Эффективность стратегии «электронного правительства» определяется достижением баланса между предоставляемым сервисом для граждан, экономическими факторами, в частности, демонстрируемой эффективностью и полезностью деятельности, и получаемой политической отдачей. Достижение полезности взаимодействия с «электронным правительством» для граждан является следствием трансформации существующих процессов и расширения сферы действий правительства. Основные усилия по трансформации должны направляться на устранение недостаточной гибкости в управлении потоками трудоспособной рабочей силы и в регулирующих ограничениях.
Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между политической пользой и требованием политической отдачи. В зависимости от стоимости или пользы, которая приносится гражданам, политическая отдача является реальным фактором, который будет либо продвигать инициативы электронного правительства, либо препятствовать им.
|
|
Достижение самого высокого уровня баланса, когда политическая отдача обеспечивает стабильность и полный консенсус в обществе, когда эффективность деятельности приносит максимум дополнительных выгод и когда предоставляемые услуги сопровождаются самым высоким уровнем обслуживания, характеризует стратегию «электронного правительства» как наиболее успешную и рациональную. В числе основных действий, позволяющих реализовать успешную стратегию, важное место занимают такие мероприятия, как анализ имеющегося опыта и допущенных ошибок; использование пилотных стратегий и эксперименты с новыми финансовыми или кадровыми моделями; привлечение специалистов по ИТ к принятию политических решений; принятие во всех сферах жестких программ с ясными прогнозируемыми целями.
Технологии и сервисы «электронного правительства» должны разрабатываться, внедряться и использоваться в соответствии с ясными и четко предсказуемыми выгодами для граждан, понятной для них и органов власти эффективности в социальной сфере, экономике, государственном управлении и сфере политики. В противном случае весьма высока вероятность того, что технологии и сервисы «электронного правительства» не оправдают ожиданий, и соответствующие работы будут провалены.
Поэтому, как и в большинстве других стран, среди проблем, встающих на пути реализации «электронного правительства» в России, можно выделить, по крайней мере, три приоритетные группы: политические, социально-экономические и технические проблемы.