Рассматривание картины

— Дети, какое время года изображено на картине? (ответы детей).

— Как вы догадались, что это осень? (ответы детей).

— Какая погода в этот осенний день? (ответы детей).

— Почему вы считаете, что погода дождливая? (ответы детей).

— Кто нарисован в центре картины? (ответы детей).

— Где гуляют девочка и мальчик? (ответы детей).

— Почему вы решили, что это парк, а не лес? (ответы детей).

— Дети, что вы можете рассказать о девочке, как она одета, что делает? (рассказы детей).

— Расскажите о мальчике, как он одет, что делает? (рассказы детей).

— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на лица детей, какое у них настроение? Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Этюд к картине Новосёловой Л. «Осенний день».

Педагог рассказывает и показывает движения, дети повторяют движения.

— Осенний день. Деревья в разноцветном уборе. Листопад, листопад, листья на земле лежат. Покружитесь и вы, как листики в медленном танце.

— Дождь осенний кап – кап – кап. На асфальте лужи. Поймаем капельки дождя.

— Машенька и Ванечка по парку гуляют. И мы с вами гуляем, на месте шагаем.

— Машенька в красном плаще да в красных сапожках под зонтик от дождя спряталась. Загрустила Машенька, запечалилась. Возьмите в руки воображаемые зонтики. Грустно нам осенью.

— А Ванечка дождя не боится. Непромокаемые синяя курточка и брюки на нём. На ногах сапожки. Весело Ваня с мячом играет, да по лужам прыгает. Попрыгали и мы весело по лужам.

Составление плана рассказа.

— Дети, составим план рассказа. Рассказ начинается с названия. Название должно быть коротким. Как бы вы назвали наш рассказ? (предложения детей).

— Думаю, что лучше всего подойдёт название «Осенний день». Если мы назвали картину «Осенний день», то сначала мы расскажем об осенней природе. Дети, какая погода в этот осенний день на картине? (рассказы детей).

— Затем нужно придумать интересную завязку рассказа. Почему дети оказались во время дождя в парке? (предположения детей).

Сюжет рассказа – это то, что нарисовал художник. Расскажите о детях, опишите их одежду, настроение. (Рассказы детей).

— Дети, как мы закончим наш рассказ? (предложения детей).

— Например, если мы сказали, что дети вышли встречать маму, то в конце рассказа мама и дети встретились. Если дети возвращались домой из гостей, то они пришли домой.

 

Часть. Сочинение.

— Дети, я ещё раз повторю план рассказа.

План рассказа.

ü Название.

ü Вступление: описание осенней природы.

ü Завязка: почему дети оказались во время дождя в парке.

ü Сюжет: рассказ о детях, одежда, настроение.

ü Заключение: дети достигли своей цели.

Дети составляют рассказы по картине. Педагог помогает строить высказывания. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Дети, как вы думаете, получился у нас рассказ? (ответы детей).

— Очаровательно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Я обязательно расскажу об этой картине своим близким. А вы?

 

Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит ребёнка составить рассказ по картине и записывает рассказ каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана рассказа, и насколько богат его словарь.

Желательно, чтобы в группе было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, сказки, стихи детей.

Сочинение «В сказочном лесу»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи.  Формировать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему, придерживаясь плана. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.

Материал к деятельности: листы бумаги и простые карандаши.

Часть. Беседа.  

— Волшебство начинаю, в сказочников вас превращаю. Но работа сказочника не проста, но работа сказочника тяжела. Дети, трудности вам не страшны, готовы на подвиги вы? (ответы детей).

— Перед нами стоит трудная задача, придумать сказку о деревьях. Вы готовы? (ответы детей).

Секреты сказочника.

— Дети, я открою вам секреты сказочника. Секрет первый. Сначала сказочник зрительно представляет сказочный лес, какие деревья в нём растут. Помогает ему в этом карандаш. Сказочник не рисует настоящую картину, а делает наброски, чтобы не забыть, какие деревья участвуют в сказке.

— Секрет второй. Сказочник выбирает главного героя сказки. Дети выберите главных героев вашей сказки. Например, берёзка–красавица и кудрявый клён. Или матушка–липа и дуб–богатырь. Дети нарисуйте быстро, схематично деревья, которые живут в вашем сказочном лесу. В центре картины нарисуйте главных героев сказки. Дети выполняют задание.

— Секрет третий. Сказочник составляет план сказки. Дети, план сказки составляем, очерёдность действий в сказки определяем. (Предположения детей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: