· целеустремлённость,
· решительность.
· самостоятельность,
· инициативность,
· дисциплинированность,
· выдержка и др.
Оценивая человека по критерию «волевой-слабовольный» в соответствии с описанным выше механизмом волевого поведения, следует считать того человека волевым, который способен создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.
Следует также отметить, что воля не является только лишь субъектным качеством человека, она проявляется и на более высоких уровнях функционирования человека.
В частности, воля является также важной личностной особенностью.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите функции эмоций.
2. Охарактеризуйте три фазы аффекта.
4. Что такое стресс и дистресс?
5. Что такое фрустрация?
6. Какие бывают высшие чувства?
7. Чем различаются произвольное и волевое поведение?
8. Как можно изменить смысл действия при волевом управлении?
Темы для обсуждения на практических занятиях:
1. Связь эмоций с потребностями человека.
2. Совесть как эмоционально-моральное чувство.
3. Любовь как нравственное чувство.
4. Эмоции и современное искусство
5. Воля как качество личности.
6. Функции воли и этапы ее формирования.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Человек является сложным, но целостным феноменом. Целостность означает, что она не сводима к составляющим её частям. Существует разные уровни бытия человека, которые получили названия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность» и «универсум». Их можно считать проекциями человека:
индивид это биологически обусловленная проекция человека,
субъект − проекция человека, вычленяющая в человеке такую важную его особенность, как направленность его активности,
личность − проекция человека, отображающая включённость человека в человеческое общество,
индивидуальность отображает уникальность, неповторимость, единственность в своём роде зрелого человека,
универсум отображает возможность бесконечного развития человеческого сознания.
Понятие «индивид» в значении «отдельный, особенный, выделяющийся из множества» было введено в философский и научный обиход древнеримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип, т. е. те свойства, которые складываются в результате взаимодействия наследственных свойств организма (генотипа) и условий среды обитания.
Индивид − продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врождённых и приобретенных черт. Человек как индивид предстает в своих половозрастных, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.
Индивидуальность − это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается совокупность социально значимых отличий человека от других людей. Но такое толкование индивидуальности слишком ограничено, поскольку речь идёт лишь о совокупности свойств, а не о некоторой неделимой целостности. На самом же деле, индивидуальность является целостным образованием, говоря об индивидуальности, мы имеем в виду особый, уникальный стиль жизни человека, с помощью которого он реализует свой личностный потенциал, т.е. заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности.
Личность – набор индивидуальных качеств человека, определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях. Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей, определенными привычками и опытом.
Высшей ступенью развития человека в обществе является ступень универсализации. Универсум есть полнота человеческой реальности; человек как универсум эквивалентен актуальной и потенциальной бесконечности, в ней человек предстает как микрокосм, как тождество человеческому роду. В философской, художественной, религиозной литературе можно встретить упоминание о специфических проявления человека, которые не определяются его индивидными, субъектными, личностными и индивидуальными свойствами. К явлениям такого рода относятся поступки человека во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижничество суть формы проявления человека как универсума. Вопрос о высших проявлениях человеческой природы в научной психологии пока ещё не разработан[9].
Подходы к изучению личности






