Вопросы для самопроверки

1. Почему нельзя путать понятия «ощущения» и «чувства»?

2. Какие основные закономерности восприятия?

3. В чём ценность постпроизвольного внимания в учебном процессе?

4. Какие процессы составляют память?

5. Какие операции воображения являются базовыми?

6. Что является орудием мыслительной деятельности?

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Сенсорная организация личности.

2. Психологические теории внимания

3. Методы развития внимания

4. Индивидуальные особенности и нарушения памяти

5. Индивидуальные особенности мышления

6. Психология творческого мышления

7. Методы развития мышления



ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Эмоции

Две основные функции психики − отражение и регуляция осуществляются на двух уровнях: когнитивном и эмоциональном. Назначение эмоций состоит в быстром оценивании ситуации и адекватном реагировании на неё. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека.

Эмоции, как интегральные реакции организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, проявляются: в субъективных переживаниях разной интенсивности (страх, ярость радость и др.), в неспецифических проявлениях организма (стресс и т. п.) и в специфических двигательных реакциях.

Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждени е и т. д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т. д. Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой − особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют о возможности или невозможности удовлетворения потребностей в данных условиях.

Функции эмоций. Выделяют несколько функций эмоций: оценочную, сигнальную, побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Функция оценки заключается в том, что эмоции выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.

Сигнальная функция состоит в том, что при удовлетворении актуальной потребности, появятся положительные эмоции, а если потребность не удовлетворена – отрицательные.

Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию, прекращение неуспешного действия, либо выбор другого.

Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В этом выражается подкрепляющая функция эмоций.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, интонация являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать о своем отношении.

Перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции − внутренней регуляции деятельности.

Виды эмоций. Положительные и отрицательные эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций – амбивалентность двойственность отношения к чему-либо, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Так же эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы – стенические и астенические. Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.

Эмоциональные состояния. Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачественен. К эмоциональным состояниям относят аффекты, настроения, страсти, стрессы.

Аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Вызываются аффекты сильными раздражителями и обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, созраняющееся в течение некоторого времени Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека: наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией.

Страсть – это длительное, сильное, глубокое, абсолютно доминирующее и значимое для человека эмоциональное переживание, ставшее характеристикой личности. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий стрессоров и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Отличие стресса от аффекта в том, что стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. К тому же аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации. Поэтому различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

В зависимости от вида стрессора выделяют также физиологический и психологический стресс. Психологический стресс в свою очередь подразделяется на информационный, возникающий в ситуациях информационных перегрузок и эмоциональный, который появляется в ситуациях угрозы, опасности или фрустрации.

Фрустрация (от лат. Frustratio – неудача, обман) – отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против источника фрустрации. Может привести в глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

 

Чувства

Чувство − одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством.

Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Эти чувства называют высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к семье, к самому себе, это − любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Их источником являются произведения искусства, люди.

Интеллектуальные (познавательные) чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения и т. п. К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой личности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

Воля

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Функции воли:Основными функциями воли являются выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации, организация психических процессов в адекватную систему действий и мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. Волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости, а не по непосредственному желанию.

Волевая регуляция − это соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы человека с его волевым поведением. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.

Структуру волевого поведения можно представить так:

Рис.4. Структура волевого поведения

Этапы волевых действий:

I этап. Осознание цели и стремление достичь,

II этап. Осознание ряда возможностей достижения цели,

III этап. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности,

IV этап. Борьба мотивов и выбор,

V этап. Принятие одной из возможностей в качестве решения,

VI этап. Осуществление принятого решения,

VII этап. Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижения поставленной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: