— Сказка начинается с названия. Дети, придумайте, о чём или о ком будет ваша сказка. Например, Ёжик и Мухомор.
— В каждой сказке есть обязательно вступление. Место, где начинается сказка, время года или время дня, знакомство с главным героем. Например, в некотором царстве, в лесном государстве, однажды летним днём на лесную полянку утром вышел Ёжик.
Затем нам нужно завязать сюжет сказки – завязка. Узелок завязали, сказку начинали. Что произошло? Какую тайну должен отгадать наш герой? Например, злой волшебник Мухомор унёс любимую ежиху или маленького ежонка в мрачное подземное царство.
Сюжет сказки. Вы рассказываете, какие трудности преодолел главный герой чтобы спасти близких. Кто ему помогал, а кто мешал, какие загадки загадывали. Например, на лесной полянку растут съедобные грибы и ягоды, они помогают главному герою, но за помощь он должен отгадать загадку. А злые, ядовитые грибы и ягоды мешают главному герою, запутывают дорогу.
Заключение. Главный герой спасает своих близких, и они возвращаются домой.
А в конце сказки звучит концовка. Например, и стали они жить, поживать, да добро наживать. Или, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Часть. Сочинение.
— Дети, я ещё раз повторю план сказки.
План сказки.
ü Название.
ü Вступление: описание места действия, знакомство с героем.
ü Завязка: что произошло до того, как герой вышел на полянку, какая у него беда.
ü Сюжет: преодоление трудностей, решение загадок.
ü Заключение: возвращение героев и концовка.
— Дети, волшебство начинаем, сказку сочиняем. Не забывайте, пожалуйста, использовать разные слова, чтобы передать настроение сказки. Например, лесная полянка была солнечная или мрачная, весёлая или грустная. Главный герой – испуганный или смелый. Подземелье – мрачное или таинственное. Мухомор – добрый или злой.
Педагог даёт время, чтобы дети сочини сказку.
— Дети, кто хочет рассказать свою сказку? (рассказы детей).
Дети рассказывают сказку. Педагог помогает строить высказывания. При оценке педагог отмечает придерживается ли ребёнок плана сказки; живую, образную речь ребёнка; умение последовательно, логически переходить от одной части сказки к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.
— Чудесно! Дети, вы замечательные сказочники! Дома сказку мысленно повторите, папе, маме расскажите.
Примечание. Педагог в свободное время предлагает детей рассказать свою сказку и записывает сказку каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана сказки, и насколько богат его словарь.
Желательно, чтобы в группе было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, сказки, стихи детей.