Характер обработки информации разными полушариями

Левое полушарие Правое полушарие
Вербальный, словесный Невербальный, зрительно-пространственный
Последовательный, временной Одновременный, пространственный
Дискретный Непрерывный
Рациональный Интуитивный

Характеризуя комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, И. П. Павлов ввел понятие анализатора. Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ЦНС. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.

Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.

Вопросы для самопроверки:

1. Как формируются высшие психические функции?

2. Что такое психика?

3. Назовите две формы сознания.

4. В чем различие между психикой животного и психикой человека.

5. Какие значения имеет в психологии термин «переживание»?

6. Предполагает бессознательное отсутствие сознания?

7. Какое полушарие мозга является у правшей «логическим»?

8. Нужно ли переучивать «леворуких» детей?

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Основные функции психики

2. Виды и структура отражения.

3. Особенности сознания человека

4. Своеобразие бессознательного в психике человека

5. Историческое развитие психики и сознания человека.



ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения

Изучение психики как развивающейся динамической системы принято начинать с ее элементарных составляющих. Уже в рамках ассоцианизма, в качестве простейшего элемента психики (и единицы ее анализа) было выделено ощущение. Оно рассматривалось как первичное по отношению к более сложным (вторичным) психическим образованиям − представлениям, мыслям, чувствам и др.

Итак, первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия.

Ощущение выступает главным признаком одушевленности живого существа. Еще Аристотель в своем учении о душе относил ощущение к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной. В свете современных воззрений, ощущение − это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).

Функции ощущений:

· являются основой более сложных познавательных процессов;

· превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания;

· обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Ощущения объективны, поскольку непосредственно связаны с внешним раздражителем, отражают его интенсивность и качественные характеристики и, одновременно, субъективны, т. к. зависят от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей организма и психики, мотивационных факторов, специфики ведущей деятельности.

Классификации видов ощущений. Наиболее распространённая, самая ранняя и простая классификация ощущений по модальности (виду) раздражителя. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л. М. Веккер).

Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

XIX век ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестетические и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, которую предложил английский физиолог Чарлз Скотт Шеррингтон, выделивший три основных класса ощущений: экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (например, на коже); интероцептивные или органические, расположенные во внутренних органах (например, в стенках желудка) и сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.) и проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях и поставляющие информацию о движении или положении различных частей тела.

Все экстероцептивные ощущеня Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) ощущения. Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

Свойства ощущений.Любое ощущение может быть описано с помощью нескольких присущих ему свойств. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество − это специфическая особенность ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности. Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон; качества слуховых ощущений: высоту, громкость, тембр; качества тактильных ощущений: твердость, шероховатость и т.д.

Интенсивность ощущения − характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Длительность ощущения − его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

Пространственная локализация − это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Так, дистантные ощущения содержат информацию о расположении источ­ника раздражения в пространстве, тогда как контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.

Восприятие

Восприятие −это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы); форма психического отражения комплексного раздражителя в его чувственно доступных пространственных и временных характеристиках.

Восприятие зависит от определенных взаимосвязей между ощущениями, но не сводится к их сумме. Мы воспринимаем яблоко или мяч как целостный предмет, а не просто как сумму цвета, твердости (или упругости), гладкой поверхности и шарообразной формы. Следовательно, восприятие − это не производная от совокупности ощущений, но качественно новая ступень чувственного познания. В воспринимаемом объекте в качестве центрального выделяется то его свойство, которое представляет наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.Особенно важное значение для восприятия имеют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют взаимодействия субъекта и объекта по принципу обратной связи.

Основные закономерности восприятия.Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной группы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает также опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание. Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания − апперцепции, т. е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуальными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческого опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участия памяти и мышления.

Восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъекта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов.

Согласно постулатам гештальтпсихологии, восприятие строится по принципу изоморфизма − структурного уподобления формируемого перцептивного образа воспринимаемому объекту.

Свойства восприятия. Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципи­ально отличающие его от процессов ощущения.

