Волевые качества человека

· целеустремлённость,

· решительность.

· самостоятельность,

· инициативность,

· дисциплинированность,

· выдержка и др.

Оценивая человека по критерию «волевой-слабовольный» в соответствии с описанным выше механизмом волевого поведения, следует считать того человека волевым, который способен создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.

Следует также отметить, что воля не является только лишь субъектным качеством человека, она проявляется и на более высоких уровнях функционирования человека.

В частности, воля является также важной личностной особенностью.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите функции эмоций.

2. Охарактеризуйте три фазы аффекта.

4. Что такое стресс и дистресс?

5. Что такое фрустрация?

6. Какие бывают высшие чувства?

7. Чем различаются произвольное и волевое поведение?

8. Как можно изменить смысл действия при волевом управлении?

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Связь эмоций с потребностями человека.

2. Совесть как эмоционально-моральное чувство.

3. Любовь как нравственное чувство.

4. Эмоции и современное искусство

5. Воля как качество личности.

6. Функции воли и этапы ее формирования.



ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Человек является сложным, но целостным феноменом. Целостность означает, что она не сводима к составляющим её частям. Существует разные уровни бытия человека, которые получили названия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» и «универсум». Их можно считать проекциями человека:

индивид это биологически обусловленная проекция человека,

субъект − проекция человека, вычленяющая в человеке такую важную его особенность, как направленность его активности,

личность − проекция человека, отображающая включённость человека в человеческое общество,

индивидуальность отображает уникальность, неповторимость, единственность в своём роде зрелого человека,

универсум отображает возможность бесконечного развития человеческого сознания.

Понятие «индивид» в значении «отдельный, особенный, выделяющийся из множества» было введено в философский и научный обиход древнеримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип, т. е. те свойства, которые складываются в результате взаимодействия наследственных свойств организма (генотипа) и условий среды обитания.

Индивид − продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врождённых и приобретенных черт. Человек как индивид предстает в своих половозрастных, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Индивидуальность − это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается совокупность социально значимых отличий человека от других людей. Но такое толкование индивидуальности слишком ограничено, поскольку речь идёт лишь о совокупности свойств, а не о некоторой неделимой целостности. На самом же деле, индивидуальность является целостным образованием, говоря об индивидуальности, мы имеем в виду особый, уникальный стиль жизни человека, с помощью которого он реализует свой личностный потенциал, т.е. заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности.

Личность – набор индивидуальных качеств человека, определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях. Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей, определенными привычками и опытом.

Высшей ступенью развития человека в обществе является ступень универсализации. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как тождество человеческому роду. В философской, художественной, религиозной литературе можно встретить упоминание о специфических проявления человека, которые не определяются его индивидными, субъектными, личностными и индивидуальными свойствами. К явлениям такого рода относятся поступки человека во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума. Вопрос о высших проявлениях человеческой природы в научной психологии пока ещё не разработан[9].

Подходы к изучению личности




double arrow
Сейчас читают про: