Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения
Упражнение 1
Упражнение проводится в сопровождении ручных символов, затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:
— открытые и закрытые:
КНА — АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ
СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ
— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА
ТКО - ТКЁ ТКО - ДГО
КМУ — КМЮ КМУ — ГМУ
СПЫ — СПИ СПЫ — ЗБЫ
ПТЭ — ПТЕ ПТЭ — БДЭ;
— цепочки слогов:
МНА — MHO — МНУ — МНЫ — МНЭ
ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ
ГМЕ — ГМЫ — ГМИ — ГМУ;
— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА
СКО - КСО
ХТУ — ТХУ
ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ.
Упражнение 2
Дополнительные задания.
Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:
— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);
— придумать слог из двух согласных и одного гласного;
— сравнить слоги:
|
|
НА —КНА,
АС — АКС, ИНТ —ЫНТ, УБР — УПР.
22
РАБОТА НАД СЛОВАМИ
I ЭТАП
Упражнения на различение длинных и коротких слов
Упражнение 1
У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Слова:
сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.
Упражнение 2
Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
Упражнение 3
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
II ЭТАП
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное
Скандированное повторение слов
Изучаемого типа
Упражнение 4
Тренировка умения делать паузы между слогами.
После того как учитель назовет слово, ребенок должен по
вторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если
взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать
паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:
БУ….СЫ, НЕ.. БО, ЛЮ.... ДИ
|
|
КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО)
О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ)
СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА).
Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.
Упражнение 5
Звуковой анализ и синтез.
1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.
2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
3. Выбор подходящей схемы слова.
4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов
со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:
1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);
24
25
2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).
3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);
4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);
5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).
Упражнение 6
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.
Упражнение 7
Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:
СУП — ДЫМ
ГУСЬ — КОТ
ДОМ — НОС
МЕХ - СОН — ЛОБ
ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ
КУБ — ЛЕС — ФЕН.
Упражнение 8
Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:
— отличающихся гласными звуками:
СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ
КИТ — КОТ БЫК — БОК — БАК — БУК
ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК - ТИК - ТАК
ДЫНЯ — ДАНЯ ЛЫЖИ — ЛУЖИ РУКИ — РЕКИ РАКИ — РУКИ |
САМ — СОМ
НОС — НЁС
СОН — СЫН
ТИР — ТЁР
ГОЛ — ГУЛ
МЫЛО — МАЛО
ЮЛА — ЮЛЯ
ЛУНА — ЛЕНА;
- отличающихся согласными звуками:
СУК — СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ
НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ - КОТ — КОЛ
МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ
МЁД — ГОД — КОТ — ЛЕД СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ ЛУК - БУК — ТУК – СУК МАК — ТАК — БАК — ЛАК |
ВОТ — ТОТ - КОТ — ГОД
РОЗА - ПОЗА ШАРЫ — ДАРЫ НОТЫ — СОТЫ МУКА — РУКА ЗУБЫ — ШУБЫ ТИНА — ТИМА НИНА — ТИНА; |
ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕИ
КИТ — ВИД — ЩИТ
СОМ - СОК - СОН
КОЛ — ГОЛ — ПОЛ
БОК — ТОК – СОК
ЛОСЬ — ЛОБ — ЛОМ
ЛЫЖА — ЖИЖА
СОВА — СОФА
КОЗА — КОСА
КУЧА — ТУЧА
РУКИ — ЩУКИ
МЫЛО — БЫЛО
ДЕТИ — СЕТИ
26
27
— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА
ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА
ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА
УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.
Упражнения на повторение с Выделением ударного слога
Г' I
Упражнение 9
Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог:
|
|
КО — ФЕ.......... КО — ФЕ, КО.
ЛИ — СА........... ЛИ — СА, СА.
Упражнение 10
Выкладываются две картинки. Их названия содержат одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (ДЫня — воДА, КУбики — сапоГИ, ВЕник — ба-НАН). Взрослый молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова. По мере освоения более длинных слоговых конструкций количество слогов также может расти, опора на картинки уменьшаться:
Ягоды — миМОза — колеСО
ТАпочки — поДУшка — запаДНЯ
ЖАворонок — меДВЕдица — остаНОвка — магнитоФОН.
Упражнение 11
С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:
— угадать слово, которое отхлопал другой ученик;
— придумать слово к схеме;
— поставить ударения на схемах (в виде диктанта).
Упражнение 12
Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога. роЖКИ — РОЖки
ЗАмок — заМОК
маЗКИ — МАски
КАдки — каТКИ
муКА — МУка
глаЗКИ — ГЛАзки
ГВОздики — гвоЗДИки.