Осмысленность восприятия заключается в том, что воспринимая предметы и явления, человек осознаёт то, что воспринимается.

Предметность восприятия означает, чтопсихические образы человек осознаёт как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Целостность восприятия предполагает, что в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.

Структурность восприятия заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими.

Константность восприятия − это способность перцептивной системы поддерживать постоянство существенных признаков предмета несмотря на его изменения.

Виды восприятия.Выделяют несколько видов перцептивной деятельности: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движений, восприятие человека человеком.

Особую область психических феноменов образует восприятие человека человеком. Экспериментально доказано, что восприятие человеческого лица качественно отличается от восприятия всех других объектов, а момент, когда ребенок начинает распознавать лица близких и реагировать на них, открывает важнейший этап в его психическом развитии. В силу сложности и социальной обусловленности процессов восприятия другого (социальной перцепции), их неразрывной связи с процессами общения, они традиционно вы­деляются в самостоятельную сферу изучения и относятся к приоритетным научным интересам социальной психологии.

Внимание

Внимание − это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. д.), не имеет своего специфического содержания; оно призвано обеспечивать функционирование всех других познавательных процессов и, вообще, психической активности. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Функции внимания. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых: отбор поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями, избирательная и длительная сосредоточенность психической активности на одном объекте или виде деятельности, активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов, регуляция и контроль осуществляемой деятельности. В частности, в отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения.

Свойства внимания. Свойствами внимания называются особенности его проявления. Направленность показывает избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. Избирательность заключается в настройке на восприятие значимой информации. Объем внимания определяется количеством одномоментно отчетливо воспринимаемых объектов. Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Концентрация внимания выражается в степени сосредоточения на объекте, а длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени определяется таким свойством внимания как устойчивость. Степень включенности сознания и воли субъекта в процесс внимания выражается в активности внимания.

Виды внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

По степени волевого контроля выделяют непроизвольное внимание ( генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей), произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловленное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специфически человеческую форму внимания, и постпроизвольное внимание опосредованное сознательными целями и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; Последний вид внимания связан либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятельности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

В зависимости от направленности различают внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутренне внимание, направленное на внутренние ощущения организма

По форме деятельности выделяют сенсорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внимание), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процессы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания.

Память

Память обеспечивает организацию и хранение информации, благодаря чему субъект в каждой конкретной ситуации познания предстает не как tabula rasa (дословно «чистая доска»), но как носитель жизненного опыта

Память − когнитивный процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов: запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения. Эти процессы предполагают консолидацию целого множества психических структур и процессов, таких как внимание, мышление, эмоции, личностные установки и потребности и др.; понять общую организацию памяти в отрыве от этих образований невозможно.

Запоминание − это процесс памяти, в результате которого происходит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее кодирования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность − далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания. Запоминание может быть механическим и осмысленным, непроизвольным и произвольным.

Сохранение − это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования. Существует гипотеза, что память человека хранит все богатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не способно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо материала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Воспроизведение − это актуализация в сознании ранее сформированного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержание. Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечатление актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Процесс воспроизведения включает в себя узнавание (опознание на основе данных памяти уже известного объекта), воспоминание (воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве)и припоминание (направляемое волей извлечение из долговременной памяти образов прошлого).

Забывание − активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает потребностям и не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер, второстепенные детали забываются скорее, нежели значимые.

Классификации видов памяти. По характеру психической активности, преобладающей в деятель­ности, выделяют: двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую (вербальную) память.

Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия.

Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Разновидностью образной памяти является эйдетическая память (от греч. eidos − образ), которая выражается в сохранении ярких, наглядных образов предметов. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.

Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме.

По продолжительности закрепления и сохранения информации (или по установке на длительность сохранения) различают: сенсерную, кратковременную, долговременную и оперативную.

Сенсерная память гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступаю­щей в органы чувств.

Кратковременная память − это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание до 20 секунд и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств. Ее процессы неустойчивы и обратимы. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации − не более 7 ± 2 единиц материала. Однако современные исследования доказывают, что развитие цифровых технология оказало влияние на кратковременную память и современный человек в состоянии удерживать в памяти не более 3–4 единиц новой информации. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения.

Оперативная память − это подсистема памяти, поддерживающая кон­кретные действия и операции во время их осуществления. В отличие от кратковременной памяти оперативная непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

Долговременная память − подсистема памяти, обеспечивающая про­должительное удержание знаний, сохранение умений и навыков. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации является повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. Все накопленные знания структурированы и сгруппированы. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала, но смысл его удерживается длительное время.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на: произвольную и непроизвольную.

Непроизвольная память − это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память − это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает: механическая и смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.

Свойства памяти. Скорость запоминания − количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти. Это свойство памяти приобретает ценность лишь в соединении с другими, такими как объем запоминания, длительность и прочность сохранения, точность памяти, т. е. отсутствие искажений, пропусков существенного и готовность памяти или умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент, а так же скорость забывания.

Эффекты памяти. С процессами запоминания связаны также специфические закономерности памяти: эффект незавершенного действия, эффект края и эффект реминисценции.

Эффект незавершенного действия заключается в том, что лучше запоминаются прерванные действия, чем завершенные.

Эффект края – начало и конец информации запоминаются быстрее и лучше, чем середина.

Эффект реминисценции – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений, так как со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Воображение

Воображение − это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений. Важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат деятельности до начала ее осуществления. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий.

Функции и формы выражения воображения. Воображение как психический процесс имеет определенные функции.

Познавательная функция заключается в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, возможность представить конечный результат при незавершенном действии.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, можно предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Вышеперечисленные функции выражаются в разной степени полноты. От того, какая функция воображения доминирует часто зависит характер и поведение человека.

Виды воображения. В психологии принято выделять три основных вида воображения: репродуктивное (воссоздающее); продуктивное (творческое) и антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе­чатлений из его прошлого опыта.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (пред­восхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении причинно-следственных связей между актуальными событиями и их вероятными исходами. Примером такого воображения является мечтание, как представление желанного в будущем. Мечта создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций: диссоциацию (анализ) и ассоциацию (синтез).

Диссоциация − это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт, разные впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтезобразов и представлений в процессе воображения осуществляется следующими операциями:

· агглютинация − элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);

· гиперболизация − увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);

· акцентирование отдельных черт предмета (карикатура, шарж);

· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;

· типизация − выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Воображение необходимо для творческой и научной деятельности.

Мышление и речь

Мышление – это сложный познавательный процесс отражения действительности. Конечный результат мышления – это мысли, идеи или понятия.

Мышление − составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: понимание себя как субъекта мышления, дифференциация собственных и «чужих», привнесенных мыслей, осознание еще не решенной задачи как именно своей и отношение к этой задаче.

Функции и формы мышления. Основными функциями мышления установление всеобщих взаимосвязей, понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений, обобщение свойств однородной группы явлений, и выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.

Все формы мышления не имеют чувственного содержания, несмотря на то, что они основаны на чувственном опыте.

Понятие − мысль, отражающая существенные, т.е. выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закреплённые в термине (словом или группой слов). Его объёмом являются все те мысли, которые содержат существенные, самые важные для практики, свойства предметов, явлений, процессов. Причем выяснить, насколько важны те или иные свойства, можно только в результате научного исследования. Понятия объединяются в суждения.

Суждение − отражение связи между предметами и явлениями в виде утверждений или отрицаний. Суждение основано не только на знаниях об объекте, но и на субъективных отношениях, соответственно, оно может быть как истинным, так и ложным.

Умозаключение − умственное действие, совершаемое в соответствии с присущими индивидуальному сознанию правилами, которые во многом совпадают с правилами и законами логики. Умозаключения позволяют получить новые суждения из уже известных.

Операции мышления. Процесс мышления проходит на основании дедукции и индукции, взаимосвязанных между собой, а также с использованием аналогий.

Индукция – такой способ мышления, при котором логический вывод обо всем классе объектов можно сделать на основе нескольких признаков и явлений, им присущих.

Дедукция представляет собой такой способ получения логического вывода, когда мыслительный процесс идет от общего к частному, то есть анализ объекта на основании имеющихся общих знаний и наблюдений.

Основные операции мышления: анализ и синтез. На основе этих операций строятся все остальные, более сложные операции мышления: сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация и аналогия.

Сравнение − мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

Абстрагирование (от лат. abstractio − отвлечение) (абстракция) − форма мышления, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; абстрагирование противопоставляется конкретизации.

Обобщение − переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Классификация (от лат. classis − разряд − класс и фикация), − система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Аналогия (греч. analogia − соответствие − сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Классификация видов мышления.По содержанию мышление можно разделить на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Они представляют собой последовательные ступени развития мышления у человека: наглядно-действенное мышление оперирует понятиями о предметах и действиями с ними, наглядно-образное – это мышление конкретными образами, его основа – понятия, действия, а также эмоции и чувства, а основой словесно-логического(абстрактного) мышления выступают уже доказанные и логически оформленные существующие теории.

По характеру задач различают теоретическое (обобщения и выявление закономерностей и тенденций, изучение законов и правил, проводимое на основе имеющихся теоретических знаний) и практическое мышление (на основе теоретических понятий формируются практические способы преобразования реальности – планы работы, схемы, проекты).

По степени рефлексии выделяют аналитическое мышление, поэтапное, основанное на логике, и интуитивное мышление.

По способу принятия решений можно говорить о дивергентном и конвергентном мышлении. Дивергентное мышление предполагает поиск решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Конвергентное мышление строится на поиске единственно верного решения, которое можно найти с помощью уже имеющихся знаний и логических рассуждений.

По степени новизны различают продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление. Творческое мышление использует все, что когда-либо было воспринятое мозгом, и выдавать совершенно новые, оригинальные образы и понятия, а репродуктивное, напротив, опирается на существующие шаблоны или образы, и направлено на воспроизведение ранее полученных знаний и результатов.

Отличительной особенностью современного поколения является клиповое мышление. Однозначного научного определения клипового мышления на данное время нет. Клиповое мышление – это направление в развитии отношений человека с информацией. Под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Понятийное мышление перестает играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением. Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

Мышление связано не только с познанием, но и с языком, речью. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах.

Речь − одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков − языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга. Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности.

В речи представлены два основных компонента: внешний (чувственный) и внутренний (смысловой). Речевая деятельность включает в себя процессы конструирования и понимания сообщений, и может направляться на такие цели, как информирование, побуждение или убеждение, регуляция и контроль выполняемой деятельности, закрепление запоминаемого материала.

Речь неразрывно связана с языком, они находятся в отношении взаи­мообогащающего обмена. Нет языка без речи, и нет речи за пределами языка. Социальное предназначение языка выражается в трех взаимосвязанных функциях. Язык выступает как способ фиксации, сохранения и передачи культурно-исторического опыта, как средство коммуникации и как орудие интеллектуальной деятельности, главная форма ее осуществления.

Функции речи. Речь человека выполняет ряд специфических функций: сигнификативная функция (функция означивания или обозначения), функция обобщения, и функция коммуникации.

Речь представляет собой также особую форму общения, в ходе которого происходит непрерывное кодирование и декодирование информации в вербальной (словесной) и невербальной форме. Благодаря сигнификативной функции речь оказывается посредником, необходимым для достижения взаимопонимания между людьми, и эффективным средством сохранения информации. Вместе с тем, выражая самое общее и существенное для определенного класса явлений, речь делает возможным процесс обобщения, лежащий в основе абстрактного мышления. Наконец, третья, коммуникативная функция речи проявляется во внешнем речевом поведении. В процессе вербальной коммуникации транслируются не только знания, мнения, суждения, но и отношение к тем или иным аспектам действительности, эмоциональные состояния, чувства, намеренья, т. е. происходит самовыражение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: