Говорящих по-белорусски - больше, чем думающих по-белорусски

Кому какое дело до ПРОЦЕССА написания текста?!

- Российская музыка была и сейчас на 15-20 лет отстает от белорусской музыки и всемирной музыки. А если вы, господин Шум, глядите на Азию как на рынок для своих могилевских групп, то это - Ваша Проблема, а не наша.

Хер на такую (в том числе и белорусскую) музыку, которая является НИЧЕМ ИНЫМ, как товаром на одном из рынков!

- Белорусская музыка ничем не хуже соседской. Единственное, чего не хватает, материальной базы. Так было всегда и пока еще долго так будет. Но талант купить нельзя!

Талант к материальной базе никакого отношения и не имеет. Матбаза может дать именно что "конкурентоспособность" на лотках где-то-выше-упомянутого рынка.

 

Вот, уважаемая Ирина. Как пел Лёша Романов, "Ты им про рай и про ад, а только дело-то дрянь..." Вот, к чему сводится написание и исполнение песен. Никаких тебе "с Космосом поздороваться", никаких "бунт ради бунта", никаких "анархий", "расширений сознания", катарсисов и "рокенролл должен быть подобен ножу в кармане"...

Славно быть лучшим ложкарем в деревне, в которой и ложкарей-то - два (да и то один - русскоязычный).

А вы говорите "боль", "потребность высказаться", "исповедаться"... Потребностей - хоть отбавляй. И одна из главных - помериться пиписками. Нашая, беларуская, даужэйшая будьзе, чымсьцi расейская! А у габрэяу ды мусульман увогуле абрэзаная амаль што пад корань...

 

Снова. В сотый раз. Ответ Маргарет Тэтчер на вопрос: "Почему в Англии нет антисемитизма?"

- Потому что англичане НЕ считают себя ХУЖЕ евреев.

Я, пусть русскоговорящий, но БЕЛОРУС фиг знает в каком колене, НЕ СЧИТАЮ. А многие считают. И мучаются комплексом младшего братишки. Лечиться! К психоаналитику. Ааааа, где ж его искать, когда кругом только психиатры...

 

Спросите: что плохого в том, что кто-то поёт песни на белорусском языке? НИЧЕГО! Но и хорошего НИЧЕГО. То, что ты поёшь по-белорусски (русски, английски, суахили), САМО ПО СЕБЕ НЕ делает песню хорошей. Может получиться и лайно.

 

Пой, сьпявай, синг, зинг... как душе угодно. Чтоб только - ДУШЕ.

Иное дело - если ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочешь что-то сказать, донести. Тут складывается ситуация, которая на первый взгляд может показаться парадоксальной. И тем не менее...

Калi ты прыкладаеш намаганьнi, каб у гэтай краiне, РеБе, адбылiся зьмены ў дачыненьнi да нацыянальнай гiсторыi, культуры, палiтыкi, нацыi ды нацыянальнай iдэi ўвогуле, дык ты павiнен... сьпяваць па-руску! Чаму? Таму што большасць тых, у каго мусiць патрапiць твая "куля", каб падкарэктаваць iх сьветапогляд, размаўляе па-руску й разумее найперш рускую мову! Iнакш жа атрымлiваецца, што ты распавядаеш слушныя рэчы тым, хто й дагэтуль усё ведаў, мабыць, нават, лепей за цябе. Ты намагаешся пераканаць... сваiх аднадумцаў й аднаверцаў! А гэта ўжо нагадвае нешта кшталту ананызму ў маленькiм колцы дасьведчаных.

Разумею, што нiкога не пераканаў. Але раптам...

ЧАСТЬ 19.

- Не люблю peacedezh про "мир-любовь"

(Морин ТАКЕР)

РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

 

ф) Есть мнение, что эти тексты не страдают толерантностью. Это не так. У автора текстов учился толерантности сам Шум. Это у Мартыненки толерантности в текстах - ани на грош. А тут - вагон и большая тележка. Сходим за примерами?

Можно же было написать, что человек, взявший фамилию "Артист"... Но в этих текстах говорится о песнях и ничего не говорится о людях. Почти. Тем более, про Виталия. Но вот Лёва и Шура, которые записали в паспортах на месте фамилии "В-2", несколько, а? Или Агузарова, которая в Лос-Анджелесе стала Найнтин Найнтиз?

А еще можно было написать, что живое выступление Безъ Билета - ужасное оно, а группа - пустышка, то есть соска для малышни. Но ведь не написано же. Так стоит ли упрекать автора за отсутствие толерантности? Нннет.

н) Рок-н-ролл - глобальное явление. Людям стоит умирать за него. Музыка возвращает тебе твой бит и рождает мечты. Целое поколение, зажигающее с "фендеровским" басом...

Людям просто необходимо умирать за музыку. Люди умирают за что угодно, так почему бы и не за музыку? Умри за нее. Она же прекрасна! Разве ты не хочешь умереть за что-нибудь прекрасное?

Может, мне надо было умереть. В конце концов, все великие блюзовые певцы умерли. Но теперь жизнь налаживается.

Я не хочу умирать. Ведь не хочу?

Лу РИД dixit.

 

Ну, про живых и мертвых?

 

КРАСНЫЕ ЗВЕЗДЫ - 2009 "ИГРАЙ В ТОГО, КТО ИГРАЕТ В ТЕБЯ, ИГРАЯ ТОГО, КТО ИГРАЕТ ТЕБЯ"

Некоторые сомневаются, что группа Селиванова и Белова - легендарная. Напрасно. То, что кому-то это уже не интересно или никогда не было интересно, совсем не означает, что КЗ не интересны никому. Еще как интересны! Попользовавшись Сеткой, легко выясняешь: слова "Владимир Селиванов" идут через запятую со словами "Летов" и "Ареховский". Иногда вообще появляется вопрос: кто популярнее, КЗ или ГО? Редчайших концертов Звезд некоторые ждут, как воздуха. Старые альбомы переписывают, торрентами заливают и скачивают. Несмотря на то, что новые альбомы не появлялись десяток лет. Практически столько же, сколько Нарцисс, в отличие от Летова и даже Ареховского, был вполне виртуальным персонажем.

 

Нижеследующее стоит назвать по-тургеневски - "Былое и думы".

 

БЫЛОЕ

Отъедем на полтора десятка лет назад и оглядим с высот тогдашние степи. Когда еще не уснули навеки веселые хлопцы, и в живых не остался один я.

 

Союз нерушимый нае...рушился. Как справедливо было сказано не мной, на смену серому времени пришло... не цветное, раскрашенное. Кое-кто, кто этого не догнал, уверовал в возможность построения на костях социалистической империи светлого капиталистического будущего... в одном отдельно взятом колхозе. И, вольно или невольно, начал помогать строить - где небывалые скороспелые финансовые империи, где политические империйки местечкового толка. Таких было много: новое время обещало исполнить мечты каждого уважающего себя советского обывателя - сухая колбаса + туалетная бумага + (голосом Якубовича) АВТОМОБИЛЬ!

 

Продолжим "балладу о красках"?

Странным образом "хоть и красное, но серое" время против законов смешения цветов верно трансформировалось в голубое. К новым педерастам в руководстве, сменившим старых, добавились педерасты в банковской сфере, торговле, шоу - и просто бизнесе. Остатки духовности могучими фрикциями загоняли даже не в женский половой орган, но в анус. А вместе с ними и такие проверенные временем и электроникой мечтания человечества, как свобода-равенство-братство. На смену закону мушкетеров Атоса-Дартаньяна "Один за всех..." пришел закон джунглей Табаки-Шерхана "Каждый сам за себя". Американская Мечта при близком рассмотрении оказалась похожа на еще один закон, куриный - "Клюй ближнего, сри на нижнего, а сам забирайся выше!" Да, Золушка вполне может стать Принцессой! Но лишь растеряв то человеческое, что делало ее привлекательной.

"Выбирай, а то проиграешь!"

