А — У У — А — И Э — У — А — И
И — О И — О — Ы А — И — О — Ы
17
Ы — А Э — У — А И — Э — У — А
У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О
А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э
У 0-У — А Э — О — У — А.
Упражнение 2
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Ребенок произносит ряд гласных:
— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);
— громко (тише, совсем тихо);
— чередуя громкость в пределах одного ряда;
— со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);
— быстро (либо медленно).
Упражнение 3
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:
— сосчитать количество звуков, произнесенных учителем;
— показать то же количество пальцев (выложить фишки);
— отстучать звуки молча;
— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;
— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
— угадать, символ, какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);
— загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
— повторить звуки в обратном порядке.
РАБОТА НАД СЛОГАМИ
Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9).
Рис. 9. Ручная поза звука [п]
При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.
Упражнения
Упражнение 1
Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:
— с общим согласным:
МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;
— с общим гласным:
БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ;
19
— обратные:
АН — ЫН — ОН — ЭН — УН
ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;
— закрытые слоги, их ряды и пары:
МАК — МОК — МУК — МЫК — МЭК
КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ
ТУК - МУК БОК — ВОК;
— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со
гласными:
БА — БЯ АП — АПЬ ВУ — ВЮ УФ — УФЬ МО — МЁ ЕН — ЕНЬ;
Упражнение 2
Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается:
— сосчитать количество слогов;
— выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);
— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка);
— определить одинаковый звук в ряду;
— придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);
— угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;
— придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;
— повторить ряд слогов в обратном порядке;
— повторить только первый и последний слог ряда;
— произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно);
— выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции);
— назвать первый (второй, третий) звук слога;
— составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а], чтобы в середине был гласный);
— сравнить два слога:
МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН - ПЫН.
20