Соотнеси виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры

 

ВИДЫ ЗНАНИЙ                            ПРИМЕРЫ

А. Народная мудрость                    1) пословицы;

Б. Научные знания                           2)поговорки;

3)притчи;

4)теории

           5) законы развития общества

            6) законы развития природы

Соотнеси виды познавательной деятельности и х характерные признаки

 

ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ                         ПРИЗНАКИ

  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

А. Научная мудрость

Б. Художественное познание                                    

 


Соотнести виды наук и их конкретные примеры

 

ПРИМЕРЫ             ВИДЫ НАУК

 

 

1) образно-символический ряд

2) понятийный аппарат;

3) теория;

4) субъективность восприятия

5) доказательность;

6) проведение экспериментов;

7) наличие понятийного ряда;

8) обращение к эмоциям.

1)физика;

2)социология;              А, Естественные науки

3)политология;             Б, Общественные науки

4)биология;

5) история;

6)экономика.

Какому понятию соответствует следующее определение: «Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в нашем сознании без их непосредственного воздействия».

6. Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рас­сказа учителя нет никаких вопросов, «все, мол, понятно», - это первый признак угасания интеллектуальных потребностей, когда уже нет интереса, а осталась лишь тягостная обязанность изо дня в день учить уроки. Разделяете ли вы это мнение? Часто ли в вашем классе встречаются ситуации, похожие на описанную? Приведите примеры.

14. Существует древнее утверждение о том, что в большом зна­нии большая печаль. Как вы думаете, какой смысл вложен в него? Устарело ли оно или и сегодня является актуальным? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.

15. Типичные подходы к оценке значимости научного познания нашли свое отражение в замечательной басне И.А. Крылова «Во­долазы». Основной вопрос полемики звучит в басне следующим образом:

Не более ль вреда, чем пользы от наук? Не расслабляет ли сердец и рук Ученье? Автор изобразил две группы знатоков, отвечающих на этот вопрос:Кто говорил, что неученье тьма, -

Ни дара постигать вещей небесных, Когда бы он хотел, Чтоб человек не боле разумел Животных бессловесных, И что, согласно с целью сей, Ученье к счастию ведет людей. Другие утверждали,

Что люди от наук лишь только хуже стали: Что все ученье бред, Что от него лишь нравам вред И что, за просвещеньем вслед Сильнейшие на свете царства пали... Какая позиция вам представляется более убедительной? Выска­жите и аргументируйте свое мнение по данному вопросу.

16. Известный немецкий поэт И.В. Гете, размышляя об обра­зовании как важнейшей составляющей духовной жизни человека и общества, пришел к следующему заключению: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не вся­кий, кто учит нас, заслуживает это имя». Какой смысл вложил поэт в слово «учитель»?

 

17.Какой, по-вашему, смысл вложен в следующие русские на­родные пословицы и поговорки?

• Ученый водит, неученый следом ходит.

• Век живи - век учись.

• Ученого учить - только портить.

• Ученье -свет, а неученье- тьма.

• Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.

• Не сади дерева корнем кверху.

18. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хо­рошо учиться - ради знаний илиради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики.

С е р г е й. Мне лично все равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отно­шения. Приходится добиваться «четверок» и «пятерок».

Т а н я. При чем здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя.

А л е к с е й. А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть -мало ли какое настроение сегодня у учителя!

Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему?

19. В нашей истории были времена, когда за убеждения и веру люди шли в тюрьмы и на казнь. А не так давно пришло другое время, когда некоторые стали ходить в храм не по вере, а отдавая дань моде. Одни верующие считают такое поведение кощунственным, другие рассматривают его как убогое и позорное. А как думаете вы?

24.В истории России часто рядом стоят имена государствен­ных и духовных деятелей. Например, имя князя Дмитрия Донского и выдающегося духовного деятеля, мыслителя Сергия Радонежско­го, благословившего русских воинов на Куликовскую битву. Это свидетельствует о серьезном участии русского духовенства в поли­тической истории страны. Подберите другие примеры, историче­ские и современные, иллюстрирующие это явление. Чем его можно объяснить?

Анализ   текста

Луч света падает на спелую вишню. Он отражается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия и частота колебаний световых волн зависят от физико-химического строения предмета. Поэтому отраженные волны, м о ж н о сказать, несут и н ф о р м а ц и ю о форме, величине предмета. Свет, попадая в наш глаз, претерпевает ряд серьезных преобразований. Они, в свою очередь, порождают определенные биоэлектрические импуль­сы, идущие по зрительному нерву в мозг. В зрительном центре мозга про­исходят соответствующие физико-химические изменения клеток, которые воспринимаются нами как цвет, ф о р м а или размер видимого объекта.

При этом между зрительным образом на сетчатке глаза и его воспри­ятием в мозгу нет т о ч н о г о с о в п а д е н и я. Это п р о и с х о д и т потому, что мозг на основании ранее накопленных знаний, полученного опыта корректируетчувственное восприятие. Известно, что одни и те же предметы воспринима­ются по-разному людьми с неодинаковым личным социокультурным и про­изводственным опытом. Так. экспериментально доказано, что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высоте, по-разному определяют р а з м е р ы находящихся внизу предметов. М а л е н ь к и е дети учатся определять расстояние до предмета, его размеры, расположение и ф о р м у на опыте, в практической деятельности. В результате такой деятельности координи­руются зрительные, звуковые восприятия в мозгу. В системе памяти как бы откладываются, записываются определенные стандарты и правила, кор­ректирующие наше восприятие. Они меняются исторически в зависимости от социального и культурного опыта, личной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow