Михаил Иванович Извощиков

 

Одним из представителей казанской этнографической школы в Симбирской губернии в середине XIX века был Михаил Иванович Извощиков – краевед, собиратель фольклорно-этнографических материалов.

К сожалению, долгое время исследователи, ульяновский краеведы редко обращались к его наследию, а биографические сведения были весьма скудны и порою искажены. Только Ж.А. Трофимов в 1997 г. в небольшой газетной статье несколько поправил положение [1]. А между тем как личность и как общественный деятель М.И. Извощиков вполне заслуживает уважения и благодарности со стороны потомков.

Родился Михаил Иванович Извощиков в мещанской семье в 1846 году. О принадлежности к мещанскому сословию свидетельствует его подпись под прошением директору симбирской гимназии И.В. Вишневскому с просьбой о выдаче свидетельства о выходе из 6 класса гимназии: «К сему прошению руку приложил симбирский мещанский сын Михаил Извощиков» [2: 35]. Дата рождения – 1846 год, установлена по документу «Сведения о личном составе полицейских урядников по участкам за 1892 г.». В нем в числе урядников 2-го уряднического участка Сенгилеевского 1-го стана назван Михаил Иванович Извощиков и указано, что на данный момент (рапорт станового пристава датирован 17 марта 1891 года) его возраст 45 лет [3: 22].

Вероятно, его отца звали Иван Андреевич Извощиков, а мать Екатерина Григорьевна Извощикова. Об этом говорит указание на информанта, приведенное Д.Н. Садовниковым к записи № 69 и № 72е в сборнике «Сказки и предания Самарского края»: «Слышано от симбирского мещанина Ивана Андреевича Извозщикова. Сообщено М.И. Извощиковым» (№ 69) и «Со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой. Записано и сообщено М.И. Извощиковым» (№ 72е) [4: 9, 20]. Возможно, у М.И. Извощикова были в Симбирске родственники, ибо в «Алфавите мещанам, платившим повинности в 1864 и 1865 гг.» указаны Извощиков Василий Андреев и Извощиков Андрей Иванов [5: 16об., 17].

Как указывалось выше в 1864 г. М.И. Извощиков оставляет гимназию, закончив только 6 классов. 30 октября 1864 г. он получает копию свидетельства об окончании 6-го класса, так как подлинник погиб во время печально знаменитого симбирского пожара 1864 года. Тогда же М.И. Извощиков получил увольнительное свидетельство от Симбирского городского общества за № 2904, которое в соответствии со статьей 572 «Свода законов о состояниях» выдавалась мещанам, «желающим перейти из одного общества в другое, а равно в другие бывшие податные сословия» [6: 71]. Через год, 15 ноября 1865 г., он подает прошение директору училищ Симбирской губернии И.В. Вишневскому, в котором просит допустить его к испытаниям на звание учителя истории и географии уездных училищ в педагогическом совете Симбирской мужской классической гимназии [7: 1]. Судя по письму директора гимназии Вишневского попечителю Казанского учебного округа от 28 декабря, Извощиков успешно прошел испытания, так что директор просит попечителя разрешить Извощикову занять должность учителя истории и географии в Сенгилеевском уездном училище [8: 4-5]. Однако признание результатов испытания и назначение неожиданно застопорилось. Дело в том, что в документах, которые были представлены в канцелярию попечителя, не доставало 2 письменных ответов. По положению, как это было отмечено в ответе директору гимназии, должно было быть представлено 4 письменных ответа испытуемого, а прислано только 2 [9: 8-8об.]. 29 января недостающие письменные ответы были отправлены, и 1 марта 1866 года было получено согласие на допущение М.И. Извощикова к исполнению должности учителя истории и географии в Сенгилеевском уездном училище: «Вследствие представленного Вами от 28 декабря прошедшего года за № 1939 я допускаю выдержавшего испытание на учительское звание из мещан Михаила Извощикова к исправлению должности учителя истории и географии в Сенгилеевском уездном училище с производством ему положенного по штату жалованья в виде платы, впредь до исключения его из податного состояния и утверждения в службе по учебной части» [10: 11].

К службе М.И. Извощиков относился добросовестно и творчески. Так в его формулярном списке о службе (датирован 17 августа 1870 г.), в частности, отмечено, что «приказом г. попечителя Казанского учебного округа от 20 декабря 1867 года № 23 объявлена благодарность начальства округа по засвидетельствованию ревизовавшего училища г. окружного инспектора Казанского учебного округа Сахарова за особую ревность и труды по части образования юношества» [11: 11]. Через год в «Постановление педагогического совета Сенгилеевского уездного училища от 18 октября 1868 года по поводу написания учителем училища Извощиковым работ по истории<…>» [12: 18об.] отмечено, что он составил хронологические таблицы по всемирной истории, которые совет просит допустить к использованию в учебном процессе. Безвозмездно М.И. Извощиков преподавал и в Сенгилеевской женской гимназии, за что ему также была объявлена благодарностью попечителя учебного округа [13: 18об.].

Такое добросовестное и заинтересованное отношение к делу, по-видимому, повлияло на назначение в 1870 году молодого учителя, а М.И. Извощикову было только 24 года, на должность штатного смотрителя Сенгилеевского уездного училища. 17 августа 1870 г. из канцелярии попечителя пришло письмо-распоряжение о том, что «исправление должности штатного смотрителя в Сенгилеевском уездном училище поручить временно учителю истории и географии того училища Извощикову с производством ему положенного штатному смотрителю содержания и с прекращением жалованья по должности учителя» [14: 4]. Ранее 31 марта 1870 г. в канцелярию попечителя Казанского учебного округа было отправлено представление о награждении М.И. Извощикова чином губернского секретаря [15: 14], а 16 февраля 1871 года вышел Указ правительствующего сената по Департаменту герольдии о произведении его в чин «губернского секретаря со старшинством лет с первого марта тысяча восемьсот шестьдесят шестого года» [16: 20об.]. В «Памятной книжке Симбирской губернии на 1869 год», вероятно, ошибочно указано: учитель «истории и географии – состоящий в XII классе (а это и есть чин губернского секретаря – М.М.Г.) Михаил Иванович Извощиков» [17: 82].

Тогда же М.И. Извощиков был назначен приказом попечителя Казанского учебного округа «сверх настоящей должности <…> членом в Сенгилеевский уездный училищный совет» [18: 20об.]. Одновременно с исполнением служебных обязанностей М.И. Извощиков с декабря 1870 г. стал одним из попечителей церкви г. Сенгилея [19: 64].

В 1875 году он уже имел чин коллежского секретаря [20: 85], а в 1878 г. – коллежского асессора [21: 30]. Это был последний чин, который смог выслужить М.И. Извощиков, что подтверждает названный выше рапорт станового пристава 1 стана Сенгилеевского уезда от 17 марта 1891 года: «Звание, имя, отчество и фамилия – отставной коллежский асессор Михайло Иванович Извощиков» [22: 22].

Служил М.И. Извощиков до начала 1881 года, когда директор народных училищ И.Н. Ульянов, узнав о его злоупотреблении алкоголем, 22 февраля официально предложил ему подать в отставку; 8 марта отставка была принята [23: 12об.].

Далее до 1884 года судьба М.И. Извощикова пока остается неизвестной, и только в 1884 году он поступает на службу полицейским урядником. 4 августа 1885 года уездный исправник Варламов отправляет рапорт симбирскому губернатору, в котором сообщает, что на место урядника 3 участка определен «отставной коллежский асессор Михаил Иванов Извощиков» [24: 23-23об.]. В списках членов Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете за 1890 г. [25: 60] и 1891 г. ошибочно указано ««Извощиков, Михаил Иванович, штатный смотритель у. учил. (8 нояб. 1879 г.) Сенгилей» [26: 44].

Однако губернатор не сразу утвердил это назначение. Был отправлен запрос директору народных училищ с просьбой сообщить истинные причины «оставления» Извощикова [27: 94]. В ответе, подписанном И.Н. Ульяновым, было сказано, что «бывший смотритель Сенгилеевского училища коллежский асессор Михаил Извощиков вел не трезвую жизнь, почему и должен был оставить службу» [28: 94]. На этом ответе губернатор начертал следующую резолюцию: «назначение его урядником нельзя признать соответственным, ввиду чего указать, что если исправник признает возможным оставить его теперь на службе под свою ответственность и строгим надзором, то при первом случае пьянства следует его уволить» [29: 94]. Исправник посчитал возможным оставить его на службе, что подтверждает «Рапорт урядника 3-го участка I-го стана Сенгилеевского уезда М. Извощикова», датированный 13 ноября 1884 года [30].

Как отмечает современный исследователь «одним из самых близких к народу по характеру деятельности и должности был полицейский урядник. 9 июня 1878 г. в штаты уездных полицейских управлений была введена должность полицейского урядника, занимавшего среднее положение между становым приставом и сотским. Характерной чертой этой новой должности была относительная узость функций. Урядники, главным образом, занимались предупреждением и пресечением преступлений, а также производством дознания по уголовным делам и, в меньшей степени, занимались управленческой, хозяйственной, санитарной и другими видами деятельности, возложенными на других чинов уездных полицейских управлений. Уезды по положению 1878 года распределялись на уряднические участки. В среднем уезд подразделялся на 11 участков, а на стан - по 4 участка.

В целом функции и права полиции в конце XIX в. не были четко определены законом. Её обязанности были многочисленны и разнообразны» [31: 20].

На этой службе М.И. Извощиков был, по крайней мере, до марта 1891 года включительно, что доказывают «Сведения о личном составе полицейских урядников по участкам за 1891 г.» [32: 21-22], ибо уже в «Сведениях о личном составе полицейских урядников», датированном 18 января 1893 года его нет [33].

Далее сведения о М.И. Извощикове мы находим только в «Отчете о деятельности Симбирской ученой архивной комиссии за 1897 год», в котором в финансовом отчете говорится: «В награду письмоводителю Извощикову за 1896 год 30 руб. и в 1897 г. 20 руб.» [34: 31]. Из письма вдовы М.И. Извощикова, написанном после его смерти, становится известно, что он был «хранителем музея» Симбирской губернской архивной комиссии [35: 54]. Из указанного Отчета становится также известно, что в 1897 году он переехал в Самару, ибо в списке действительных членов Симбирской губернской архивной комиссии за этот год указано: «Извощиков Михаил Иванович (Самара)» [36: 23]. В Самаре в 1904 году он скончался, о чем есть указание в «Отчете Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете» за 1904 год: «Скончались в отчетном году: б) член-сотрудник М.И. Извощиков (в февр.)» [37: 23].

Умер М.И. Извощиков в бедности, так что его вдова была вынуждена обратиться к Симбирской губернской архивной комиссии с просьбой о помощи: «Председатель комиссии В.Н. Поливанов сообщил, что членом комиссии М.Н. Поливановой получено от г-жи Извозчиковой (так!) письмо с уведомлением, что муж ее, действительный член и бывший хранитель симбирского исторического музея, умер, оставив после себя жену и дочь, ученицу самарской гимназии, в тяжелом материальном положении, и с просьбой, не окажет ли комиссия какого-либо вспомоществования его сиротам. Признавая заслуги бывшего хранителя музея г. Извозчикова на пользу музея особенно полезной, комиссия постановила из суммы ее выдать г-же Извозчиковой на обучение ее дочери единовременно пятьдесят рублей» [38: 54].

К собиранию русского фольклора М.И. Извощиков обратился в середине 70-х годов, именно этой датой датируется самая ранняя из его опубликованных записей – «Песни, записанные в селе Большая Борла в 1875 г.» [39: 93-106]. Первая публикация датируется 1879 годом, когда М.И. Извощиков был принят в члены-корреспонденты Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете: «V. Предложены и избраны в члены-сотрудники Общества следующие лица: штатный смотритель Сенгилеевского уездного училища Мих. Иван. Извощиков» (числится принятым с 8 ноября 1879 г.) [40: 76]. Описывая в ней городищи и курганы, находящиеся в окрестностях г. Сенгилея, он приводит два предания: краткое – о захоронении в Елаурских курганах (возле с. Елаур) русских и чувашских крестьян, погибших в результате «вооруженных стычек» из-за земли, и развернутое – «О Худояровой казне», записанное им от жителя г. Сенгилея Коровина [41: 141-144]. В Известиях этого же Общества позднее М.И. Извощиков опубликовал еще одно историческое предания о возникновении г. Сенгилея, записанное им от жителя города, который в свою очередь слышал это предание от своего отца – С.В. Базилевского – священника Сенгилея [42: 7-8]. В 1880 г. он опубликовал небольшое сообщение «Обычай колядованья в Симбирской губернии», в которой приводит текст колядки и сообщает очень ценную этнографическую деталь самого обряда, указывая, что «крестьяне с. Новодевичья считают эту песню “греховной”. “Коляда” представляется в образе чертовки» [43: 70]. Краткий пересказ исторического предания о городке «Худояре (Кудеяре тож)» М.И. Извощиков приводит в небольшой заметке, напечатанной в 1892 г. [44: 228]. В 1897 г. он публикует большую запись свадебного обряда с. Анкудиновки Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, особо отмечая, что такой вариант обряда присущ «зажиточным крестьянам» [45: 241-250]. По Симбирской губернии записей свадебного обряда в XIX веке сделано было очень мало, но ценность труда М.И. Извощикова обусловлена еще и тем, что особое внимание он обратил на роль дружки в свадьбе и на тексты, произносимые им в разные моменты обряда. Об этом он пишет в самом начале своей публикации: «У зажиточных крестьян села Анкудиновки совершается интересный обычай, ныне не существующей, на пиру перед днем свадьбы в доме жениха, при сборе жениха и невесты к венцу и после венчанья. Распорядителем таких пиров приглашался в дружки известный всему селу знаток свадебной церемонии, крестьянин почтенных лет. Такой дружка должен быть говорун, веселый забавник и прибаютник, но вместе с тем ловкий и опытный распорядитель на пирах. Он на селе пользовался почетом и уважением в обыкновенное время, а на свадьбе самое важное выдающееся лицо, по повелению и указанию которого все должно исполняться» [46: 241]. А вот небольшой пример приговора дружки: «Затем обращается к званым на пир с приветствием: „Гости званые, гости жданые, господа бояре, раздайтесь подали. Молодой князь-боярин просит доброго хлеба-соли покушать, кушанья порушить. У нашего князя-боярина не будьте бесчестны, а будьте честны, хвальны и радостны, от сахару сыты, винограду пьяны, от ласкова слова употчеваны; не всякому имя отчество, а всякому бьет низко челом наш ласковый князь-боярин (имя и отчество рек жениха)» [47: 245].

 В 1900 году он публикует указанные выше песни, записанные в с. Большая Борла, а также несколько песен, записанных в 1878 году от поволжских бурлаков. Песни, представленные в ней, – это настоящие шедевры русского песенного фольклора, ведь среди них – исторические песни об Иване Грозном, в том числе знаменитая песня Гнев Ивана Грозного на сына, о Михаиле Скопине, о Степане Разине, о Ермаке, о Петре I, о графе Чернышеве, о казаке Платове, и даже фрагмент поздней версии былины о бунте Ильи Муромца. Среди песен, записанных от бурлаков, – уникальный вариант знаменитой песни о Птицах [48: 93-106]. Эта рукопись и стала последней публикацией, хотя, вполне вероятно, что указанными записями не исчерпывается его наследие. В 1891 году М.И. Извощиков передал Обществу, как указано в протоколе заседания Совета от 29 сентября 1891 г., «две тетради <…> сборника сказок, песен, пословиц и слов» [49: 249].

Деятельность М.И. Извощикова, однако, не ограничивалась только сбором произведений русского фольклора, собирал он и письменные памятники. Так в 1880 году М.И. Извощиков передал в архив Общества несколько ценных рукописей – «Акты и грамоты XVII-го (в позднейших списках), XVIII-го и нач. XIX-го вв., касающиеся родов Обориных и Спытковых (Симбирского уезда)» [50: 27], а в 1881 г. «Скитское покаяние. Раскольничья рукопись, приобретенная в 1876 г. в Сенгилеевском уезде Симбирской губернии» [51: 54].

Особо следует сказать о его вкладе в знаменитый сборник Д.Н. Садовникова «Предания и сказки Самарского края» [52]. Всего в нем 14 текстов, записанных М.И. Извощиковым. 3 записи, сделаны им, предположительно, от своих родителей, одна от симбирского мещанина Горина, остальные не имеют паспортов. Большинство текстов – это былички или бывальщины (№№ 68, 69, 70, 72д и е, 108), немного легенд (№№ 92, 124) 4 предания о кладах (№ 112 к, л, м, н) и 2 исторических (№ 109, № 111 ж). Все тексты носят на себе следы литературной обработки, но кто ее сделал судить трудно, так как известно, что Д.Н. Садовников подвергал литературной правке собственные записи сказок. Тем не менее вклад М.И. Извощикова в один из лучших сказочных сборников второй половины XIX века несомненен и весом, ведь большинство его записей относятся к народной несказочной прозе и записаны в городе от представителей мещанского сословия, что позволяет увидеть своеобразие существования фольклора в культурном пространстве городских социальных низов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: