Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления России

Компьютерная техника и средства связи прочно вошли в современную жизнь, и удивление вызывает не их наличие, а, скорее, недостаток или неэффективное использование. С точки зрения оснащения средствами информационно-коммуникационных технологий, российским предприятиям и гражданам еще далеко до ведущих стран Европы и США, но разрыв уверенно сокращается. А вот ситуация с освоением государством информационных технологий все больше беспокоит общество. Дело в том, что грамотное использование информационных технологий – самый быстрый и экономичный способ повысить отдачу любой организации. В государственном учреждении компьютеры с соответствующим программным обеспечением позволяют:

· повысить качество подготовки документов;

· укрепить исполнительскую дисциплину;

· навести порядок в делопроизводстве;

· ускорить обмен информацией между учреждениями;

· упростить процедуры принятие решений;

· сократить число ошибок и злоупотреблений при работе с гражданами и предприятиями;

· поднять авторитет государственных институтов в глазах общества;

· упрочить позиции государства на международной арене.

Служащий, вооруженный современными информационными технологиями, выполняет многие типичные операции в десятки (например, при оформлении или выдаче документов) и даже в сотни (при поиске необходимых материалов) раз быстрее, чем с помощью традиционных «бумажных» методов. Повсеместное внедрение на рабочих местах персональных компьютеров с офисными программными приложениями на базе Microsoft Office (и прежде всего, Microsoft Word, Excel и Outlook) позволяет повысить общую производительность типичного учреждения (измеряемую, например, в числе обработанных обращений граждан) в несколько раз. Развертывание в масштабе всей организации современных решений, построенных на основе серверов Microsoft.NET Enterprise Servers поднимает ее производительность еще в несколько раз, обеспечивая, при интенсивном и правильно организованном использовании, окупаемость уже в первый год эксплуатации.

Можно временно отложить внедрение информационных технологий ценой увеличения государственного аппарата, снижения уровня оплаты труда в государственном секторе, ухудшения условий размещения государственных учреждений. Но в современном мире это будет способствовать низкой эффективности государственного и муниципального управления, нанесет существенный ущерб репутации и интересам государства.

В отличие от информационных систем предыдущих поколений современные решения отличаются стройностью своей архитектуры, возможностью реализации реальных процедур делопроизводства, удобством интерфейсов.

Архитектура ИТ-системы министерства, ведомства или подчиненного им учреждения теперь обычно включает портал, предоставляющий сотрудникам удобный доступ строго к той информации и возможность исполнения строго тех функций, которые определены их должностными обязанностями. Портал обеспечивает «доставку» прямо на рабочие места сотрудников входящих документов, данных из подведомственных учреждений, новостей из различных источников, распоряжений руководства и пр. Взаимодействуя с серверами почты и коллективной работы, а также c серверами управления базами данных, портал позволяет контролировать график исполнения работ, назначать совещания, обмениваться электронной почтой, обрабатывать структурированную информацию (показатели производства, данные об уплате налогов, сведения о регистрации транспортных средств и многое другое). За корректностью перемещения документов между органами управления, а также между ними и гражданами и организациями «следит» сервер маршрутизации и документооборота. Среди прочего, он «умеет» преобразовывать форматы документов, исторически принятые в разных организациях и, иногда, даже в разных странах.

Документы готовятся в стандартных офисных приложениях – текстовом редакторе или электронной таблице, а портал обеспечивает для них:

· контроль версий;

· сбор и согласование замечаний;

· визирование и утверждение;

· публикацию (размещение в официальных источниках либо доведение до заинтересованных лиц);

· надежное архивирование и быстрый поиск.

Кроме того, механизм категоризации автоматически анализирует документы в указанных папках и архивах и размещает их в наиболее походящих рубриках. Сотрудник получает уведомления о распоряжениях руководства, о необходимости исполнения поручений и согласовании документов, ходе исполнения поручений подчиненными, изменениях в рубриках и документах, на которые он подписан.

Операции делопроизводства реализуются просто и наглядно. Например, чтобы инициировать процесс визирования документа, уполномоченному исполнителю достаточно поместить его в специальную папку, которая «сама выполнит» все необходимые по регламенту действия – уведомит визирующих и проследит за результатом (завизирован ли документ или нужно ли его вернуть на доработку).

Естественно, в случаях, предусмотренных законом, подзаконными актами и/или служебными инструкциями, документы могут быть скрыты от читателей, не имеющих необходимых полномочий, надежно зашифрованы для пересылки и подписаны цифровой подписью для удостоверения подлинности.