Свободы, да, хотелось. Но свободы, а не либерально-буржуазно-демократических соплей, которыми того же обывателя начали поить с удесятеренной силой вместо самогона недоразвитого социализма, чтобы снова обуть его в лапти, уже по-крупному.

Кое-кому такая постановка вопроса - не ребром, но раком - не понравилась. А после октября 1993-го, когда для поддержания "свободы" первый раз проехались гусеницами и резиновым дубьем по "демократии", таких стало достаточно много. Правда, были они, как и с другой стороны баррикад, по традиции - хорошими и разными.

Среди "хороших", например, - хлебнувший из определенной чашки западной свободы Лимонов да не хлебнувшие, но обладавшие живым воображением Курёхин и Летов. Среди "разных" - "розовый" тугодум Зюганов, истерик от рабочей масски Анпилов, пестующие тараканов в головах Проханов и Дугин. И, безусловно, среди неудовлетворенных и несогласных было много молодежи, которую не устраивало свертывание революции и замена ее контрреволюцией. Что тут странного? Во всем белом мире молодые люди до двадцати пяти в подавляющем большинстве своем отличались нонконформизмом, повышенным вниманием к духовному и презрением к материальному. И, пожалуй, большая часть злых молодых людей была из рабочих кварталов - пролетариат, который снова, как и в начале века, оказался в жопе.

Идеалы Ленина-Маркса были попраны и просраны. Идеи Троцкого-Мао обретались на периферии сознания. Зато высоко подняли голову анархо-коммунисты и анархо-синдикалисты. Вспомнили о Бакунине, Кропоткине, даже Прудоне и прочих разных...

Либералы заохали о красно-коричневой угрозе. Угрозы, нет, не было! Был трёп, чтобы люди отвлекались от того, что у них выворачивают карманы. И краски, да, были - в ответ на вышеупомянутое по-голубение.

- Лучше задохнуться, чем вдыхать этот дым. Лучше быть коричневым, чем голубым! - пел Олег Медведев. И с этим трудно было спорить. Глупо и странно быть метросексуалом в Иркутске или Омске или Тюмени. Или Могилёве. Да, просто быть метросексуалом.

 

"Злой" молодежи нужны были соответствующие песни, песни-марши. Нужно было, чтобы кто-то, как некогда в Англии the Clash, спел про White Riot - Белый Бунт. А спеть было практически некому. Как было замечено в одном левацком рок-журнальчике:

- Кинчев пел: "Мне нужен воздух!" Ему поверили. А оказалось, что Косте хватило демократии.

Демократии на тот момент хватило не только Косте. Но подавляющему большинству рокенролльщиков. Они ведь валили Совок. Свалили. И либо урчали от удовольствия, наслаждаясь стадионами и гонорарами, либо растерянно взирали на вторые всходы нового времени - бандитизм, предательство самых близких, гражданские войны...

"Озверевших из лучших побуждений", как их назвал Гурьев, - Летова, Неумоева, Ревякина, которые выпускали альбомы через пять лет на шестой или через пень-колоду, катастрофически не хватало. Да и песенки их были недостаточно "революционными", но достаточно "элитарными". А местные гарлемы-бронксы-токстесы жаждали чего попроще.

 

Алая заря, противу правил, занялась на западе - в Минске. Точнее - в Кунцевщине. А что есть Кунцевщина? Шабаны в профиль. Казимировка...

Владимир Авраменко, ставший в процессе Селивановым, взяв фамилию одной из многочисленных подруг, появился на горизонте очень ко времени. Хотя и не в одну секунду. Начавший подражать Егору еще в ранние 90-е, записывая песни мифических групп "Вулкан" да "Нарцисс" (sic!) типа "Тысячелетие ох.евшей любви", Володя чрезвычайно удачно столкнулся на кривой дорожке со стихийным анархо-коммунистом, чрезвычайно энергичным и деловым Мишей Резником. Эта парочка, наподобие другой - Коровьев-Бегемот, развернула такую бурную деятельность, уронила в воды такой камушек, что круги от него гуляют по морям по волнам до сих пор.

Да, миротворцами хлопцы не были, зато мифотворцами - в полный рост! Чего только не доводилось слышать!

Летов на полном серьезе считал, что Нарцисс и Резник ручкаются с Лукашенко, а КЗ чуть не созданы его администрацией. И требовал тет-а-тета с Григорьевичем, чтобы вместе двигать в массы идеи "мягкого славянского тоталитаризма"...

Кого-то пугали до дрожи в коленях и ночных кошмариков обещания подключить к газетной полемике "боевые отряды РНЕ"...

Когда группа выпустила альбом, в котором непечатные слова были заменены на печатные, пронесся слух, что это сделано специально для фанатов группы... из КГБ! Им, мол, матерное слушать не пристало...

А чего стоит создание "красно-коричневой" организации "ГУЛАГ" - с членскими билетами разных цветов, каждый из которых соответствовал уровню и значимости члена в организации - под алым стягом, в центре которого красовалась "руна чистой совести"...

 

Во времена безрыбья-безптичья концерты проходили регулярно, причем в самом центре белорусской столицы! И каждый превращался в мини-акцию, поскольку, кроме КЗ, объединение выставляло еще с десяток-другой музыкально-песенных штыков - братский Нюрнберг хитмейкера Ареховского (где Белов уже был не бассистом, полноправным музтворцом), а также кучку-невеличку разной степени талантливости молодой подросли вроде "Зари АнКома".

Пока большинство рокеров стонало от "невозможности" нормально записать не то что альбом, хоть пару песен, КраЗы регулярно записывались в минских студиях (за деньги!) А затем и оформляли, и выпускали, и продавали альбомы - тысячами штук.

Ну а история о том, как альбом КЗ "Русский порядок" издал московский лейбл "ЗеКо", юридическим адресом которого был Брайтон-Бич, на котором издавались сплошь Шуфутинский да Блестящие, - просто фантастика!

И - вопреки слухам - никаких волосатых лап, никаких капиталовложений, кроме собственных. Только голая энергия да наглость.

 

На вялотекущем фоне стагнирующего белорусского рока КраЗы были отличным фенолфталеином - на идиотизм да тупость. Покупаясь на те правила игры, которые предлагали КЗ, анемичные и рахитичные либерально-буржуазные музыканты да журналисты реагировали на румяные, не столько от идеологии, сколько от молодецкого задора рожи Нарцисса-Резника как быки на такого же цвета тряпку. Сознаюсь, это было очень забавно. Даже более забавно, чем тогдашний Юра Азарёнок, тщедушный мужичонка в коминтерновских шмотках, свято веривший в то, что борется с коричневой чумой национал-социализма на белорусской почве, снимавший концерты КЗ на видео...

Короче, игра была - с большой буквы "И". Правда, те, кто заигрывался, воспринимали строки вроде "Если я сегодня не умру, завтра обязательно наступит коммунизм!" абсолютно серьезно, со слезами на глазах. Но такова была логика Игры. Которая вела к тому, что игры в Игре становилось все меньше, все становилось всерьёз, - вела к обрыву.

Последним шагом - как на обложке альбома "Красное колесо", где мужик с завязанными глазами шествует в пропасть - стал феерический по-своему процесс создания Белорусского патриотического союза молодежи. Вполне по-панковски, Нарцисс и Резник, сомкнувшись с туповатой и трусоватой верхушкой организации "Прямое действие" (славно, славно, "Аксьон директ"!), бились за создание БПСМ как настоящей боевой дружины страдающего и страждущего пролетариата. Что было более чем пикантно, но, само собой, никому в руководстве страны на х.й не нужно. Нужны были лизоблюды вроде Янчевского. Способные наплодить таких же, чтобы в недалеком будущем помогать верхушке руководить массами (именно такую задачу ставил перед БПСМ президент).

Но речь не об этом. А о том, что движение в сторону политики - не в шутку, всерьез - совершенно не устраивало ни "человека №3" в организации - Ареховского, ни многих "рядовых" членов, ни... самого Селиванова! Для которого идеология никогда не играла большой роли (если вообще играла). Что вполне доказала его жизнь после смерти КЗ...

 

Отвлечемся от старого, Мира! Как сказал мой сосед Соломон Маркович молодой жене его соседа Израиля Лазаревича. Ближе к музыке.

 

Был такой анекдот начала-середины 80-х.

- Приехал чукча в Питер, сходил там на концерт "Аквариума", ничего не понял, вернулся домой и организовал группу "Кино"...

 

Селиванов, конечно, про ГО понял не всё. Всё, как выяснилось в 1993-м, не понимал никто. Но кое-что бесспорно понял.

...Как-то мы с Коксом завезли КЗ в Москву - лидеру Соломенных Енотов Боре Усову, с ухмылками резюмируя: "На Летова местами очень похоже!" "У нас многие хотели бы, чтобы было похоже, - вздохнул Борис, - да не получается!"

У Нарцисса получалось. Некоторые критики говаривали: Красные Звезды - это Гражданская Оборона "для бедных". Оставим в стороне вопрос "нафига ГрОб нужен "богатым" и согласимся с ними (хотя самому Селиванову нравилось, когда его сравнивали с Башлачевым). Проводить параллели между Летовым, Нарциссом и Ареховским, который был неотъемлемой и важнейшей частью "процесса", не место и не время. Вот, если угодно, в качестве тезиса. Летов - это Летов. Про Ареховского говаривали - "Маяковский наших дней". Тогда Нарцисс - "Летов наших дней".

Когда-то я назвал Селиванова летовским Марком Чэпменом. Могу присовокупить: КЗ были... б о льшим ГрОбом, чем сам ГрОб, в определенном смысле его квинтэссенцией. Одной из. Летов - разнообразен, непрост, чрезвычайно эрудирован и ползуч. Для одного конкретного слушателя - это многовато, если вообще не слишком. А вот Нарцисса - в самую тютельку.

 

С музыкой все было более-менее ясно с самого начала. Вычленяем самый "боевой" и "доступный" массам период в жизни ГО и лабаем громко, с толком-чувством-расстановкой, но ненапряжно - а-ля любимые в то время Егором и компанией Любэ (мелодии у Нарцисса выходили что надо).

Что касается текстов, то о них стоит поговорить особо и дольше.

 

К тому моменту, когда Владимир начал писать, петь, записывать, приемчики уже были не только отработаны, но и отшлифованы. Гребенщиков начал, а Летов (в задний проход) завершил дефлорацию русского слушателя. Ну?

Ну, что пелось ДО БГ? Романтическое аллегорическое "Солнечный остров скрылся в туман". Или вполне сошедшее бы сегодня для эмо-кидз "Кто виноват, что ты устал". В крайнем случае дурашливое "Стоит кирпичная стена. А в стену вбит огромный крюк. На крюк намотан проводок. На проводке висит мужик. Уже остыл: давно висит"... Попроще: авторы, в разной степени косноязычно, рассказывали историйки. Я уже сравнивал это с пейзажами и натюрмортами. И тут - оп-па - БГ! Знаток английского языка, а с последним - Моррисона, Дилана, Болана и прочих подобных и бесподобных. И понеслась по кочкам!

...И я как мальчик с пальцем

хоть дыр в той плотине не счесть

Ну почему ты кричишь

когда мы зовём тебя есть

 

Поначалу находились такие, кто все ребусы и шарады Бориса разгадывал. Но с ростом популярности Аквариума их становилось все меньше и меньше. Так у нас в рокенролле появились первые сюрреалистические, ипрессионистские, кубистские и вовсе абстрактные картинки. Каждый слушатель примерял текст на себя и понимал, воспринимал его в меру своего опыта, эрудированности и просто желания... Поэтому одному в нём виделось Царствие Небесное, другому - Жопа...

Недолго поигравшись с новой волной, БГ и Аквариум стали все глубже погружаться в пучины академизма и элитарности. Тут-то нарисовался Летов, по-своему не менее продвинутый, чем БГ. И вынес сюр и абстракции на улицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: