double arrow

Актуальность использования информационных технологий в органах государственной власти

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти призвана обеспечить повышение эффективности их деятельности на основе использования государственных информационных систем. Кроме того, в результате реализации названной государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий в рамках «электронного правительства».

Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003 – 2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетными задачами развития государственного управления на 2003 год назывались радикальное сокращение функций, осуществляемых государственными органами, и формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.

Проведенный анализ и классификация функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, показывает, что в рамках работы Правительственной комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными – 1468, дублирующими – 263, требующими изменения – 868. Приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.

Для достижения этой цели разрабатываются организационные и правовые механизмы создания и ведения системы порталов государственных услуг, обеспечивающих свободный доступ пользователям информационно-телекоммуникационной сети Интернет к систематизированной информации о государственных услугах, а также механизмы, обеспечивающие эффективное электронное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.

По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. По ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за последний год Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место. Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга. По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией “Транспэренси Интернэшнл”, в 2004 году Россия среди 146 стран занимала 90-е место, а в 2014 году – 136 место. И хотя в 2015 году Россия в этом индексе заняла более высокое 119 место, это место всё равно существенно ниже всех развитых и многих развивающихся стран мира.

В современной России система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. При таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 процента вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1 процент и сокращением инфляции на 0,46 процента (52). Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом “Общественное мнение” в 2004 году в 7 субъектах Российской Федерации, свидетельствовали об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 процента опрошенных), и к настоящему периоду ситуация не изменилась существенно в лучшую сторону. Более 76 процентов опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса.

В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию. По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Такая характеристика современного состояния сферы государственного управления дана в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг.. Поэтому государством принято решение реформировать административную систему с целью значительного повышения эффективности государственного управления и кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти на основе перехода на массовое использование информационных коммуникативных технологий (ИКТ).

В связи с этим разработаны концептуальные официальные документы, в которых определены основные положения государственной политики в области информатизации органов государственной власти в Российской Федерации:

· Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р);

· Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и план мероприятий по ее реализации (распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 N 1244-р, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219);

· Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации № 632-р от 06 мая 2008 г.;

· Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 516-р;

· Концепция создания единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы управления (сокращенное наименование системы – ГАС «Управление»), одобрена протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 июня 2009 г. № 90;

· Концепция региональной информатизации, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р.

В названных концептуальных документах сформулированы базовые положения государственной политики в области совершенствования деятельности органов государственной власти и повышения ее эффективности на основе использования автоматизированных систем и информационных коммуникационных технологий: цели и задачи, принципы и основные направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: