Политические и государственные проблемы

Первая группа государственных проблем охватывает сложные и в то же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит процесс создания в России электронного правительства. Следует, однако, ожидать, что ситуация с формированием электронного правительства в России в ближайшей перспективе может существенно измениться, поскольку в выполняемой федеральной целевой программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» этим вопросам уделяется большое внимание.

Ещё в соответствии с предыдущей государственной программой «Электронная Россия 2002-2010 годы» была проведена инвентаризация и создана система мониторинга информационных и статистических баз данных, находящихся в собственности органов государственной власти. Были разработаны и реализованы регламенты свободного доступа к базам данных экономической, торговой, промышленной, внешнеэкономической и иной государственной статистики, а также разработана система единых стандартов и протоколов обмена информацией. В ходе реализации государственной программы «Электронная Россия 2002-2010 годы» выполнялись мероприятия, направленные на создание системы информационного обеспечения органов государственной власти, осуществлялся переход к открытому доступу находящихся в собственности государства баз данных, не являющихся предметом государственной или коммерческой тайны и не нарушающих прав граждан на защиту персональной информации. Также был начат переход органов власти на электронный документооборот федеральными органами власти и значительной части органов власти на региональном и муниципальном уровнях. К сожалению, ни открытый доступ к таким базам данных, ни электронный документооборот не внедрены полностью в нашей стране до настоящего периода.

Для реального продвижения в создании «электронного правительства» и решения политических проблем в нашей стране необходимо осуществить целый ряд серьезных мероприятий. В частности, формированию «электронного правительства» должна предшествовать подготовительная работа, решающая такие задачи, как оценка готовности и потребности населения в услугах электронного правительства, определение достижимых целей по структуре предоставляемых населению услуг и по обеспечению преимуществ для обеих участвующих сторон, определение принципов и механизмов финансирования перехода на электронное правительство, выбор альтернативных источников финансирования и ряд других задач. Большое значение имеют инвестиции в создание информационных инфраструктур, оборудования, в развитие сервиса и услуг. При этом известно, что практически во всех развитых и во многих развивающихся странах основные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии идут со стороны частного сектора. А в современной России таких частных инвестиций в развитие информатизации государства и общества явно недостаточно, поскольку они оцениваются частным бизнесом как рискованные и не приносящие существенных прибылей.

Даже в странах Центральной и Восточной Европы, которые практически одновременно с Россией начали движение в сторону рыночной экономики, вопросы инвестиций находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего созданы специальные полномочные органы власти или структуры, подотчетные правительствам. Поэтому главная задача российского правительства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объема инвестиций.

К группе политических проблем следует отнести проблемы разработки стратегии и основных принципов государственной политики в сфере формирования «электронного правительства». Накопленный развитыми странами опыт позволил сформулировать ряд ключевых принципов для онлайнового распространения и обсуждения общественно значимой информации правительствами, гражданами и другими членами общества.

Основное содержание этих принципов можно сформулировать следующим образом:

· демократическое обсуждение любой правительственной или общественной инициативы достигает наибольшей эффективности только при условии, когда оно проводится в рамках и под эгидой общественно нейтральной и полностью независимой по отношению к обсуждаемой инициативе сторонней организации;

· предоставление каждому члену общества правительственной или иной необходимой ему общественной информации и возможность реально обсуждать проблемы, являющиеся жизненно важными для граждан, должны рассматриваться как сфера общественного обслуживания, причем контроль и управление этой службой не должны находиться в руках правительства;

· стремление к открытости является серьезным шагом для повышения эффективности деятельности правительства, особенно, если такая открытость подкрепляется реальными актами, демонстрирующими влияние предложений, идей и опыта граждан на законодательные решения;

· вне зависимости от уровня доступа правительство должно предоставлять своим гражданам и иным членам общества два типа информации; к первому типу относится информация, необходимая для улучшения качества жизни всех граждан общества, и она должна предоставляться правительством свободно и бесплатно; второй тип информации, обеспечивающий специфические потребности отдельных граждан или организаций, может предоставляться за плату.

По современным представлениям об организации государственного управления оно должно включать определённый уровень участия граждан в процессе принятия решений. Обеспечению этого гражданского участия в государственном управлении должны способствовать элементы электронной и представительской демократии, построенные на определенных базовых принципах. Эти принципы предполагают, что граждане принимают участие в определении базовых ценностей и формировании целей государственного управления, а также в создании совместного кодекса поведения граждан и государства посредством интерактивного диалога с правительством. Те же процессы, по возможности, должны происходить и на уровне муниципального управления, наиболее существенными препятствиями расширения гражданского участия в управлении на этом уровне являются финансовые, бюджетные ограничения.

Эти принципы предполагают активное воздействие граждан на процессы принятия решений в государственном управлении вместо прежнего пассивного созерцания. Каждый гражданин может принять участие в определении формулировок и приоритетов решений проблем национального и местного уровня и в их экспертизе. Наконец, весь накопленный опыт, а также прогнозы перспективных потребностей граждан должны регулярно анализироваться с позиций совершенствования технологий интерактивного взаимодействия с властями и расширения сферы их последующего распространения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: