход. В конце XIX в. сложилось видение, что каждый участок мозга имеет свою специализацию. Так американский философ и психолог Уильям Джеймс, которого считают основателем функционализма в психологии, в 1981 г. стал использовать такой подход к анализу психики, при котором задача психологии заключается не в том, чтобы узнать из каких элементов состоит сознание, а в том, чтобы понять его функцию и роль в выживании индивидуума. Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы.
Функционалисты, как и структуралисты, используют метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется), но главный упор делают именно на внешние стороны психики, а не на такие внутренние феномены, как ощущения и чувства. Метод интроспекции позволяет понять, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.[3]
В начале ХХ в. предметом психологии стало то, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека – психологам стали интересны внутренние механизмы и мотивы реакций и поведения человека. Существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже так же были включены в круг рассмотрения психологии.
Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека, в частности.
В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) свойства личности;
4) эмоционально-волевые процессы;
5) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов;
6) способы взаимоотношений между людьми;
7) виды и способы осуществления различного рода деятельности.
Следовательно, предметная область психологии включает в себя всю совокупность психических явлений, психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением человека.