Многие проблемы, по традиции считающиеся трудно преодолимыми препятствиями на пути внедрения современных ИТ-решений (решения на базе информационных технологий) в государственных органах, таковыми уже не являются. В первую очередь это относится к преувеличенным оценкам сложности, стоимости и сроков внедрения. Такие оценки в значительной мере основываются на негативном опыте 70-80-х годов, когда информационные системы строились на базе дорогостоящих и сложных в эксплуатации мэйнфреймов, а исполнение проектов поручалось государственным научно-исследовательским институтам, заинтересованным не в результате, а в «освоении бюджета».

Иногда высказываются также опасения, что информационные системы уязвимы для хакеров. Однако, как показывает практика, большинство инцидентов, имеющих место в органах государственного управления, связаны с ошибками в организации труда или подбора кадров. Их частота существенно снижается после внедрения современных ИТ-решений. Кроме того, именно государство, которое своевременно осваивает самые передовые информационные технологии, не только само успешно противостоит хакерам и другим угрозам, но и защищает от них своих граждан.

Вопреки распространенному мнению, государственные учреждения достаточно хорошо подготовлены к внедрению современных информационных систем. Этот процесс облегчается наличием нормативной базы, регулирующей их деятельность, и инструкций по делопроизводству, а также опытных специалистов по организации труда. Впрочем, с использованием информационных технологий многие деловые процессы можно и нужно организовать новым, более эффективным образом.

Основные объективные проблемы, которые необходимо решить в процессе внедрения современных ИТ-решений в органах государственного управления, являются, по существу, организационными:

· повышение компьютерной грамотности широкого круга служащих;

· блокирование каналов и способов некорректного использования в личных целях

· устранение пробелов в организации работы государственных органов;

· тщательное планирование и контроль развертывания и эксплуатации ИТ-решения;

· правильный выбор исполнителя проекта автоматизации, а также оптимальных аппаратной и программной платформ.

В результате успешного перехода к использованию современных информационных технологий государственная власть экономит бюджет, привлекает на государственную службу лучшие кадры, повышает эффективность исполнения своих функций, укрепляет стабильность в обществе, расширяет базу дальнейшего прогресса России.

Реализация такой задачи Федеральной целевой программы «Электронная Россия», как «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение многих задач – это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в будущем.

До последнего времени сама жизнь вынуждала министерства и ведомства ускоренно реализовывать собственные программы внедрения информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате и многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных целях, но таких энтузиастов – единицы в каждом ведомстве, в то время как для полноценного обслуживания министерского или ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек.

При этом даже наиболее «продвинутые» в области использования информационных технологий ведомства стараются решать только свои собственные задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с раскрытием информации для населения и бизнеса, с организацией онлайнового взаимодействия правительственных учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной.

Еще одной важной частью управления взаимодействием правительства с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики будут передавать в электронной форме персональные данные о своих доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и нормативном уровне, оно гарантирует полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована.

Решая проблемы защиты информации, большинство государственных организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых субъектах федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Кроме того, большое значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, которая бы работала с некоторым опережением. Первый опыт внедрения информационных технологий в систему образования в середине 1980-х годов говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования информационных технологий.

Эффективное внедрение современных информационных технологий в органах власти и управления, создание единого информационного пространства как для отдельного региона, так и для всей страны в целом не может не предполагать единого стандарта программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим централизованный подход, который может быть реализован только в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации президента, представителей президента в округах и других властных структурах. В целом, к 2010 году доля электронного документооборота должна будет составить 65%.

Информационные и коммуникационные технологии, используемые местными и региональными органами власти, должны обеспечивать следующее:

· создание «электронного правительства» (совершенствование внутренних процессов и оказание услуг более высокого качества, в том числе предоставляемых через Интернет);

· способность быстро адаптироваться к изменяющимся правилам работы, требованиям к деятельности и управлению;

· необходимость создания новых функциональных возможностей, увеличивающих отдачу от вложений в информационные и коммуникационные технологии;

· необходимость перехода от ориентации на интересы собственной деятельности на ориентацию на интересы пользователя (гражданина/организации/посредника).

Проблемы в области информационных и коммуникационных технологий, которые необходимо решить, чтобы обеспечить реализацию поставленных целей, состоят в следующем:

· возможность объединения систем в рамках всей организации;

· существующие системы не предназначены для совместной работы;

· безопасность имеет первостепенное значение, поэтому необходимой является разработка всеобщего плана по обеспечению безопасности во всей организации (например, общая процедура проверки подлинности и авторизации);

· интеграция может оказаться дорогостоящим, требующим много времени и усилий мероприятием;

· возможность быстро и эффективно адаптироваться к изменению стратегических целей и организационных структур;

· создание новых функциональных возможностей на базе существующих систем с минимальными вложениями.

Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к потере информационного суверенитета страны. Решение данной проблемы невозможно без соответствующего уровня информатизации.

Распространение информационных технологий в России требует значительного усиления регулирующего воздействия государства на процессы информатизации.

Принципиально важным является более широкое использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе экономики и органах управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: