V. Учебно-тематическое планирование

 

 

Основное содержание Основные виды учебной деятельности
I. Солнечная система (8 ч)   Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). —   пользоваться физическими величинами: парсек, световой год, астрономическая единица; —   применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения; —   осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределе-ния (например, при изучении, исследовании профессий людей, работающих в Центре управления полетами (ЦУП)); —   систематизировать информацию в предметном и межпредметном контекстах (например, при подготовке тематических презентаций); —   моделировать (например, при выясне-нии условий применения закона всемирного тяготения для описания взаимодействия между людьми); —   формулировать задачи и средства их решения; —   выстраивать письменную коммуника-цию; —   применять знания к решению астро-физических задач (вычислительных, каче-ственных, графических) на уровне опериро-вания следующими интеллектуальными опе-рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация; —   анализировать роль астрономии в развитии цивилизации, использовании методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа
II. Астрометрия (4 ч)   Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). —   пользоваться физическими величина-ми: парсек, световой год, астрономическая единица, видимая и абсолютная звездная величина; —   находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; —   осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределе-ния; —   формулировать задачи и средства их решения; —   выстраивать письменную коммуника-цию; —   применять знания к решению астро-физических задач (вычислительных, каче-ственных, графических) на уровне опериро-вания следующими интеллектуальными опе-рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация;
III. Природа тел Солнечной системы (4 ч)   Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Астероидная опасность. —   пользоваться физическими величина-ми: парсек, световой год, астрономическая единица, видимая и абсолютная звездная ве-личина; —   описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; —   осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределе-ния; —   формулировать задачи и средства их решения; —   применять знания к решению астро-физических задач (вычислительных, каче-ственных, графических) на уровне опериро-вания следующими интеллектуальными опе-рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация;
VI. Солнце и звезды (9 ч)   Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). —   пользоваться физическими величина-ми: парсек, световой год, астрономическая единица, видимая и абсолютная звездная ве-личина; —   характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы —   осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределе-ния; —   применять знания к решению астро-физических задач (вычислительных, каче-ственных, графических) на уровне опериро-вания следующими интеллектуальными опе-рациями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация; —   анализировать роль астрономии в раз-витии цивилизации, использовании методов исследований в астрономии, различных диа-пазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселен-ной, получения астрономической информа-ции с помощью космических аппаратов и спектрального анализа
V. Строение и эволюция Вселенной (9 ч)   Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). —   характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы —   осознавать и развивать определенные личностные качества и способности с целью будущего профессионального самоопределения; —   формулировать задачи и средства их решения; —   выстраивать письменную коммуникацию; —   применять знания к решению астрофизических задач (вычислительных, качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация; —   анализировать роль астрономии в раз-витии цивилизации, использовании методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселен-ной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: