СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий
1.1.Трактовки понятия педагогической технологии…………………..……4
1.2.Структура педагогической технологии…………………………….……5
1.3.Основные качества современных педагогических технологий…..…….6
Глава 2. Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей………………………………………….….7
2.1. Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования
2.1.1. Технология личностно-ориентированноего обучения……….….9
2.1.2. Технология индивидуального обучения…………………….….….10
2.1.3. Групповые технологии………………………………………………11
2.1.4. Технология КТД………………………………………………………12
2.1.5. Технология ТРИЗ……………………………………………………..14
|
|
2.1.6. Технология проблемного обучения…………………………………15
2.1.7. Технология программированного обучения………………………..17
2.1.8. Игровые технологии…………………………………………………18
2.1.9. Технология проектного обучения………………………………….20
2.1.10. Технология развивающего обучения…………….………….22
2.1.11. Новые информационные технологии……………..………….24
2.1.12. Здоровьесберегающие технологии……………………………25
2.2. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей……………………………………….30
Заключение ………………………………………………………………………..40
Список использованных источников…………………………………………..…41
ВВЕДЕНИЕ
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
|
|
Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
Цель работы - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.
2. Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.
3. Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.
Объект исследования – педагогические технологии.
Предмет исследования – педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.
В основе методологии исследования лежит совокупность приёмов, методов и принципов, применяемых в науке. Методы исследования - анализ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Трактовки понятия педагогической технологии
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.
Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
3. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
5. «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
6. «Педагогическая технология» - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Структура педагогической технологии
Структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:
1. Научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики;
|
|
2. Формализовано-описательный (дескриптивный): технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
3. Процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, и в качестве реального процесса обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием алгоритма (программы) действий, либо реально осуществляющимся в практике процессом.