Ведущая профессиональная направленность формируется на основе биологической склонности, интересов и свойств личности. Изменения направленности на какой-либо вид деятельности, смена приоритетов обусловлены социальными факторами (воспитанием, общественными ценностями, востребованностью). Ориентироваться можно на следующие группы профессий:
Гуманитарная – работа направлена на социальные группы, сообщества, отдельных людей различного возраста; важно обладать способностью к контактам, выдержкой, спокойным доброжелательным отношением, развитыми речевыми способностями. Примеры профессии: менеджер, бригадир, врач, педагог и др.
Техническая – работа с различными видами техники; нужно развивать наглядно-образное мышление, умение работать с чертежами и собирать механизмы, иметь хорошие двигательные навыки. Примеры профессий: инженер, проектировщик, наладчик аппаратуры, сварщик, электрик и др.
Знаковая – работа с языками, цифрами, символами, формулами; необходима усидчивость, способность к абстрактному мышлению, к сохранению длительного и устойчивого внимания. Примеры профессий: экономист, программист, бухгалтер, переводчик и др.
|
|
Эстетическая – художественное отображение действительности, искусство. Требования: богатое и яркое воображение, художественный вкус, эстетическое восприятие. Примеры профессий: модельер, архитектор, стилист, дизайнер, визажист и др.
Биологическая – работа с природными явлениями, биологическими видами. Необходимые качества: наблюдательность, выносливость, знание общей и прикладной биологии, терпение, заботливость. Примеры профессий: кинолог, коневод, зоотехник, лесник, озеленитель и др.
Профессиональную диагностику у специалиста целесообразно проводить в 14-15 лет – для выбора профиля образования и в 16-17 лет – для окончательного выбора профессии.
Шаги, которые может предпринять родитель, чтобы помочь ребенку в выборе профессии:
- Обратить внимание на преобладающие интересы:
· Какие школьные предметы являются любимыми, а какие отвергаются и по каким причинам;
· Проявляется ли какой-либо интерес к конкретной профессии(например, к профессии одного из родителей)
· Какую литературу предпочитает, какие сайты посещает и т.д.
- Важным фактором выбора профессии являются также способности:
· Какие способности проявляются в быту, в играх, в учебной деятельности;
· Развивают ли свои способности и как (тренирует память, физическую подготовку, углубляет какие-то знания, навыки);
· Совпадают ли интересы со способностями (полностью, частично, совсем не совпадают)
- Родители также могут выявить личные особенности:
· Какие качества преобладают в структуре характера;
|
|
· Какие качества необходимы для интересующей профессии;
· Занимается ли самовоспитанием и что старается развивать;
· Какие качества, по мнению самого подростка, у него выражены наиболее ярко.
- Следует периодически выяснять профессиональные намерения подростка (могут быть не окончательными до 17-18 лет):
· Чем собирается заниматься после 9-ого класса;
· Знает ли о требованиях избираемой профессии;
· Что знает о содержании профессии, об условиях работы, учебы;
· Уверен ли в своих силах и в осуществлении профессиональных планов;
· Что может помешать этим планам и есть ли запасные варианты;
· Как представляет перспективы своей профессиональной деятельности.
Ошибки при выборе профессии:
- Стереотипы.
- Мнения о престижности профессии.
- Выбор под влиянием товарищей – «за компанию».
- Перенос отношения к преподавателю на саму профессию.
- Увлечение внешней атрибутикой.
- Отождествление школьного предмета с профессией.
- Неспособность разобраться в своих личных качествах.
- Неправильная оценка своих физических возможностей.