Разенкова Ю.А.
1. Дата обследования
2. Возраст ребенка
3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза
4. Состояние слуха (по заключению специалиста)
5. Состояние зрения (по заключению специалиста)
6. Данные наблюдения и обследования
6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа
6.2. Лицо:
наличие стигм дизэмбриогенеза
непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)
произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):
умение поднять брови;
умение нахмурить брови;
умение улыбнуться;
умение надуть щеки.
Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры - наличие пареза, паралича.
Мимика лица:
Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом
Нос – строение:
6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4. Артикуляционный аппарат:
Верхняя челюсть - строение:
Нижняя челюсть - строение
|
|
Аномалии строения
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):
Произвольные движения (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
- умение открыть рот;
- умение закрыть рот;
- умение закусить нижнюю губу;
- умение закусить верхнюю губу.
Оцениваются:
координированность движений;
объем движений;
удержание позы;
переход от движения к движению;
другие особенности движений.
Тонус мышц нижней челюсти
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
Губы:
Cтроение:
аномалии строения
положение губ в покое:
непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры):
Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
- "поцелуй";
- "улыбка";
- "трубочка-улыбка" (с 2,5 года).
Оцениваются:
координированность движений;
объем движений;
удержание позы;
переход от движения к движению.
Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
Насильственные движения в мышцах губ:
Язык:
строение:
аномалии строения
наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка
положение языка в покое:
непроизвольные движения языка:
произвольные движения языка (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):
- высовывание языка;
- убирание его назад;
- поднимание на верхнюю губу;
- высовывание на нижнюю губу;
- "часики";
- пощелкивание языком.
Оцениваются:
координированность движений;
объем движений;
удержание позы;
переход от движения к движению.
|
|
Насильственные движения языка
Подъязычная уздечка:
аномалии строения
мышечный тонус языка:
Твердое небо:
Cтроение:
аномалии строения
Мягкое небо:
строение:
аномалии строения
Наличие пареза:
непроизвольные движения мягкого неба:
произвольные движения мягкого неба (с 2 лет):
- покашливание
наличие саливации:
6.5. Наличие оральных синкинезий
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
Ритм дыхания
6.7. Голосовой аппарат.
Строение:
аномалии строения
Голос (особенности)
Год 1 мес - 1 год 3 мес
6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.
А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:
1. Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: "Где...?" - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.
Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: "Где...?" При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.
Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.
Не понимает названия окружающих предметов.
2. Материал - предметы одежды, обуви.
Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.
Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.
Не находит и не понимает названий окружающих предметов.
Б. Понимание ребенком действий:
Материал - сюжетная игрушка - кукла, тарелка, кроватка.
Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия: "Покорми куклу", "Положи куклу в кроватку".
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить: "Положи спать куклу", "Дай попить кукле".
Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.
Не выполняет действий по просьбе взрослого.