Посмотри на картинку и расскажи, что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу
Покажи левую руку, правое ушко у себя
Покажи правую ногу у куклы.
В какой руке девочка держит шар?
На какой ноге стоит девочка?
Предлоги в, на, под, над, перед, за, между, около, рядом.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием даже после обучения | 1 балл | |||
Выполняет лишь часть отдельных заданий, используя помощь взрослого | 2 балла | |||
Выполняет все задания с помощью взрослого (словесно-направляющая, обучающая); перенос на другого не осуществляет | 3 балла | |||
Ребенок различает правую и левую руку, Легко и спокойно ориентируется в пространстве. | 4 балла |
3-4 – утро-вечер, день-ночь
4-5 лет – различение, последовательность частей суток, вчера, сегодня, завтра
5-6 лет – называние дней недели, месяц
Предлагаются картинки времен года.
§ Это какое время года? (зима) А это? (лето). Где весна? Где осень?
§ Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
§ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
§ Когда можно купаться в реке? Почему?
6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года
§ Сколько времен года ты знаешь? Какое сейчас время года?
§ Какое время года наступит после осени? После зимы? После весны? После лета?
§ Чем отличается осень и лето? Чем они похожи?
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не может самостоятельно ориентироваться во времени. | 1 балл | |||
Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого. | 2 балла | |||
Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого. | 3 балла | |||
У ребенка сформированы представления | 4 балла |
ПАМЯТЬ
Инструкция ребенку: Расскажи стихотворение, какое помнишь
ПАМЯТЬ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием | 1 балл | |||
Вспоминает лишь отдельные строки стихотворения | 2 балла | |||
Рассказывает стихотворение с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок правильно рассказывает стихотворение, использует средства выразительности (темп, интонация и др.) | 4 балла |
Слуховая память
Инструкция ребенку: Запомни слова, которые я тебе скажу.
Запомнить и воспроизвести-повторить 10 слов (с 5 лет) в любом порядке;
6 слов (с 4 лет); 4 слова (с 3 лет); повтор 1-5 раз.
Начало года:
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |
1 | |||||||||||
2 |
Конец года
год | слон | мяч | мыло | соль | дом | рука | пол | весна | сын | привнесения | |
1 | |||||||||||
2 |
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не справляется с заданием | 1 балл | |||
Вспоминает лишь отдельные слова, есть привнесения, до возрастной нормы не доходит | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями, есть привнесения, возрастную норму выполняет | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
Зрительная память
Инструкция ребенку: Посмотри картинки, назови, (запомни их порядок), закрой глаза (2-3 сек) – порядок картинок в это время меняется или убирается одна из картинок. (5 лет – 3-5 шт.; 6 лет до 7 шт.) Что изменилось? Чего не стало?
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок с заданием не справляется | 1 балл | |||
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
МЫШЛЕНИЕ
Наглядно-действенное
«Пирамидка» 4 кольца
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок с заданием не справляется | 1 балл | |||
Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции | 2 балла | |||
Выполняет задание с некоторыми неточностями | 3 балла | |||
Ребенок безошибочно выполняет задание | 4 балла |
Наглядно-образное (из целостного восприятия данные)
«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»
Словесно-логическое
«Классификация» (на основе методики Г.А. Урунтаевой – детям предлагается набор из 40 предметных картинок (8 групп по 5): 4 года (6 групп) 5 лет (7 групп) 6 лет (8 групп)
«Четвёртый лишний» Исключение 4-й лишней картинки
5 лет. Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет? Почему?
6 лет Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.
«Последовательность событий» у меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка-это начало рассказа, есть продолжение и окончание. Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. Расскажи, какой рассказ ты придумал.
· 5 лет _ Серия картин из 2 – 3 частей.
Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось. (правильность установления последовательности картинок, умение их объяснять.
· 6 лет Серия картин “Кораблик”
Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
«Загадки» 6 лет
КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличия конкретных объектов. | 1 балл | |||
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами. | 2 балла | |||
Ребёнок устанавливает последовательность событий, процессов. При работе ребенок действует целенаправленно. | 3 балла | |||
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их. | 4 балла |
ВНИМАНИЕ
ВНИМАНИЕ (Устойчивость внимания) | количество баллов | начало учебного года | середина учебного года | конец учебного года |
Ребенок не способен к сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается. | 1 балл | |||
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное. | 2 балла | |||
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок способен к сосредоточению внимания на предмете | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Концентрация внимания) | ||||
Ребенок не способен к концентрации внимания. | 1 балл | |||
Внимание поверхностное, низкая концентрация. | 2 балла | |||
Внимание достаточно стойкое. Ребенок способен к концентрации внимания. | 3 балла | |||
ВНИМАНИЕ (Переключаемость внимания) | ||||
Переключаемость внимания затруднена. | 1 балл | |||
Замедленная переключаемость внимания. | 2 балла | |||
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой. | 3 балла |