ВИДЫ ЗНАНИЙ ПРИМЕРЫ
А. Народная мудрость 1) пословицы;
Б. Научные знания 2)поговорки;
3)притчи;
4)теории
5) законы развития общества
6) законы развития природы
Соотнеси виды познавательной деятельности и х характерные признаки
ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРИЗНАКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Научная мудрость
Б. Художественное познание
Соотнести виды наук и их конкретные примеры
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАУК
1) образно-символический ряд
2) понятийный аппарат;
3) теория;
4) субъективность восприятия
5) доказательность;
6) проведение экспериментов;
7) наличие понятийного ряда;
8) обращение к эмоциям.
1)физика;
2)социология; А, Естественные науки
3)политология; Б, Общественные науки
4)биология;
5) история;
6)экономика.
Какому понятию соответствует следующее определение: «Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в нашем сознании без их непосредственного воздействия».
6. Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, «все, мол, понятно», - это первый признак угасания интеллектуальных потребностей, когда уже нет интереса, а осталась лишь тягостная обязанность изо дня в день учить уроки. Разделяете ли вы это мнение? Часто ли в вашем классе встречаются ситуации, похожие на описанную? Приведите примеры.
14. Существует древнее утверждение о том, что в большом знании большая печаль. Как вы думаете, какой смысл вложен в него? Устарело ли оно или и сегодня является актуальным? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.
15. Типичные подходы к оценке значимости научного познания нашли свое отражение в замечательной басне И.А. Крылова «Водолазы». Основной вопрос полемики звучит в басне следующим образом:
Не более ль вреда, чем пользы от наук? Не расслабляет ли сердец и рук Ученье? Автор изобразил две группы знатоков, отвечающих на этот вопрос:Кто говорил, что неученье тьма, -
Ни дара постигать вещей небесных, Когда бы он хотел, Чтоб человек не боле разумел Животных бессловесных, И что, согласно с целью сей, Ученье к счастию ведет людей. Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали: Что все ученье бред, Что от него лишь нравам вред И что, за просвещеньем вслед Сильнейшие на свете царства пали... Какая позиция вам представляется более убедительной? Выскажите и аргументируйте свое мнение по данному вопросу.
16. Известный немецкий поэт И.В. Гете, размышляя об образовании как важнейшей составляющей духовной жизни человека и общества, пришел к следующему заключению: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Какой смысл вложил поэт в слово «учитель»?
17.Какой, по-вашему, смысл вложен в следующие русские народные пословицы и поговорки?
• Ученый водит, неученый следом ходит.
• Век живи - век учись.
• Ученого учить - только портить.
• Ученье -свет, а неученье- тьма.
• Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.
• Не сади дерева корнем кверху.
18. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться - ради знаний илиради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики.
С е р г е й. Мне лично все равно, что я получу по математике, истории или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «четверок» и «пятерок».
Т а н я. При чем здесь родители? Просто самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя.
А л е к с е й. А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своим умом жить, со своими знаниями. А оценки и случайными могут быть -мало ли какое настроение сегодня у учителя!
Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему?
19. В нашей истории были времена, когда за убеждения и веру люди шли в тюрьмы и на казнь. А не так давно пришло другое время, когда некоторые стали ходить в храм не по вере, а отдавая дань моде. Одни верующие считают такое поведение кощунственным, другие рассматривают его как убогое и позорное. А как думаете вы?
24.В истории России часто рядом стоят имена государственных и духовных деятелей. Например, имя князя Дмитрия Донского и выдающегося духовного деятеля, мыслителя Сергия Радонежского, благословившего русских воинов на Куликовскую битву. Это свидетельствует о серьезном участии русского духовенства в политической истории страны. Подберите другие примеры, исторические и современные, иллюстрирующие это явление. Чем его можно объяснить?
Анализ текста
Луч света падает на спелую вишню. Он отражается по законам оптики и попадает в глаз человека. Энергия и частота колебаний световых волн зависят от физико-химического строения предмета. Поэтому отраженные волны, м о ж н о сказать, несут и н ф о р м а ц и ю о форме, величине предмета. Свет, попадая в наш глаз, претерпевает ряд серьезных преобразований. Они, в свою очередь, порождают определенные биоэлектрические импульсы, идущие по зрительному нерву в мозг. В зрительном центре мозга происходят соответствующие физико-химические изменения клеток, которые воспринимаются нами как цвет, ф о р м а или размер видимого объекта.
При этом между зрительным образом на сетчатке глаза и его восприятием в мозгу нет т о ч н о г о с о в п а д е н и я. Это п р о и с х о д и т потому, что мозг на основании ранее накопленных знаний, полученного опыта корректируетчувственное восприятие. Известно, что одни и те же предметы воспринимаются по-разному людьми с неодинаковым личным социокультурным и производственным опытом. Так. экспериментально доказано, что верхолазы и обычные пешеходы, находясь на большой высоте, по-разному определяют р а з м е р ы находящихся внизу предметов. М а л е н ь к и е дети учатся определять расстояние до предмета, его размеры, расположение и ф о р м у на опыте, в практической деятельности. В результате такой деятельности координируются зрительные, звуковые восприятия в мозгу. В системе памяти как бы откладываются, записываются определенные стандарты и правила, корректирующие наше восприятие. Они меняются исторически в зависимости от социального и культурного опыта, личной практики.