Джамбибум - 2008 «жавароначки»

Как вы понимаете, рассуждать о текстах подобных песен - бессмысленней некуда. По крайней мере, в контексте данных текстов. Ну, пели прабабки да прадедки. Повод был. А то и без повода. Они много чего пели. Можно было бы, уверен, хоть этно-Ленинград, хоть этно-ГрОб забабахать. Но то, что пели прабабки, их праправнукам как-то неблизко. Поэтому текст порой воспринимается, как иностранный. А чаще - вообще никак.

 

Следовательно - несколько слов про инструментальное «аздабленьне» "никака".

 

Фундамент Джамбимбум - не нов и многими опробован на надежность. Не только в РеБе. Но и тут те же ОСИ(и Киса) вовсю подобным приемом пользовались. Только активнее и успешнее.

Бас (хорош!) и перкуссия создают повторяющийся монотонный ритмический рисунок, на который наворачиваются вокальные извращения и они же солирующих инструментов.

О первых пусть рассуждают преподаватели народного и джазового вокала. Их у нас хватает, дай Бог им здоровья. Мне не нравится. Считаю, что наши бабки, которых пытаются копировать наши девки, - не весь народ. Точнее, народ, да не тот. Пели-то не бабки, а бабки, которые тогда были в девках. Этно - достояние молодых! Хе-хе. Копировать престарелое отсутствие слуха и неумение интонировать - фу!

А вот что касается вторых…

Монотонность вдруг (с какого перепугу?) взрывается джазовой импровизацией флейты, которая порой берет в помощь акустическую гитару и пытается "дать" то ли Бабкиной Надежды, то ли Золотого кольца в нос.

Потом вдруг, с еще большего перепугу, возникает регги-ритм! "Як прыйшоу, як прыйшоу казёл пад аконца: ци прадуць, ци прадуць дзеуки валаконца? А усе дзевачки прадуць. Адна Манька не прадзе. Аддадзим мы яе за казла, за казла".

Знаете, вызывает восторг! Несмотря на то, что подобный прием (неудачно, по-моему) использовала российская Яга, например.

Слышите скрежет и скрип? Это в гробу скрежещет остатками зубов и вертится юлой Боб Марли. Как я ржал! Чуть не полюбил Джамбимбум.

Но ответить за "Казла" группа не смогла. Пришел "Саколик". Жалобно завыли девки. Привычно затумкали бонги. И очарование сорвавшейся башни ушло. А когда зазвучала "Навина", удостоверяющая: джамбимбумцы - не в курсе, что до них это уже восемь раз написали и спели (например, Ариэль: "Я на камушке сижу, да всё колышки тешу"), стало вовсе грустно.

Кроме того, если ОСИМИРА (вот, попались на язык!) отличаются умом и сообразительностью, используют как солирующие инструменты всё, что под руку попадет - до электробритвы и ершика для мытья посуды, то Джа(мбимбум) умом и сообразительностью не отличаются. Скупы на музыку, как тот рыцарь. Что становится очевидным уже к середине альбома. Если не раньше.

 

Чего это я, спросите? Да, послышалось мне: "Юра, устань рана / Учашыся / Абуй у боты!" Вот, встал. И обуваю. В лапти.

 

Анекдот-интерлюдия.

Изрядно подвыпивший посетитель ресторации изучает счет:

- Красная икра - 40 долларов. Балык - 20 доларов. Коньяк - 70 долларов. Салат из крабов и каракатиц - 30 долларов. Получилось - 50 долларов. Седло барашка - 35 долларов. Перепела - 25 долларов... Доходит до конца длинного списка, поднимает осоловелые глаза на рядом стоящего кельнера и спрашивает:

- Фицциант! А что это за "получилось" на 50 долларов?

Кельнер:

- Ну, значит, не получилось!

 

А у NHS? У NHS получилось! Что?

 

NHS - 2008 «700»

Сначала было ржание. Знаете, с какой песни начинается альбом NHS? "Каза"! Первое ощущение: те же джамбимбумские девки поют под перестук тех же бонгов. Только флейтист сменил инструмент на два - кларнет и сакс. А басист вышел оправиться и покурить. Да так и не вернулся. Составить ему компанию неоднократно отправлялись перкуссия и кларнет. Приходилось саксофонисту брать повышенные соцобязательства и отдуваться "за музыку" по полной. Палитра от этого, понимаете, стала совсем скупой. Скупее, чем у вышео(б)писанных.

 

Вспомнилось. Когда в первый раз ОСИМИРА дорвались до фестиваля в Польше:

- Тут все - гвЯзды. А нам - до пЯзды! - и получили приз зрителей и приз жюри. Зрители прониклись не ожиданным ими рокенролльным драйвом. А жюри - матерые, сточившие зубы, поедая собаку, посыпанную пудом соли, знатоки фольклора из разных стран - чем прониклось? Тем, что ТАК этно никто не играет! При желании то же можно сказать про NHS.

 

Если в начале было ржание, в середине было внимание.

В пении - ничего, вроде, особенного. Так поют многие. Не в том смысле, что голоса - говно или петь не умеют. И первые есть, и со вторым - порядок. Больший, чем у Джамбимбум. Те - будто студенты, которым дали задание на тему "Как я провел лето в этнографической деревне". Эти - будто преподаватели тех студентов? Нннууууу Скорее, аспиранты. И возможно, другого заведения. Например, средне-технической джазовой школы им. И.Абалян. Лысый смайлик. Компот: тема - та же. Только этнографические деревни, как "Я" у Кролика в "Вини-Пухе", бывают разные. Это к тому, что саксофон порой плачет откровенно по-еврейски. Хотя поют не на идиш и не на иврите:

Семсот

Молодых сватоу

Кроме родных братоу

Впрочем, столько лет жить бок о бок, так и еврей по-белорусски запоет.

Если в средине было внимание, к концу пришло очарование. А может и понимание?

Поют-то не по-"старакабецки", а лихо!

И саксофон с перкуссией творят таааакое. Ах, что творят! Понятно, что не из той оперы. Но - будто в моём любимом бостонском Morphine покойного Марка Зандмена заменили на вокальную группу потомственных, но молодых ведьм. А у тех крыша если держится, так на честном пионерском.

И - приход коллективного кругового заклинания - заключительная пшекоязычная "До Ани"… нууууууууу Где там родина NHS? Вот там и родился блюз.

 

А я уж было подумал: что ни возьму (кроме Нейро Дюбеля) - все прах. Да тлен. Неееееет. Есть женщины (и мужчины) в белорусских селеньях. Как не порадоваться.

Последнее не отменяет моей уверенности, что этно - экспортная музыка. Не потому что не наша. Наша. Но там - интерес к ней, если хорошая, логично больше, чем здесь. Это что-то вроде "пророка в своем отечестве": плавали, знаем!

 

Хотел еще посомневаться: буду ли слушать NHS? Стоит ли? Если следить за ними буду непременно?

ЧАСТЬ 6.

 - Василий Иванович, а ты за кого, за чеченов или за ингушей?

- Я - за Россию!

- А за какую - "Единую", "Справедливую" или "Другую"?

- А Путин в какой?

- В "Единой", он ее и возглавляет.

- Значит, и я за неё!

 

й) Продолжим про этно?

В кулуарах не утихают споры вокруг Белоногой (намек - послушай и передай другому). Так, Татьяна поет, что, наконец, нашла "шчырага, добрага" - Иисуса. А затем отмечает: у меня - семья. Надо ли понимать так, что ее семья - няшчырая й нядобрая?

ь) Опять про этно.

Над моими метафизическими восторгами вокруг NHS посмеялись. Оказалось, много таких, кому наши исполнители всякого народного еще менее интересны, чем мне. Кое-кто настаивает, что слушал бы такую музыку лишь под соответствующую белорусскую кухню. Мол, эти песни имели очевидное прикладное значение. Сейчас же связь между действом, которое они сопровождали, и собственно сопровождением утеряна. Все равно, что писсуар Дюшана, экспонируемый в музее. Сменив контекст, он сделался произведением искусства. Но желание пользоваться им по прямому назначению - гораздо сильнее желания созерцать его в выставочном зале. Так и с этно. Могучее древо из священной рощи друидов? волхвов? сакральный акт - вне контекста, оторванное от корешков и перенесенное в стерильность концертных площадок, оно скукоживается до размеров побега - жанра. Кому интересен жанр легкого поведения?

Да, "аспиранты" из НХС пытаются копать глубоко (инструментов у них все равно не хватает. Хоть бы контрабас). Но сознаюсь своим ребятам: я - из другого жанра. Альбом "700" в мой топ не попадает. Есть другие народные песни - барды, рокенролл, рэп.

 

Однако продолжим о хорошем. И даже о главном.

 

НРМ - 2007 "06"

Некогда в одном минском самиздатовском журнале была статья (не Пукста ли?) А в ней - замечательный кусок: для того чтобы была контркультура, должна присутствовать культура. Чтобы процветал андеграунд, необходим граунд - пол, почва. А в Беларуси... К месту попалась на глаза цитата из знаменитого польского Ежи Леца: "Один говорит: мы на волне. Второй говорит: мы на дне. Оба правы - когда такое мелководье". Но сейчас не об этом. А о преломлении этой сентенции применительно к белорусскому рокенроллу.

Да будет сказано. Для него и почва, и культура - группа Незалежная Рэспублика Мроя. Не будь Мрои (а также Бонды и Ворошкевича лично), белорусскоязычный да и белорусский рок в целом были бы абсолютно другими. Да, были бы, были! Но когда б начали петь по-белорусски? Причем Мроя не просто запела и тем дала отмашку другим: "Можно!" Она сделала мову стержнем собственного бытия. Это уже другой уровень. Это тянет на Александрийский маяк. Или Колосса Родосского?

Мроя - фундамент, на котором - кому симпатичное, кому не очень - зиждится здание тутэйшага рокенролла. Группу можно любить. Можно не любить. Можно, наверное, даже ненавидеть. Но главное, Лявон Вольский и иже с ним сделали так, что любить и ненавидеть ЕСТЬ КОГО. Хочешь - пиши-играй, как Лявон; хочешь - вопреки, поперек и наоборот. Хорошо. Легко. Приятно. Поскольку есть краеугольный камень, точка опоры. Верти себе землю престарелого короля Рокенролла как заблагорассудится!

 

Лявон вообще бронзовый с ног до головы. Эта бронзовость сказывается. Не может не сказываться. Но, хоть круть, хоть верть, Вольский сотоварищи - классика. Их в школах и универах будут проходить. Или уже проходят? Так что нового они могли б уже не писать и не выпускать. Ну, Лев Толстой перестает быть Львом Толстым, оттого что "Война и мир" лучше или хуже "Анны Карениной"? То-то. Однако песни пишутся, альбомы выходят. Стало быть, выходит и отношение к ним. Мысли рождаются и даже ворочаются.

 

Я не очень люблю "проекты". То есть достаточно естественно, когда у Лявона с Питом Павловым - одна группа, а у Пита без Лявона - другая. У нас не редкость, когда на четверых человек - пять групп. Но когда от группы (НРМ, скажем) отпочковывается проект (Крамбамбуля, допустим) - это не слишком естественно. Если автор один. Понимаю, причины-следствия. Дебет-кредит. Но попеняю на некривое зеркало западных групп 60-70-х: могли уживаться в рамках группы Doors и радиоформатные песенки на две-три минуты, вроде "People Are Strange", и затяжные прыжки - "Riders On The Storm", "The End". Или у Love - и нехитрые куплет-припевы, и размазня на десять с хвостом минут. И не приходило в голову участникам "дверей" организовать для длинных одну группу, а для коротких другую, скажем, Whisky Bar. Тогда трепетно относились к "групповщине". Сегодня - к автору, личности. Коллектив может быть. Может не быть. А может быть, но как бы не быть! Написал-записал в одиночку, а потом пригласил нужных поиграть на сцене... Одиночки естественнее. С ними проще. Группа - явление из раньшего времени, не быстро, но вымирающее. Хотя в ней всегда остается возможность, что кто-то подставит под тяжку ношку плечо.

 

Не сомневаюсь: композиции НРМ и Крамбамбули могли б уживаться в рамках одной группы. И следить за поворотами в судьбе НРМбамбули было бы гораздо интереснее. Но регресс-прогресс сдвинутой набекрень тюбетейкой не остановишь.

Поскольку НРМ да Крамбамбуля - не группы, проекты, с присущими каждому фишками в музыке и текстах, в стилистике в целом, то и ожидать, что новый альбом тебя удивит до невозможности, не приходится. Или вы ждете, что НРМ вас ошеломит? Неееет. Главное удивление - сам факт его несгибаемого бытования в пространстве и времени, а также вне их.

 

"Голас народу - яскравы и годны" - начинает Вольский. И сразу - претензия. Яскравы и годны, как напильником по стеклу, самого Вольского прописан так, что раз от разу материшься в попытке разобрать слова. А это же Лявон: есть, что разбирать!

 

Мы у чорным сьписе и мы ужо дауно там

Пераписаць нас не хопиць паперы

Нас мильёны, нас да халеры

 

Краина-руина няхлюдна стаиць на каленях

И нехта дрыжыць каб спакойна дажыць

А нехта згаджаецца моучки служыць

Для гэтага трэба забыцца на рэштки сумленьня

 

Што за музыка у эфиры

У фармаце "шоу маст дай"

Гэй, Айчына, што з табою

 

Слушаешь - и перед глазами встает не Лявон (в компании Каси Камоцкай и кухля пива - вон, на стенке висит), а киношные бородатые партизаны. Только что ленточка на папахе не красная, а красная на белом. Или не менее бородатые латиноамериканские герильерос. ЛяВон тут - все равно, что ЧеГе там.

Тот считал, что в силу латиноамериканского темперамента на объективные предпосылки революции можно положить, воспользоваться субьективными. Поджечь фитиль, а дальше оно само.

- Э, мы до сих пор поезда под откос пускаем!

- Э! Война закончилась 64 года назад!

Закончилась? Нет, война не закончена, пока последний солдат не похоронен. А Вольский вот он, живехонек.

Иногда хочется слегка встряхнуть бородатого: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне?! После боя сердце просит музыки вдвойне!" Но это уже - для Крамбамбули.

Приврал. Альбом "06" - серьезен, но без патологии. Хотя, конечно, со сдвинутыми "в мохнатую гусеницу" бровями. Чему способствует и музыкальная составляющая.

 

Как спел во время оно Лявон - "Я рок-музыкант старых традыцый. Гэта не прызваньне, гэта пазицыя!" - так и продолжает в том же духе. Основа - хард-рок назаретовского, эйсидисишного да блэксаббатовского розлива (дотошные отыщут и прочую блюойстеркультю). Вы другого ждали?

Долбежкой это не назовешь. Поскольку есть в НРМ музыкант не из весеннего, из осеннего призыва - Пит Павлов. Поэтому мелькает и другое. Например, пронзительные "баллады" - "Менск и Минск", "Тольки для цябе". Последняя - заботливо обернутая в почти нилоянговскую гитару из "Мертвяка" - неуловимо перекликается с маузеровской "Калыханкай".

Порой черно-серо-белый мир НРМ даже прочерчивают трассирующие пульки регги или "лацинки".

"Сталинград" - чем не гимн? Чувствую, как поднимаю задницу, чтобы встать под "лунаючыя белчырвонабелыя сьцяги". Которые мне симпатичнее китайско-мусульманских. Но вскоре - еще гимн - "Белчырвонабелая падводная лодка". И я... возвращаю задницу на место.

НРМ и прочие "коммандос" - в этой лодке, и с нее "никуды не падзецца". Я - в другой лоханке. Как там - "мы - на дне, мы - на волне"? Правда эластична!

 

Еще у Лявона - "Мы жывем адначасова у двух гарадах" - Менск и Минск. Я, похоже, в Минске. В другом городе. Даже в другой стране. Не уверен, что она - более реальна, чем страна Вольского. Однако. В стране Лявона меня не считают белорусом. Я даже не нацмен, а - "понаехали тут!" Потому что говорю на русском, родном для меня языке. Ладно, меня можно съехать на историческую родину. А других? Нас же тоже "да халеры"!

Странно: судить о том, каков человек, по языку, на котором он говорит?

Занятно: в Бельгии столица говорит по-французски, провинция по-фламандски, а деловая переписка почему-то вовсе на немецком.

Любопытно: немец, иранец или вьетнамец, которые переселятся сюда и начнут говорить по-белорусски, будут белорусами? Или надо будет совершить для этого двенадцать подвижков?

Не считаю, что независимое белорусское государство может быть исключительно национальным. Национализм не интересен мне с советских времен. Не о нем писали мне классики - Ефремов да Стругацкие, Кастанеда да Борхес, Кортасар да Миллер, даже Короткевич (фе! Фаулза читай! - прим. корректора).

 

Курьезно, но красная линия альбома НРМ напомнила мне... Летова! Он как-то рассказывал: мол, я пел "Вижу, поднимается с колен моя Родина! Вижу, как из пепла восстает моя Родина!" А она ни хрена не поднимается! Но тем более клево это петь!

 

НРМ не смог бы спеть: "Бачу, як з кален устае мая Радзима! Бачу, як з попелу паустае мая Айчына"? Смог бы. Да и поет:

Усё роуна мы пераможам

Бо иначай быць проста ня можа

 

Может, может быть иначе. Не победят. Очевидно. Даже в необозримом будущем. Тому есть множество причин. Поиски врага под кроватью - комплекс. Русофобия - комплекс. Попытки относиться к истории, холодной и неромантичной штуке, романтично - любить, не любить, ненавидеть - комплекс. "В Англии нет антисемитизма: англичане не считают себя хуже евреев!" (М. Тэтчер) Ущербность не имеет ничего общего с годнасьцю-гордостью. Это гнилой фундамент. Я не желаю им победы.

Страна, во главе которой "консервативные христиане", - не лучше, не либеральнее, не демократичнее этой - страны победившего самого себя и агонизирующего социализма.

 

Не один раз слышал: "Мы не будзем гуляць у дэмакратыю!" Попытки признать большинство быдлом и быстренько затащить его силой в ведомый лишь Элите рай были всегда. Само собой, хочется увидеть торжество твоих идей и идеалов при жизни. Может даже, это и правда, про быдло. Но коммунисты и антикоммунисты - два яйца одной мошонки (только что вторые плохо проштудировали Ленина и поэтому не знают, как надо брать власть). Тебе в итоге все равно достается (из штанин) и суется под нос знамо, что.

Видел, как белорусскоязычные исполнители, поначалу бывшие в одном подполе с русско- и прочеязычными, когда предоставилась возможность, с удовольствием заняли весь возможный эфир, не оставив ни щелочки. На прочих им было плевать: их дело - правое, а остальные все - левые.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: