Zygimont vaza - 2007 «distortion»

Можно было следом за Абармотом взорать и вспеть: "Ненавижу хард-н-хэви!" Но не этого ли от меня ждут? Потому хотел разлиться мысью по древу. Да, писано-переписано уже! На experty.by. Так и не будем заниматься плагиатом, воспользуемся прямыми цитатами.

Олег Климов (оценка 9,00)

Ольга Самусик ("Тарпач") уверенной женской рукой прикрыла рот Скрипе и запела. Приятный, глубокий, грудной голос (С. Мазаев сменивший пол). Еще бы мощи ему добавить, силы.

Громко, энергично, естественно, гитарно. И слов особо много пронзительно-баррикадных не потребовалось, чтоб обозначить свою социальную позицию. О наболевшем - но мудро, о нас - но сквозь себя, о вере - без пафоса, о вечном - оставаясь в дне сегодняшнем.

Бросающаяся на слух недостаточная мелодичность.

Дмитрий Подберезский (8,00)

Музыка достаточно неприхотлива и твердо стоит на наследии классического харда... Излишне схематическое построение буквально каждой из песен. Автор музыки и текстов Сергей "Скрипа" Скрипниченко не в силах вырваться за рамки собственной устоявшейся стилистики. Что приводит к мелодическим, гармоническим повторам. Навевает скуку.

"Не свае" - визитная карточка, которая сразу и полностью готова рассказать о том, что есть группа. Точно так же - заглавная "Distortion". Достаточно прослушать эти две песни, чтобы получить полную информацию о коллективе.

Дмитрий Безкоровайный (6,00)

"Distortion" нельзя назвать беззубым - здесь есть парочка крепких боевиков ("Не свае", "Вярни бабки"). В остальном все концептуально и громко, но немного не хватает сфокусированности.

Сергей Будкин (6,00)

...Скрыпа аддаў усе галоўныя вакальныя партыі - cьпявачцы. Рэзка зьмяниліся акцэнты ў музыцы і паэзіі гурту. Экспэрымэнт сьмелы, але ці патрэбны? Голас Скрыпы цяжка назваць выбітным, але ён быў пазнавальны. У выпадку з Самусік - усё наадварот. Падаецца, што "zV" згубіў адну з сваіх разынак... Варта не забывацца пры праслухоўваньні альбому, што zV - па-за музычнаю модаю.

 

Теперь немножко отсебятины. Чтобы не обвиняли в лени.

 

Итак, Жыгимонт В. (помните Винни тне Пу? "посторонним В."?) - вне музыкальной моды. Музыка неприхотлива, твердо стоит на наследии харда, излишне схематична - так что даже скучна.

К чему это я? К тому, что то, что пишут критики, даже матерые, никак не хочет избавляться от "побочных эффектов". Вот, у Скрипы за плечами в потертой коже - два десятка лет вспахивания рок-поляны, десяток альбомов, это "мельгуёвая группа", поэтому - что?! На грудь ему - медаль "За верность традициям"! Тимофей Яровиков - и без кожи, и без заслуг перед Бацькаушчынай, и альбом у него - первый, и Мартыненко никогда не подаст голос "в защиту детеныша", поэтому - что?! Музыка его группы устарела полтора десятка лет назад, замшелая, неактуальная, мелодии нет (эх, сравните мелодии СД и ЖВ!)

Короче, если "музыка устарела 15 лет назад" - это херово, а если тридцать лет назад – замечательно - называется модным в нашей синагоге словом "винтаж". Была у меня кепка джинсовая, на которой это слово написано было. Выглядела так, будто ее еще мой прадед носил, дыры в четырех местах как бы протерлись...

 

Если отвлечься от уважения к Скрипе, то и получится, что музыка группы - как моя кепка - новая, но выглядит так, будто ее водила молодость в сабельный поход.

Громко? Так, многие громко. Это же "музыка рокаваГо направления".

Энергично? Так, все стараются энергично. И у многих получается лучше. Например, у "тубзиков". У "маузеров". У "глюков". У "дюбелей"... Многоточие - потому что можно доооолго перечислять. Но дело же не в сравнениях, верно? А в целом. А в целом - недостаточно мелодично, однообразно, неинтересно, скучно, предсказуемо - неоригинально.

Причем неоригинальности именно что добавляет вокал Ольги. Хороший? Да. Только половину песен поет она "в половину ноги". И тебя ни на секунду не покидает ощущение, что ты этот голос уже слышал. И много раз. И на разных языках. И - точно, рызынки-изюминки в нем никакой. Нам и одного Мазаева - выше кадыка. А уж сменивший пол... Скрипа, вернись к микрофону!

- О текстах? Как там у уважаемого ОК? О наболевшем - мудро, о нас - сквозь себя, о вере - без пафоса, о вечном - актуально? Ну, какая главная песня на альбоме? "Не свае"? Приведу ее текст полностью.

Сумна зіхацелі вочы

Да віна ты не ахвочы

Назіраеш як насупраць

Хлопцы з дзеўками не супраць

Красавік. Дзень даўжэйшы

Ды не для цябе

Усё шукаеш - хто мацнейшы

Тут у гэтай багне

Я не з табой, суседзе, не з табой

Не крычы мне ззаду: "Стой!"

Ты ня сват мне і ня кат

Ужо прабач, але й ня брат...

Назіраеш пільным вокам

Як святло сцінаюць змрокам

Пажадана, кааб увечар

Адмянілі зноў сустрэчу

 

Ненадзейна - значыць файна

Так было спрадвек

Выглядаеш неахайна

Шэры чалавек

Я не з табой, суседзе, не за табой...

Пачастунак вось нядрэнны

І хлапец нічога гэны

Можна з хлопцам і з дзяўчынай

З чужыною і з Айчынай

Насуперак усім прагнозам

Застаесься тут

Мусіш атрымаць зноў дозу

А йначай - капут

Я не з табой, суседзе, не з табой...

 

Еще какие боевики? "Вярні бабкі!"?

Ты, ці ня ты?

Ці ня ён? Ці ня я?

Зноў, як тады

Вінаватых няма

Там, ці ня там?

Ці куды? Ці адкуль?

Досыць пытанняў.

Усё вяртай і пакуль!

 

Еще немного?

Ня мусіш, сволач

Шукаць праблемаў

Праблемы побач

Паміж усіх нас

Вярні лепш грошы

І валі з мірам

Яшчэ ня позна

Бо самы час

 

И - "Дісторшн"?

Небасхіл святлом заліты

Ды ня цешыцца ніхто

Раніцою не заўважыш

Як з'яўляецца бухло

Занядбаныя муры

Збагнаваны ваяры

Водар таннага віна

Ані мир, ані вайна

 

Досыць? Да.

Не все тутэйшыя могут так рифмовать не только по-белорусски, но и по-русски. Плюс ли это? Не крест - точно. У кого ж рука поднимется поставить на "жыгимонтах" крест? С другой стороны, для Скрипы - самый что ни на есть крест. Даруйце, крыж. И ему его еще нести и нести. И дай ему Бог. А вот плюс...

Мудро? Не нашел мудрости.

Без пафоса? Его больше, чем у Сердца Дурака.

О вере? Не заметил. "Веру у Беларусь й тым ганарусь?" А есть еще - "Верим в коМАНДУ!" Это, скорее, о принципах. Правда - у каждого своя. Истина - одна. А Вера - это другое.

О нас? Может быть. Хотя...

О вечном? О Ленине, который всегда живой?

Современно? Что тут современного?

Выдающиеся ли тексты у ЖВ? Нет. Хороши ли они? Нет.

Как отвечают на вопрос встречного "Как дела?" Нормально.

У "Центра" было:

- Мне холодно

- Мне жарко

- Мне нормально

- Темно!

- Светло!

- Нормально

- Потише?

- Погромче?

- Нормально

Вот. Ни холодно, ни жарко.

Впрочем, что это я все про "жыгимонтов". Становится слишком похоже на рецензию. А разве я - рецензент? Занятная, кстати, фамилия.

Повторюсь в сотый раз. Но не все же живут так давно, как я. На примере ЖВ можно отследить две беды (нужды) современной белорусской "судьбы".

 

Малая нужда.

Слева. Сколько радости, оттого что появляются исполнители, похожие на современных западных! Е2 можно рассмотреть намек на какой-нибудь портисхэд или ройшн мерфи, сразу начинается бросание чепчиков и лифчиков в воздух.

Справа. В самом начале 90-х, когда кое-кто носился с БИ-2, ЫЫЫ, а затем Эдгар По, Мама Дала Банку, Общество Мертвых Поэтов, наш музистеблишмент, обзовем его так, тащился от Акцента, Домино и прочих рэев. В лучшем случае - от НРМ и Бонды/Крамы.

Время шло, приоритеты оставались прежними - акценты и домино (в лучшем случае - НРМ и Бонда/Крама. Плюс неудобоваримое сырое Новае Неба да тяжеловесный вторичный Улис.

Время пришло. На небосклоне - все те же. Никак не отвлечься от увлечений молодости - Дипапела, Назарета, Свит, ЭЛП да Дженезиса. Сплошной "фьюжн". Дозволяется немного по-белорусски (недо)понятого и (недо)переваренного блюза. Да эпигонства на костях актуальной электронщины. Но это уже из другой "нужды". Все, что несла с собой "новая волна", пролетело мимо этого музистеблишмента, как тунгусский метеорит, задев кого угодно - русских, поляков, украинцев, прибалтов, но не наших. Эээээээй! Нью-вейв давно закатился! А вы не засекли, что он всходил.

Если исходить из такой реальности, "жыгимонты" всенепременно круты. Уж круче Акцента.

 

Большая нужда.

Один неглупый автор написал, что Декларация прав человека и гражданина, принятая во время оно в США, была декларацией прав... негров! Потому что у белых эти права и так были.

Возьмите феминизацию. Феминистки всячески тщатся доказать, что они, вопреки очевидным фактам, - такие же, как мужчины. Не хуже! И этим лишь доказывают свою ущербность. Почему? Потому что нормальный мужик не считает женщину такой же, как он, но и не считает ее хуже. А ненормальному мужику что-то доказывать может только ненормальная баба.

И вообще, почему у нас нет проблемы феминизма? Потому что он у нас давно победил. "Там оранжевые бабы забивают костыли" (Шевчук). "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик" (народ).

Но ближе к телу "рокаваГо направления".

Почему местный, в первую очередь белорусскоязычный рок - ущербный?

Отнюдь не потому, что белорусский язык хуже русского или не подходит для рокенролла. И не хуже, и подходит. Хотя получается, само собой, не так, как у "англичан": слово задает ритм, длина фразы - длину музыкальной "фразы" и тэдэ.

Даже не потому, что авторы - говно. Это - на вкус ("Говно - на вкус? Оригинально!" - Молчать, Ржевский!) и не стоит споров.

А потому что белорусскоязычные песни все время существуют в ОТНОСИТЕЛЬНОЙ системе координат, выразимся так. Вместо того чтобы спрашивать - хорошая песня? плохая? - спрашивают: на русском она? На белорусском? На английском? На идише? Соотносят.

"Белорусскоязычные песни - НЕ ХУЖЕ русскоязычных, угро-финно-язычных, романоязычных! Белорусскоязычная группа такая-то - НЕ ХУЖЕ этакой вот русскоязычной и ДАЖЕ лучше!"

Как не замечать эту ущербность и то, что мы (не я, но все-таки) ее пестуем?

ПОЧЕМУ НАШИ ПЕСНИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХУЖЕ? Поколение, жившее во времена Хендрикса, уже внуков растит. Внуки играют на таких же гитарах и барабанах, как их сверстники за рубежами. Слушают из тех же ящиков ту же музыку. Носят те же шмотки. И занавеса железного нет давно. Разве что кримпленовый, но это ж даже не деревянный. А главное у внуков, как и у тамошних, есть головы и глаза. Чтобы смотреть, видеть, переваривать и выдавать на гора. Сколько общих тем! Хошь - материал-, идеал-, (анти)глобал-, анарх-, коммун-, либерал-, онан-, гомо-гетеро-сексуал- и фигзнаеткакойеще - ИЗМ! Причем у нас даже своеобразное (очень!) преимущество есть - скажем, превращение Отчизны-Айчыны в Батьковщину (если тебя это волнует!) Конфликтище! Личного с общественным, тоталитарного с демократическим. Что для творца, говаривают, - самое то. Только твори! И есть примеры, тот же Tне Toobes. Не зря шведы их позвали. Еще позовут. Всякие.

Внуки, конечно, "продукт" отцов и дедов. Но все же поздоровее будут. Так стоит ли им их АБСОЛЮТНУЮ систему координат, вместо того чтобы ее расширять, засирать относительной? Зачем собственные внутренние искривления-уродства на их почву пересаживать? Почему вместо разговора о том, что такое хорошо и что такое плохо (субъективного, да!), предлагается лекция на тему "Что такое НАШЕ хорошо и НАШЕ плохо?" Продолжаем долбить мозгх, создавая племя младое, знакомое, квадратно-гнездовое и пластиковое.

Оп! "Правильные идеи и лозунги - НАША форма зарастания духа мясом". Ст-оп. Добавлю только две фразы.

Вместо того чтобы бороться за то, чтобы встать с колен, нужно на них НЕ СТОЯТЬ! Спасибо, Кокс! Перефразируя одно изречение, "свобода принадлежит тому, кто пользуется этой свободой!" Так, может, того?

Подозреваю, что кое-кто со мной не согласен. В корне, квадратном и кубическом. Скажут: "Вырвал из контекста! Плясать на могилках (с любым ударением) всякий горазд!" Таким предлагаю срочно устроить "Марш несогласных". Не согласен? Марш на experty.by - к контексту! А я тут тексты пишу.

ЧАСТЬ 3.

Чем хороши виртуальные книги? Тем, что всегда можно вставить главку "По просьбам читателей".

э) Есть мнение, что в моих текстах много лишнего. Это не так. Все лишнее я выбросил. Осталось то, что нужно.

н) Есть мнение, что я не осведомлен о том, что есть пост-рок. Осведомлен. Скажу больше: каждый журналист, пишущий о музыке (мы ж тут иногда о ней), хочет открыть супер-пупер-группу и придумать новый стиль или направление. Сам грешил. Замолил.

Это - второй грех музжурналиста. Первый - сравнение тех, о ком пишешь, с уже известными исполнителями. Вот, я для себя решил, что "тубзики" - гранж. А некто увидел, что это "ближе к deep purple, led zeppelin". Я никаких параллелей с этими коллективами не нашел. Но это не имеет значения.

у) Есть мнение, что половина групп, которые у меня в ушах, - панк. Во-первых, меньше. Во-вторых, проще всего сказать "панк" ("пост-рок") и успокоиться. Можно, конечно, блудливой рукой причислить к панку The Ex, Cake, Stooges, Vandals, Adverts, Cramps. Но выяснится: между первыми и последними - "дистанции огромного размера". Определения хромают. Часто на оба уха.

ч) Есть мнение, что я употребляю слова "говно", "минет", потому что не могу нормально сформулировать мысли и на этих словах выезжаю. Отсылаю к Вовочке: "Интересно, говно есть, а слова такого нет!"

Я формулирую именно так, как хотел. Нормально ли? С психиатром не советовался.

Любопытно было бы, а? Пишущий публикует справку, что он нормален. А читающий может получить доступ к тексту только тогда, когда представит такую же. Ага, а музыкант получает право выносить на воздух свои творения лишь после получения справки. Больничный вместо нее? Пшел отсюда!

Что касается выезда: я как раз ТАМ. Въезжаю.

с) Есть мнение, что я хамлю. Я-то, потомок знаменитого уважаемого рода? Хамыбыдломужики! На конюшню - под вожжи!

Это не так. Не хамлю. Люблю. Помолюсь за вас. Дай Бог вам счастья и детей побольше. Просто у любви есть разные проявления.

и) Есть мнение, что я пишу для 50-80-летних. С одной стороны, приятно, что 50-ти- (или уже 80-ти-?) -летняя дама мой текст прочла. Не зря распинался. С другой, у посетителей Инета есть возможность почитать другие тексты. Гуляете на свалке - можете вляпаться!

з) Есть мнение, что я, когда писал о "тубзиках", критиковал молодую белорусскую группу. Это не так. Я хвалил молодую белорусскую группу. Хотя знаю достаточно людей, которые предали бы вас анафеме, за то, что вы называете ЭТУ группу белорусской.

я) Есть мнение, что я пишу сложно. Это не так. Текст разбит на абзацы. Совет: читайте, будто читаете смс-ки. Вам никогда пьяные сумасшедшие поклонники не писали? Сочувствую.

п) Есть вопросы.

Имени Паниковского - "хто ты такой"?!

Имени "Советской Беларуси" - "на какую публику рассчитана статья"?

Имени ГБ - "какое вы имеете отношение к музыкальному миру Беларуси и Европы? Где публиковались ранее?"

Кто? Подписано. И даже помещена фотография какого-то уродца, не имеющего ко мне отношения.

На какую? Пусть эксперты и музыканты рассчитывают. Мне по душе подсчитывать (ответ можно электронным переводом).

Какое? "Лунная соната", знаете? Я написал. Лысый смайлик.

Я - Главный. Именно мне поют молодые и немолодые белорусские группы. Слушатель. Потребитель. Слышали: я всегда прав? Не навязывайте мне свое мнение: у меня - свое. Научитесь сначала спрашивать "хто ты такой" у музыкантов. Или музыкант слесарю - не товарищ? Квод ликед музыкант, нон ликед слесарь? Когда музыканты начнут отвечать на ваш вопрос, тогда и я "подтянусь".

ё) Есть мнение, что это оправдания. Это не так. Это роскошь НЕчеловеческого общения. Как сказал один футбольный арбитр, "судить бы рад. Подсуживать же - тошно".

 

Полагаю, на этот раз я - кратко. Однако продолжим о хорошем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: