Схема включения и статические характеристики ДПТ НВ приведены на рис.1.
Частота вращения холостого хода вала электродвигателя:
где:

Номинальная частота вращения холостого хода вала электродвигателя:

Номинальный вращающий момент, развиваемый электродвигателем:

Координаты для построения естественной механической характеристики, рис. 2:
1) M = 0, w = w0; 2) M = Mн, w = wн.
Частота вращения вала электродвигателя при номинальном значении тока и введении в цепь якоря добавочного сопротивления R:
Координаты для построения искусственной механической характеристики, рис. 2:
1) M = 0, w = w0; 2) M = Mн, w = wи.

| ||||
| ||||
Задача №2. Расчет регулировочных резисторов
в цепи якоря, двигателя постоянного тока

В ЭП краново–металлургического механизма использует двигатель постоянного тока независимого возбуждения (рис.3).
Построить пусковую диаграмму и схему включения пускового резистора, рассчитать сопротивление ступеней пускового резистора
[1. С. 52–61].
Технические данные для расчета приведены в табл. 2.
Таблица 2
| Шифр | Тип двигателя | Рн, кВт | Uн, В | n н, об/мин | Iн, А | Rя, Ом |
| 01 | ПМ – 12 | 2,5 | 220 | 1300 | 14,2 | 1,33 |
| 02 | ПМ – 22 | 4,5 | 220 | 1100 | 26 | 0,87 |
| 03 | ПМ – 31 | 9 | 220 | 900 | 48 | 0,348 |
| 04 | ПМ – 32 | 12 | 220 | 685 | 64 | 0,243 |
| 05 | ПМ – 41 | 16 | 220 | 700 | 84 | 0,168 |
| 06 | ПМ – 42 | 23 | 220 | 600 | 120 | 0,0845 |
| 07 | ПМ – 52 | 33 | 220 | 650 | 168 | 0,0495 |
| 08 | ПМ – 62 | 46 | 220 | 580 | 231 | 0,0330 |
| 09 | ПМ – 72 | 75 | 220 | 520 | 374 | 0,0133 |
| 10 | ПМ – 82 | 100 | 220 | 475 | 500 | 0,01045 |
| 11 | ПМ – 12 | 2,5 | 110 | 1300 | 28,4 | 1,33 |
| 12 | ПМ – 22 | 4,5 | 110 | 1100 | 56 | 0,87 |
| 13 | ПМ – 31 | 9 | 110 | 900 | 95 | 0,348 |
| 14 | ПМ – 32 | 12 | 110 | 685 | 128 | 0,243 |
| 15 | ПМ – 41 | 16 | 110 | 700 | 168 | 0,168 |
| 16 | ПМ – 42 | 23 | 110 | 600 | 240 | 0,0845 |
| 17 | ПМ – 52 | 33 | 110 | 650 | 336 | 0,0495 |
| 18 | ПМ – 62 | 46 | 110 | 580 | 462 | 0,0330 |
| 19 | ПМ – 72 | 75 | 110 | 520 | 784 | 0,0133 |
| 20 | ПМ – 82 | 100 | 110 | 475 | 1000 | 0,01045 |
| 21 | ПМ – 12 | 2,5 | 440 | 1300 | 7,1 | 1,33 |
| 22 | ПМ – 22 | 4,5 | 440 | 1100 | 13 | 0,87 |
| 23 | ПМ – 31 | 9 | 440 | 900 | 24 | 0,348 |
| 24 | ПМ – 32 | 12 | 440 | 685 | 32 | 0,243 |
Продолжение таблицы 2.
| Шифр | Тип двигателя | Рн, кВт | Uн, В | n н, об/мин | Iн, А | Rя, Ом |
| 25 | ПМ – 41 | 16 | 440 | 700 | 42 | 0,168 |
| 26 | ПМ – 42 | 23 | 440 | 600 | 60 | 0,0845 |
| 27 | ПМ – 52 | 33 | 440 | 650 | 84 | 0,0495 |
| 28 | ПМ – 62 | 46 | 440 | 580 | 115,5 | 0,0330 |
| 29 | ПМ – 72 | 75 | 440 | 520 | 187 | 0,0133 |
| 30 | ПМ – 82 | 100 | 440 | 475 | 250 | 0,01045 |
| 31 | П2–18/70-0.3 15 | 315 | 440 | 36 | 925 | 0,01036 |
| 32 | П2–21/90-4 | 4000 | 750 | 100 | 5700 | 0,0031 |
| 33 | П2–21/90-4 | 4000 | 750 | 250 | 5700 | 0,0031 |
| 34 | П2–33/85-7.1 | 7100 | 930 | 100 | 8120 | 0,0015 |
| 35 | П2–33/85-7.1 | 7100 | 930 | 180 | 8120 | 0,0015 |
| 36 | П2–23/106-7.1 | 7100 | 930 | 80 | 8200 | 0,0153 |
| 37 | П2–23/106-7.1 | 7100 | 930 | 125 | 8200 | 0,0153 |
| 38 | П2–23/ 170-8 | 8000 | 930 | 50 | 9250 | 0,00163 |
| 39 | П2–23/ 170-8 | 8000 | 930 | 80 | 9250 | 0,00163 |
| 40 | П2–24/71-63 | 6300 | 825 | 160 | 8050 | 0,00138 |
| 41 | П2–24/71-63 | 6300 | 825 | 315 | 8050 | 0,00138 |
| 42 | П2–25/ 130-9 | 9000 | 930 | 60 | 10200 | 0,00153 |
| 43 | П2–25/ 130-9 | 9000 | 930 | 120 | 10200 | 0,00153 |
| 44 | П2–26/150-10 | 10000 | 930 | 50 | 11350 | 0,00136 |
| 45 | П2–26/150-10 | 10000 | 930 | 100 | 11350 | 0,00136 |
| 46 | П2–630-201-5С | 1600 | 930 | 250 | 1855 | 0,0126 |
| 47 | П2–630-201-5С | 1600 | 930 | 500 | 1855 | 0,0126 |
| 48 | П2–630-202-8С | 3150 | 930 | 400 | 3565 | 0,0036 |
| 49 | П2–630-202-8С | 3150 | 930 | 600 | 3565 | 0,0036 |
| 50 | П2–630-203-5С | 1600 | 930 | 160 | 1865 | 0,0126 |
| 51 | П2–630-203-5С | 1600 | 930 | 500 | 1865 | 0,0126 |
| 52 | П2–630-212-11С | 5000 | 930 | 400 | 5640 | 0,0029 |
| 53 | П2–630-212-11С | 5000 | 930 | 500 | 5640 | 0,0029 |
| 54 | П2–630-213-6С | 2500 | 930 | 160 | 2860 | 0,0058 |
| 55 | П2–630-213-6С | 2500 | 930 | 315 | 2860 | 0,0058 |
| 56 | П2–630-214-6С | 2500 | 930 | 125 | 2870 | 0,0058 |
| 57 | П2–630-214-6С | 2500 | 930 | 315 | 2870 | 0,0058 |
| 58 | П2–630-241-8С | 4000 | 930 | 160 | 4570 | 0,0031 |
| 59 | П2–630-241-8С | 4000 | 930 | 320 | 4570 | 0,0031 |
| 60 | П2–630-243-8С | 4000 | 930 | 100 | 4600 | 0,0031 |
| 61 | П2–630-243-8С | 4000 | 930 | 260 | 4600 | 0,0031 |
| 62 | МП4000–32 | 4000 | 930 | 32 | 478 | 0,0031 |
| 63 | МП4000–32 | 4000 | 930 | 80 | 478 | 0,0031 |
| 64 | МП6300–63 | 6300 | 930 | 63 | 7170 | 0,00138 |
| 65 | МП6300–63 | 6300 | 930 | 80 | 7170 | 0,00138 |
Окончание таблицы 2.
| Шифр | Тип двигателя | Рн, кВт | Uн, В | n н, об/мин | Iн, А | Rя, Ом |
| 66 | МП6300–40 | 6300 | 930 | 40 | 7370 | 0,00138 |
| 67 | МП6300–40 | 6300 | 930 | 80 | 7370 | 0,00138 |
| 68 | МП9000–63 | 9000 | 750 | 50 | 8960 | 0,00153 |
| 69 | МП9000–63 | 9000 | 750 | 80 | 8960 | 0,00153 |
| 70 | МП12500–63 | 12500 | 930 | 63 | 14150 | 0,00106 |
| 71 | МП12500–63 | 12500 | 930 | 90 | 14150 | 0,00106 |
| 72 | МП 1000–315 | 1000 | 440 | 315 | 2480 | 0,0116 |
| 73 | МП 1000–315 | 1000 | 440 | 800 | 2480 | 0,0116 |
| 74 | МП5600–300 | 5600 | 930 | 300 | 6325 | 0,00285 |
| 75 | МП5600–300 | 5600 | 930 | 400 | 6325 | 0,00285 |
| 76 | МП7100–125 | 7100 | 930 | l25 | 8000 | 0,00285 |
| 77 | МП7100–125 | 7100 | 930 | 250 | 8000 | 0,00285 |
| 78 | 2МП2000–315 | 21000 | 440 | 315 | 22480 | 0,00068 |
| 79 | 2МП2000–315 | 21000 | 440 | 800 | 22480 | 0,00068 |
| 80 | ЗМП3000–315 | 31000 | 440 | 315 | 32480 | 0,00036 |
| 81 | ЗМП3000–315 | 31000 | 440 | 800 | 32480 | 0,00036 |
| 82 | 2МП3200–300 | 21600 | 465 | 300 | 23660 | 0,00068 |
| 83 | 2МП3200–300 | 21600 | 465 | 500 | 23660 | 0,00068 |
| 84 | 2МП 11200–300 | 25600 | 930 | 300 | 26325 | 0,00059 |
| 85 | 2МП 11200–300 | 25600 | 930 | 500 | 26325 | 0,00059 |
| 86 | 2МП 14200–200 | 27100 | 930 | 200 | 27485 | 0,00046 |
| 87 | 2МП 14200–200 | 27100 | 930 | 400 | 27485 | 0,00046 |
| 88 | 2МП14200–125 | 27100 | 930 | 125 | 28000 | 0,00046 |
| 89 | 2МП14200–125 | 27100 | 930 | 250 | 28000 | 0,00046 |
| 90 | 2МП14200–50 | 26300 | 930 | 50 | 27280 | 0,00051 |
| 91 | 2МП14200–50 | 26300 | 930 | 100 | 27280 | 0,00051 |
| 92 | ЗМП3000–315 | 31000 | 440 | 315 | 32480 | 0,00036 |
| 93 | 2МП3200–300 | 21600 | 465 | 300 | 23660 | 0,00068 |
| 94 | 2МП 11200–300 | 25600 | 930 | 300 | 25325 | 0,00059 |
| 95 | 2МП 14200–200 | 27100 | 930 | 200 | 27485 | 0,00046 |
| 96 | 2МП14200–125 | 27100 | 930 | 125 | 28000 | 0,00046 |
| 97 | 2МП14200–50 | 26300 | 930 | 50 | 27280 | 0,00051 |
| 98 | ЗМП3000–315 | 31000 | 440 | 315 | 32480 | 0,00036 |
| 99 | МП7100–125 | 7100 | 930 | 125 | 8000 | 0,00285 |
| 00 | МП6300–63 | 6300 | 930 | 63 | 7170 | 0,00138 |
Здесь: Pн – номинальная мощность двигателя;
Uн – номинальное напряжение для всех вариантов;
nн – номинальная частота вращения вала электродвигателя;
I н – номинальный ток двигателя;
Rя – сопротивление обмотки якоря;






