Что ни день - открытие

 

По второму разу открыл Chumbawamba. Почти по-нашенски, не без требовательности в голосе: "Дай анархисту сигаретку!" Теперь из всех поп милей всего анархо-поп!

 

За ними - Isis: не реакционный, а самый что ни на есть прогрессивный металл. Тру! То есть "но"! Не рычи, как их вокалист! Не в том смысле, а как раз в противоположном: зеленый свет крррасавчегам и черно-алый барлоговский флаг в лапы.

 

За ними - Inspiral Carpets: поросячий виск - "чудно, чудно, Мадчестер!" Дорога, раскатавшаяся от сих - как впервые полтора десятка лет назад о них написал, до сих - как endlich впервые послушал. Говорили, лучшая группа брит-попа. Не только. В смысле - у нее не только б-попа и лучшая она не только в б-попе.

Pennies from heaven: это Джим Моррисон довольно потирает...

 

За ними - New Scientists: почти копия "атлантиков" только лучше. И на двадцать с хренчиком лет раньше.

 

За ними - Mushroom: тут тебе не только "грибова голова" (Head), тут он весь - с головой и корешками (только что без убийственной абстиненции).

 

За ними - Young Heretics: после трипа, само собой, то есть разумеется, тянет на хоп. Бассейн: слева - мелко, справа - прыжковая яма. Эк они плавают и ныряют: нежненько, нежненько, а потом кааак диранут драчевым напильником!

 

За ними - Blood Red Shoes: долгожители с гримаской припоминают "Blue Suede Shoes", большинство - "белые полоски", а те нервничают в курилке. Эх, где ж мои подметки? Оторваны с корнями.

 

За ними – О! - The Kills. И The Dead Weather (вот те, бабка, и "Blood Blue Shoes"!) Плюс The Greenhornes и The Raconteurs. Только плюс ли последние? Эх, как она выводит, эта Элисон Моссхарт! А Жека Белый (он же White Stripes) - на гитарке?! Да и Джейми Хайнс - ему в пику (или в бубну?)

 

За...долбало и драло!

 

...Штирлиц согнулся над картой. Его неудержимо рвало на Родину...

 

Такая вдруг накатила тоска по Матчызне! Так вдруг захотелось своего, что аж припухло в отдельных местах. И со всей ответственностью заявляю: это не паратит, выше!

 

Вынесем всё!

Это практически всё, что большинство вынесло из некогда нашего, а сейчас имперско-оккупантского Александра Сергеича. Но не первого, а второго "наше всё".

Я тоже надумал вынести. Не все ж вносить. Вклад. Вкладывать? А если вносить, тогда - внос? В нос? Или в нюх? Или не в нюх?

 

В мою бытность электрослесарем меня учили: тот не хозяин, кто с работы не тянет. Сказано - вынесено! Но что вынести, вот вопрос? И не менее важный - откуда?

Во! Сайт experty.by (теперь они мне немножечко должны) рекомендует! А автор, он такой: когда ему рекомендуют, настоятельно, он начинает сомневаться. Может прислушаться? К рекомендациям? И гложут сомнения, гложут. Мало ли, что опыт, сын ошибок трупных, нашептывает: "Не наадо. Ты же знааешшь. Чем дело кончитсса. Плеваться будешшь. Плеваться будутт. Не зааамаай..."

 

Опыт опытом, но чем тогда припухлость-опухоль снять?

"Ледяной пустошью"? В жару - самое то? Нннет, как бы поясницу сквозняком не прострелило да жопа к полотенцесушителю не примерзла.

Пан или пропал, "Бан-Жвирба"?! Эээ, нет, тут ужо либо жбан, либо жвир.

Аааа, ладно! experty.by продолжает рекомендовать (теперь они мне должны немножечко больше)! Осталось только сходить и нажать треугольничек на плеерке. Вот и иду, иду... Хотел вынести? Выноси! Хоть святых...

 

ВЛАДИМИР ТКАЧЕНКО И ЛЮДМИЛА КУЦ - 2010 "FRAGILE"

Послушал. Пожал плечами. Еще раз послушал. Бровями подвигал. "Не постигаю!" Экспертов почитал.

 

- Гітарыст і Сьпявачка запісалі альбом, у якім мякка і ненавязьліва дэманструюць свае інструмэнтальныя/вакальныя магчымасьці.

- Што б там ні казалі, але гэта - школа. Той, хто пачне на гэтым вучыцца, зробіцца, магчыма, сапраўдным прафэсіяналам у музыцы.

- Вядома, што могуць людзі там, але ж нашыя, блін, - могуць больш! І ня горш! Калі - ня лепш.

- Мастеровито. На любителя таланта этих людей. По мне - несколько скупо на эмоции.

- Мне незразумела, для каго гэты дыск.

 

Подписываюсь. Жирным крестиком. Под каждой из вышеприведенных фраз.

- Мастера? Определенно.

- Демонстрируют возможности? Бесспорно.

- Можем? Не-сом-нен-но! Что ж у нас - в который раз об одном и том же! - руки не из той же растут?! Или у нас одна рука там, где у них три? Или у них связки голосовые, а у нас исключительно связи - деловые и половые?! Сколько можно уничижаться: мы тоже можем, мы тоже музыканты, мы тоже от обезьяны... Ой, по образу и подобию. Причина, почему наши музыканты ТАМ не слишком, мягко говоря, популярны, не в заточенности рук, в ИНОМ. Например, в том, что у нас городского населения, которое вообще может взяться за гитарки, - фиг да ни фига. Или в том, что в нас веками истребляли и продолжают истреблять инициативу, подавлять личность, а с ней фантазию... Однако подробно об этом или ты - сам, или как-нибудь в другой раз.

- Скупо? А то!

- Школа? А как же.

- Непонятно, для кого? Нуууу. Для любителей. Таланта. ЭТИХ людей. А также для музыкантов, которые стремятся в профессионалы. Анналы. Аналы. Эхо (лысый смайлик). Собрать их. Пересчитать (по пальцам:)) И выпустить тираж номерных дисков.

 

Ткачев могёт и Мурку даже... А ключевая фраза - не в постах "экспертов.бай" (эксперты, бааай!), а вот в этом комменте:

- Восем гадоў працы ў рэстаранах лепшых гатэляў Эўропы, як у дачыненьні да Люды Куц, - гэта таксама не абы які паказчык...

 

Интерлюдия.

Поехала Жанна Агузарова, на тот момент №2 после Пугачевой в СовСоюзе, в Лос-Анджелес. Где от нее окончательно и бесповоротно уехала крыша. Потому что оказалось: таких №2 в ЭлЭй - пруд пруди. Нашлось для ее пения только одно местечко - в ресторане. Причем не лучшем в Штатах. Даже не лучшем в Калифорнии.

 

Опустим дискуссию на тему "Что за они, лучшие отели Европы, и какие в них рестораны". Слегка углубимся в дуализм (?) дихотомию (?) "лабух - рокер" (никнеймы, ты понимаешь, упрощенные).

Первые в массе никогда не понимали и презирали вторых. Вторые отвечали им тем же. Вспоминаются два невыдуманных диалога.

Первый:

Лабух (с подозрением): Музыкант?

Рокер (гордо): Ну!

Лабух (въедливо, но заинтересованно): В каком кабаке играл?

Рокер (гордо): Я В КАБАКАХ не играл!

Лабух (разочарованно и презрительно): Так какой ты музыкант...

 

Второй:

Лабух: Гитарист?

Рокер: Ага!

Лабух: А сколько нот за секунду взять можешь?!

Рокер: Ээээээ?

 

Короче, лапчатый кабацкий гусь - не товарищ волосатой гаражной свинье.

Для первого творчество - "снять в ноль" оригинал или круто, по-своему интерпретировать его.

Для второго - создать этот оригинал.

Первый - сфера обслуживания - в одном ряду с поваром и официантом (без уничижения, с уважением).

Второй - из иных сфер, не земных, (под)небесных. Это как Творец всего сущего, с одной стороны, и демиург, улучшивший макаку резус до неандертальца, с другой. Последнее, кстати, не пафос, а шуточка.

Лабух в массе - профессионал высокого уровня. Так, как играет хороший лабух, не умеет большинство хороших рокеров. И по-другому быть не может.

Рокер таковым вполне может не быть. Над Бонемом из Zeppellin издевались. Даже больше чем над Каспаряном из Кино. Над Floyd ухохатывались. Даже больше чем над Машиной. И тэ дэ (нужное вписать). Однако одни - в бронзе, а те - далече (адрес подсказать?)

Хорошая цитата:

- В рок-музыке профессионализм уж точно не обязателен. 70-е годы в плане профессионализма были намного выше, чем 60-е, а позитива в 60-х было намного больше. Профессионализм нужен того масштаба, чтоб идущий от артиста позитив не убивался художественным воплощением, как это часто бывает. И если удается этот позитив воплотить, получается совершенно изумительно.

Хочешь проще?

- Профессионализм - западная форма зарастания духа мясом.

 

И мне плевать на то, что подавляющее большинство рокеров - как американские пчелы из анекдота - пищат, но лезут в сферу обслуживания (готовь чаевые!) Попутного ветру! Надо же нам подо что-то, притоптывая ножкой, пивка попить. А после пивка, когда подходит к концу, как раз до ветру и тянет.

 

Однако ближе к земле.

СБ не прав, когда пишет, что Ткаченко/Куц одинаково гармонично смотрелись бы и слушались как на мини-концерте в пабе, так и на представительном музыкальном фестивале. В пабе - определенно нет: там публика - сплошь наши "брежневские интеллигенты". Да и по поводу второго - сомнительно. Там тоже не салон, ближе к салуну, пабу. Только побольше и, может даже, оупен эйр. А вот на сцене к/з "Олимпия" - ну, там, где Вишес расстреливал богатеев в к/ф "The Great Rock-and-roll Swindle (Великое р-н-ролльное наеб.лово)" - нормально. А еще лучше - в ресторане. Пусть даже и в лучшем отеле Европы. У нас-то таких отелей и ресторанов, где они смотрелись бы гармонично, почитай, что и нету...

А поставить на полку альбом "Fragile", периодически оттуда его снимать и слушать? Нет.

Из комментов:

- Если мне надо будет послушать такую музыку, я послушаю Нору Джонс.

Я не могу себе даже представить, чтобы мне было надо послушать ТАКУЮ музыку. В том числе и Нору Джонс. А ты, конечно, попробуй. Пока я буду пробовать другую.

 

ЮРИЙ НЕСТЕРЕНКО И WHITE NIGHT BLUES - 2010 "LIVE IN POLAND"

С Юрой я знаком больше десятка лет. Однажды на закате прошлого века устроили мы междусобойчик, приурочив его к 10-летию полумифического могилевского рок-клуба. И под занавес вышел Юра. Без ансамбля. Сам, бля. С гитарой. Сел и затянул из нетленного что-то. Такого нетленного и так затянул, что захотелось немедленно схватить тот же инструмент и... нет, не подыграть: кишечник у меня тонковат. А что-либо проголосить. Из своего. "Кони Апокалипсиса", допустим. Или "Я хочу с ней спать":)

А кое у кого кишка оказалась вполне подходящей толщины. Подтянулся барабанщик популярной в узких кругах дрышпанковой группы. Потом бассистюк из другой. Не смогли удержаться...

С тех пор почти всегда, когда Нестор играет и поет, у меня зудят ручонки и связки. Эффект! Подобный в моем нутре вызывает еще лишь Костя Концевой.

Это тоже можно считать отступлением. А можно, напротив, наступлением. Потому что к Юре я с тех пор отношусь с непреходящей нежностью. Песни его порой мне нравятся. Иногда даже очень. А иногда не очень или вовсе не. Но все время не покидают сожаление и обида. Потому что я представляю, как это МОГЛО бы быть! А чаще всего бывает КАК-ТО НЕ ТАК.

Больше того, обвиню Юру в... непрофессионализме! Ша! Речь именно не о лабухе, о рокере. Лабух он как раз - дай Боже. Тем, кто играет блюз, свойственно выпиливать чужие стандарты...

Можешь считать, что я запутался. И это противоречит тому, что писал выше.

Да, есть гитаристы покруче Юры, тот же Ткаченко. Но непрофессионализм Нестеренко отнюдь не в этом. А в том, что ему нравится играть и петь чужие вещи больше, чем свои. Как и мне. Потому и не пою. А вовсе не потому что играю из рук вон (лысый смайл).

 

Про одного из русских рокеров некий рецензент накропал: "Он рвет рубаху на груди. Но как-то не до конца".

Нестор ее вообще не рвет. Протаптывает тропу в эдакие местные Клэптоны, взяв от последнего интеллигентность в отношениях с гитарой и слушателем. А так хочется порой, чтобы вылезла из-под симпатичной стеснительной Юриной рожицы образина wild thing. Или чтобы его guitar, которая gently weeps, зарыдала да забилась в истерике... Ан, нет.

Впрочем, если говорить о последнем времени, то это мое утверждение – не бесспорно. Пример - польский концертник: тот случай, когда "Знаю столькi пяшчотаў" и "Мая адзiнота" слушаются лучше, чем творения великих и больших.

А в остальном...

- А правда, что в минувшую субботу на соревнованиях в Англии белорусский спринтер пробежал стометровку за семь с половиной секунд?

- Ну, не в субботу, а во вторник. Не в Англии, а в Кении. Не за семь с половиной, а за шесть. Не белорусский спринтер, а гепард, гнавшийся за белорусским туристом. А в остальном все правильно.

 

В остальном вновь подписуюсь под словами экспертов.

ОК: Лидеры белорусского блюза и ритм-энд-блюза. Легко, красиво, по кайфу.

СБ: Человек, который не только любит блюз, он живет и дышит им.

ДП: Уверенно и убедительно.

ДБ: Неплохая (не более) запись в рамках канонов стиля. Нестеренко гораздо более актуален и индивидуален, когда не переигрывает песни, у которых уже есть десятки и сотни других версий, а исполняет свои белорусскоязычные произведения.

 

На этом месте можно уронить скупую мужскую слезу. А можно развязать четвертую мировую вокруг темы "Блюз это или не блюз?"

Для меня ответ ясен, как Божий день. Да, это блюз. Нет, это не blues.

 

Достаточно известна третья мировая война, началом которой стала фраза вроде "Хочешь за полярным кругом играть реггей, ходи там в пальмовых трусах" (приписывается Башлачеву, по-моему).

По поводу блюза "партия войны" высказывается похоже:

- Блюз - это негритянско-англосаксонская народная культура и вне английского языка чаще всего превращается в пошловатые манерные баллады или банальный рок.

Исполнение блюза по-белорусски это примерно то же самое, что исполнение народных белорусских песен по-английски... Менталитет музыкальный не совпадает.

В блюзе важно не передать звучание аккомпанемента, а создать настрой "раздолбайства". Это невозможно без знания материала во всем объеме, включая текст. А текст - это тоже музыка со всеми шипилявыми "s", неконкретной огласовкой, двойными отрицаниями, всяческими "aint", "gonna","wanna","watcha","gotta" и тд.

Допущу, что блюз можно попробовать спеть на славянских языках, но придется применить не литературный язык, а бродяжий слэнг (которого нет) и петь не о нежности и грусти, а о том, что "мой мешочек пока работает" (цит.) или "когда я встречаюсь с этой сучкой, она держит нож для колки льда за спиной" (цит.) В блюзе другая психология и эстетика (ухмылка висельников).

 

Соглашусь? ЛИШЬ с тем, что блюз - не аккомпанемент, но настрой. Вот только к "раздолбайству" сводить ВСЁ не надо. Это ооочень большое упрощение. Известны определения, подобранные для блюза в России: "когда хорошему человеку плохо", "скорбец"… Возможно, и это не совсем соответствует истине. Но речь СОВСЕМ о другом.

 

Блюз - коль скоро речь о нем, остальное отсечем, хотя то, что я хочу сказать, имеет отношение НЕ только к блюзу - так вот, блюз - это НЕ ТОЛЬКО содержание, но и ФОРМА. И - как форма - он вполне способен существовать где угодно, хоть на Миссиссипи, хоть на Проне и Басе (читать с расстановкой). То, что и форму можно воспринимать и принимать по-разному - тема отдельной беседы. Здесь скажу только, что многие "неаутентичные" музыканты так увлекаются формой, что совершенно не дружат с сутью. Вот тут и получается пошловатый сдувшийся воздушный шарик. Проще говоря, чтобы получился блюз, мало научиться фигачить на гитаре, КАК ТАМОШНИЙ НЕГР. Который, кстати, далеко не всегда фигачит. Часто наоборот бренькает два аккорда, а то и один.

Но форму можно наполнить СВОИМ содержанием. И тогда блюз - да, становится польским, немецким, русским, белорусским. А точнее - становится ТВОИМ. Можешь с этим соглашаться, можешь не соглашаться, но это именно так.

На мой взгляд, чтобы получился БЛЮЗ, надо чувствовать дважды - собственно блюз и что-либо вообще (желательно, поострее). Когда этого нет, на сцене не музыкант, а плохо или хорошо воспроизводящая каноны табуретка. Когда есть - наблюдаешь, а то и (в лучшем случае) переживаешь процесс родов блюза. Потому для меня лучшие блюзмены в России, скажем, Умка да Чиж. Могу назвать еще несколько имен, но Лиги блюза или Кроссроудз среди них не будет определенно. Можешь спорить, если картит.

 

А сравнение блюза, как негритянских народных песен, с белорусскими народными - не просто некорректно, а В КОРНЕ ОШИБОЧНО. Если понимать под белорусскими, например, "Рэчаньку", как выходец из "партии войны", чьи слова цитировались выше. (Другое дело, если под белорусской народной понимать, скажем, Войтюшкевича или того же Нестеренко с гитарой. Но тогда сразу становится очевидно, что ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ разницы между Leadbelly и Шалкевичем нет (лысый смайл).

Ну, хотите, положу в фундамент здания этой телеги такой камешек.

 

"Рэчанька" и еже с ней - песни, пусть живые, если тебе хочется, но даааавно МЕРТВОГО белоруса. Даже я сказал бы вымершего, как вид и класс. Музыка, мелодика "Рэчанькі", допускаю, вполне может будить в тебе нечто и даже будоражить. Текст же свистит мимо нежеванным. Что, "древние" белорусы ничего не пели про "мой мешочек"? Наверняка, пели. Народ, он тааакой, близок к земле. Но народными песнями у нас все же считаются "рэчаньки".

Блюз же, даже ЕСЛИ считать его негритянским фольклором, песня негра ЖИВОГО. Поэтому "рэчаньки-мешочки-сучки" - песни НЕ ТОЛЬКО 10-х годов прошлого столетия, но и 10-х нынешнего. Они, конечно, остались - "рэчаньки-мешочки-сучки" - но уже другие, современные и актуальные. Ну вроде как был романс "Отвори потихоньку калитку", а стал "романс" "Рокенролл мертв, а я - н.хуя". Гы.

 

Иное дело, что блюз трудно свести к негритянскому фольклору. Кроме черного, давным-давно есть белый блюз. "Партия войны" и сама это понимает, поскольку говорит о "негритянско-англосаксонской народной культуре". Но очевидно: у негра, выходца из жаркой Африки, и англосакса, выходца из прохладной Европы, ОДНОЙ ОБЩЕЙ народной культуры нет и быть не может! Английский язык и гитара - все, что их роднит. Просто - таки да! - англосаксы взяли от негров музыкальную форму и наполнили ее СВОИМ содержанием. И вот тут уж поется дааалеко не только о "мешочках" и "сучках"! Есть вполне нестеренковские или ворошкевичские песни.

 

Я дальше пойду. Белый человек, в том числе тот, который живет тут, и при этом прорубает, скажем, дельта-блюз, для меня - как алмаз в говне. Вроде как с реггей без плана. Черный блюз нам попросту ЧУЖД, ИНОРОДЕН, непонятен и недоступен. Как, кстати, рутс-реггей. Как черный рэп. В ПРИНЦИПЕ. Иное дело ФОРМА.

Так, блюзы Нестеренко (и Ворошкевича), они как раз растут из белого. И получается, получается именно белорусский блюз. Потому что мелодика, ритм, размер английского языка меняются на мелодику, ритм, размер белорусского! И никуда от этого не денешься. А то, что получившееся НЕАДЕКВАТНО негритянскому блюзу, английскому, польскому, чешскому, русскому или грузинскому (а где ж он такой есть?) - очевидно. Чуть отвлекшись, сравните песенки группы Naka "Беги" и "Бяжы": разные, не так ли?!

Поэтому - вернулись к тому, с чего этот пассаж начинали: да, это блюз. Нет, это не blues.

Тебя эта неадекватность ломает? И по этой причине ты отказываешь в праве белорусскому блюзу называться блюзом? Но это, старичок, твои личные проблемы.

Фиг с ними, Lightnin'ом Hopkins'ом да Kokomo Arnold'ом. Хай жыве смутны беларуски блюз.

ЧАСТЬ 54.

РНО (Роскошь нечеловеческого общения)

зж) Единство мирового музыкального пространства достигается за счет единых "форматов" и универсальной музыкальной технологии. Поэтому борьба за "национальную культуру", выраженная в квотах и ограничениях для иностранной музыки, притом, что основным критерием является язык, а не "форматность", - это всего лишь средство сохранения рабочих мест для местных музыкантов. В наше время язык песен мало что говорит о "национальной" принадлежности самой музыки. Для универсальной музыки стилистика и формат имеют более существенный и глубинный смысл, чем язык или элементы национальных традиций. Формат "фильтрует" национальные формы! Глобальные форматы вообще игнорируют любую традицию в чистом виде, так как любая традиция связана с определенным языковым и культурным пространством, и ее действие не эффективно в чужеродной национально-культурной среде. Другое дело формы и элементы. Формат позволяет смешать фрагмент русской оперы с негритянским рэпом, адаптировать Бетховена к фанку, наложить готические песнопения на техноритмы. Важны ли в этих случаях язык или культурное происхождение музыки?!

Современный глобализм, при всей своей постоянно декларируемой "демократичности", по сути своей тоталитарен, ибо тоталитарна любая форма универсализма. "Глобальная" музыка не признает чего-либо, что не могло бы быть использовано в ее целях (т.е. преимущественно коммерчески, т.к. глобальная шоу-индустрия есть часть глобальной экономики). Ни одно музыкальное явление, будь то вьетнамский фольклор или нойзовые экспириенсы, не застраховано от возможности быть использованным в виде всемирного массового продукта.

Свобода, декларируемая чуть ли не как самое важное завоевание глобализма, достаточно эфемерна. Существует целый набор негласных запретов на содержание музыки - начиная от тематики и смысла песен и заканчивая настроением музыкальных произведений.

Иван СОКОЛОВСКИЙ dixit.

Ну, об анти- и глобализме?

 

КАССИОПЕЯ - 2010 "СТИВЕН КИНГ И МЫ"

Нам песня строить и жить помогает.

Она, как друг, и зовет, и ведёт.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт!

 

По долинам и по взгорьям - первый (ладно, второй после Вертинского) рокер на деревне Леонид Утёсов, похожий на дедушку Юры Демидовича. Остальные по виду тоже на своём веку немало хлебнули (и пыхнули) - прочие родственники кролика-наркомана, бывшего в прошлой жизни Поттером. Веселые ребята.

Сейчас те слова звучат пафосно и смешна. Но если отвлечься от звукового ряда, наиболее подходящего для игры "в классики" (в резиночку?), и перевести текст - как пелевинский Унгерн "То не вечер" - в метафизическую плоскость, выйдет... Выйдет то, что уже не раз выходило, - подзадолбавший разговор о ПЕСНЕ и песне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: