— Дети, какое время года изображено на картине? (ответы детей).
— Как вы догадались, что это осень? (ответы детей).
— Какая погода в этот осенний день? (ответы детей).
— Почему вы считаете, что погода дождливая? (ответы детей).
— Кто нарисован в центре картины? (ответы детей).
— Где гуляют девочка и мальчик? (ответы детей).
— Почему вы решили, что это парк, а не лес? (ответы детей).
— Дети, что вы можете рассказать о девочке, как она одета, что делает? (рассказы детей).
— Расскажите о мальчике, как он одет, что делает? (рассказы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на лица детей, какое у них настроение? Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Этюд к картине Новосёловой Л. «Осенний день».
Педагог рассказывает и показывает движения, дети повторяют движения.
— Осенний день. Деревья в разноцветном уборе. Листопад, листопад, листья на земле лежат. Покружитесь и вы, как листики в медленном танце.
— Дождь осенний кап – кап – кап. На асфальте лужи. Поймаем капельки дождя.
|
|
— Машенька и Ванечка по парку гуляют. И мы с вами гуляем, на месте шагаем.
— Машенька в красном плаще да в красных сапожках под зонтик от дождя спряталась. Загрустила Машенька, запечалилась. Возьмите в руки воображаемые зонтики. Грустно нам осенью.
— А Ванечка дождя не боится. Непромокаемые синяя курточка и брюки на нём. На ногах сапожки. Весело Ваня с мячом играет, да по лужам прыгает. Попрыгали и мы весело по лужам.
Составление плана рассказа.
— Дети, составим план рассказа. Рассказ начинается с названия. Название должно быть коротким. Как бы вы назвали наш рассказ? (предложения детей).
— Думаю, что лучше всего подойдёт название «Осенний день». Если мы назвали картину «Осенний день», то сначала мы расскажем об осенней природе. Дети, какая погода в этот осенний день на картине? (рассказы детей).
— Затем нужно придумать интересную завязку рассказа. Почему дети оказались во время дождя в парке? (предположения детей).
— Сюжет рассказа – это то, что нарисовал художник. Расскажите о детях, опишите их одежду, настроение. (Рассказы детей).
— Дети, как мы закончим наш рассказ? (предложения детей).
— Например, если мы сказали, что дети вышли встречать маму, то в конце рассказа мама и дети встретились. Если дети возвращались домой из гостей, то они пришли домой.
Часть. Сочинение.
— Дети, я ещё раз повторю план рассказа.
План рассказа.
ü Название.
ü Вступление: описание осенней природы.
ü Завязка: почему дети оказались во время дождя в парке.
ü Сюжет: рассказ о детях, одежда, настроение.
ü Заключение: дети достигли своей цели.
|
|
Дети составляют рассказы по картине. Педагог помогает строить высказывания. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.
— Дети, как вы думаете, получился у нас рассказ? (ответы детей).
— Очаровательно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Я обязательно расскажу об этой картине своим близким. А вы?
Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит ребёнка составить рассказ по картине и записывает рассказ каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана рассказа, и насколько богат его словарь.
Желательно, чтобы в группе было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, сказки, стихи детей.
Сочинение «В сказочном лесу»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему, придерживаясь плана. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.
Материал к деятельности: листы бумаги и простые карандаши.
Часть. Беседа.
— Волшебство начинаю, в сказочников вас превращаю. Но работа сказочника не проста, но работа сказочника тяжела. Дети, трудности вам не страшны, готовы на подвиги вы? (ответы детей).
— Перед нами стоит трудная задача, придумать сказку о деревьях. Вы готовы? (ответы детей).
Секреты сказочника.
— Дети, я открою вам секреты сказочника. Секрет первый. Сначала сказочник зрительно представляет сказочный лес, какие деревья в нём растут. Помогает ему в этом карандаш. Сказочник не рисует настоящую картину, а делает наброски, чтобы не забыть, какие деревья участвуют в сказке.
— Секрет второй. Сказочник выбирает главного героя сказки. Дети выберите главных героев вашей сказки. Например, берёзка–красавица и кудрявый клён. Или матушка–липа и дуб–богатырь. Дети нарисуйте быстро, схематично деревья, которые живут в вашем сказочном лесу. В центре картины нарисуйте главных героев сказки. Дети выполняют задание.
— Секрет третий. Сказочник составляет план сказки. Дети, план сказки составляем, очерёдность действий в сказки определяем. (Предположения детей).