Пожалте: Борис и Егор - Двуликий Анус русского рокенролла

 

Метода оказалась настолько заразительной, что такие ребята, как Чиж, вскоре остались в сугубом меньшинстве. О какой методе речь?

Массами из массива текста лучше всего воспринимались ударные фразы-пароли. "Рокенролл мертв, а я еще нет"... "Вечная весна в одиночной камере"...

Кстати, умница Летов допёр, что пароли можно не только измышлять, но и использовать уже известные. Иными словами, поступил как Дюшан, перенесший писсуар из клозета в выставочный зал и, изменив контекст, сделавший его произведением искусства. Егор переносил в иной контекст крылатые фразы, которые у ГрОба становились уже не просто крылатыми, а били наотмашь и вколачивались в голову гвоздями-сотками. "Солдатами не рождаются, солдатами умирают". "Всё идёт по плану" (привет, Войнович!) "Бери шинель, пошли домой"...

Собственно, метода - суть отыскивание либо создание таких паролей и ввинчивание их вначале в собственный текст, а следом и в нутро слушателя. Именно по этому проторенному, но еще недостаточно истоптанному шляху отправились и Красные Звезды.

 

Конечно, полностью подснять "летовщину", назовем это так, было невозможно. Для этого надо было приблизиться по масштабам к Егору. А, приблизившись... правильно, сам становился сопоставимой величиной. Как Ермен Анти. Как Ареховский? А вот частично...

Частично у Нарцисса получалось. Хорошо получалось. Так, что на иных строках - шлаке или бреде вроде "Но увешанный свастиками жид сказал, что уже п.здец" - внимание не акцентировалось. Зато акцентировалось на других: "Не тронет тлен кровь с молоком", "последней умирает не надежда, последней умирает любовь", "мы стоим у пропасти, трогаем горизонт руками - люди с чистой совестью и голубыми глазами"...

 

Я убежден, что Ареховский как автор текстов - талантливее Селиванова. Но вот в том, что касалось донесения текста до слушателя, Арех Нарциссу поначалу в подметки не годился. Голоса не хватало, уверенности в себе. Нарциссу хватало - и голоса, и уверенности, и драйва, и харизмы, как без нее. Девки пластами падали к его ногам. Но не только девки, этого было бы маловато, а и многие обездоленные и угнетенные - снаружи или изнутри.

Селиванов был не глуп и постепенно научился не болтать пусть свою, но чушь, а выслушивать пусть чужие, но умные мысли... А еще он был доступнее гуру Егора. И матерился не так, как Летов, а так, как Хой, точнее, как пацан из Бутово-Шабанов-Казимировки... Всё вкупе сделало КЗ едва не более популярным, чем ГрОб. Сам Летов - против желания, не жаловал он Нарцисса - был вынужден принять это во внимание и, по сути, признать КЗ дочерним проектом ГО, если не сопоставимой по масштабам величиной. Приглашать их поучаствовать с ним в концертах, а то и "примазываться" к проводимым ими акциям! И ведь Нарцисс вполне смотрелся с ним на одной сцене!

 

Тут я готов услышать голоса, что Летов - творец с большой буквы Т, а Селиванов - подражатель и плагиатор и провокатор с больших букв П (а то и кое-кто еще на ту же букву). Я мог бы даже признать правоту так считающих. Если бы не всё та же метода... Причём тут она? А притом, что - странно ли, грустно ли, или, наоборот, здорово - подобного рода песни ДЕЛАЕТ сам слушатель. Да, не только знаток, любой мог бы порассуждать о технике, когда речь идет о "пейзаже". А как разглядеть - есть она или нет, талант или бездарь - когда речь идет об "абстракции"? Только принимать на веру? И принимали. И принимают. Любой мало- и многозначительный бред. Причем чертик давным-давно выскочил из табакерки андеграунда. Сегодня это касается... да, кого угодно, например, J:Mors или Безъ Билета.

 

А КЗ? Что КЗ?

Следом за временем, когда ГрОба и ИпВ было маловато, пришло времечко, когда и одного Летова стало многовато. Так что момент, когда на рубеже веков проект тихо сошел на нет, немногие и заметили. Потом, как водится, погуливали слухи: вот-вот концерт... вот-вот новый проект... вот-вот альбом... Погуливали - на периферии сознания. Однако вот он - свежий альбом КЗ с потрясающе неудобоваримым названием.

 

И ДУМЫ

 

Первое ощущение: Шура и Лёва БИ-2 решили поиграться в гараж. Чуток убавив лоску и приправив игрышки матерком.

На общем совершенно неброском фоне выделяются разве что "Сафари" да "Звезда". Первая - твистанутый Владимир Семенович со смешным припевом. Который то ли диалог (- Я люблю тебя. - На.уй!), то ли в нем пропущен глагол (Я люблю... тебя на х.й). Вторая - со студжизовским "сквозняком" - тоже странным образом отдает Высоцким. Ну, может, еще "Талисман", который подсказывает, что вокалу Нарцисса учил... Лагутенко. Остальное...

Все места, которые можно обозвать "Воспоминания о Летове", - бессмысленны и беспощадны. Потуги подснять позднего, предфинального Летова, которые, возможно, не подразумевались, но которые ощущаются, обречены на провал. Сымитировать такое невозможно. Получается откровенная дичь.

 

А что собственно случилось? Да, почти ничего. Улетучилась марлонбрандовская дремучая сексуальная энергетика, которая составляла изрядную долю обаяния КЗ. Испарилась - в отличие от Летова, замечу - хоть какая-либо "идеологическая" подкладка. А с ней и смысл. И, как Москва без пафоса - это Тверь, так и КЗ без него, без подкладки - БИ-2 с прип.здью. Ну или такие же Звери.

 

Глупо было ждать того же Селиванова, что и в конце прошлого века (достаточно лениво перелопатить разрозненные записи последних лет). В одну воду дважды не войти. Все, кто надеялся на камбэк КраЗа, а вместе с тем на возвращение последнего лета детства, обломайтесь, если еще не обломались.

С другой стороны, с трудом могу представить, чтобы это было интересно кому-то из неофитов, не знакомых с прежними альбомами КЗ. Хотя... находят же смысл в песнях теж же морсов, всяких токиев и прочего. Может, кто и тут найдет.

 

Раздаются отдельные голоса, что происшедшее - всего лишь использование раскрученного некогда бренда. Мол, не стоило выпускать эти песни под названием "Красные Звезды". Отчего же? Как-то на радио Нарцисс сказал, что название КЗ никак не связано ни с политикой, ни с кремлевскими звездами, а имеет сугубое отношение к звездному небу, сиречь астрономии. А астрономия подсказывает: красные звезды, гиганты, - среди "собратьев" самые холодные, затухающие, умирающие. Так что... все логично?

Вопрос - не лучше ли было бы, чтобы КЗ оставались умершими, но оставались легендой - уже не стоит. Легендарная группа перестала быть легендарной. Одним ударом порушив изрядный кусок мифа о, хехе, комиссарах в пыльных шлемах, бойцах невидимого песенно-идеологического фронта. Так ей и надо. В конце концов, мы не умерли, а коммунизм так и не наступил. Ни завтра, ни послезавтра.

ЧАСТЬ 20.

- Глупость недоверчива.

РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

 

ч) Есть мнение (приписывается Диме "Черному Лукичу" Кузьмину), что "Красные Звезды" - конъюнктурное говно". Это не так? Может, не так, а может так. Как я уже писал, тут каждый слушатель составляет мнение "в меру своей распущенности". Как и о песнях... Черного Лукича! Потому что ПРИНЦИПИАЛЬНО первые от вторых ничем не отличаются. Иными словами, у кого подо что совковая лопата заточена, тот то себе и выкопает. Термин "совковая лопата" в данном случае чрезвычайно широк и многогранен. Но в очередной раз разжевывать не будем?

Еще есть мнение (приписывается второй половинке КЗ Белову), что я альбом "Играя в того..." даже не послушал, а текст - домашняя заготовка. Это не так. Послушал. Не раз и не два. Внимательно. И конечно, мог бы достаточно долго рассуждать о музыке и качестве записи - есть, о чем. Но стоит ли? Что же касается песен, в подавляющем большинстве они, с моей точки зрения, - никакие. И не революцьонныя и не лиричныя. Можно считать, что моя лопата заточена сейчас под другое. Например, под Глюков. Или под ЧпБ. Или под Сердце Дурака. Или под UNB. Сейчас вот еще Кооператив Звезда послушаю...

д) Для меня определенная форма (а религия - это форма веры) даже в помощь. В религии ведь тоже надо идти в суть. Те же, которые делают культ из религии, делают идеологию из веры, на деле поверхностны. Они неглубоко верят от недостатка духовности. Правду веры надо открывать постоянно и заново идти в глубину, а не судить по поверхностным моментам. Я могу себе позволить относиться к разным догматам веры только как к личным моментам, которые мне не мешают, ведь я работаю над собой.

Кшиштоф ЗАНУССИ dixit.

 

Ну, о форме и сути?

 

Передохнем от революционных и контрреволюционных будней?

Ой, как славен литературный русский язык! Это я о первом слове в позапрошлом уже предложении - "передохнем". Настучал ведь по правилам - "ё", как "е". А смысл-то как любопытно изменился. Короче.

 

Вот тебе, друже, фолк-паган-металл.

KAMAEDZITCA - 2008 "ПЯРУНЕ"

LITVINTROLL - 2009 "ROCK-N-TROLL"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: