Структура педагогической технологии

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий

1.1.Трактовки понятия педагогической технологии…………………..……4

1.2.Структура педагогической технологии…………………………….……5

1.3.Основные качества современных педагогических технологий…..…….6

Глава 2.   Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей………………………………………….….7

2.1. Виды  педагогических технологий, применяемых  в практике дополнительного образования

2.1.1.  Технология личностно-ориентированноего обучения……….….9

2.1.2. Технология  индивидуального обучения…………………….….….10

2.1.3. Групповые технологии………………………………………………11

2.1.4. Технология КТД………………………………………………………12

2.1.5. Технология ТРИЗ……………………………………………………..14

2.1.6. Технология проблемного обучения…………………………………15

2.1.7. Технология программированного обучения………………………..17

2.1.8. Игровые технологии…………………………………………………18

2.1.9. Технология проектного обучения………………………………….20

2.1.10. Технология развивающего обучения…………….………….22

2.1.11. Новые информационные технологии……………..………….24

2.1.12. Здоровьесберегающие технологии……………………………25

2.2. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей……………………………………….30

Заключение ………………………………………………………………………..40

Список использованных источников…………………………………………..…41

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

      Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

       Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

     Цель работы  - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

     Задачи работы:

1. Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.

2. Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

3. Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

        Объект исследования – педагогические технологии.

        Предмет исследования – педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.

   В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. Методы исследования -  анализ.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Трактовки понятия педагогической технологии

 

        Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

        Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

5.  «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

6.  «Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

 

Структура педагогической технологии

 

      Структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:

      1. Научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;

      2. Формализовано-описательный (дескриптивный): технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

     3. Процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.

     Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: