Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни

Разенкова Ю.А.

 

 1. Дата обследования

 2. Возраст ребенка

 3. Данные доречевого, предречевого и речевого анамнеза

 4. Состояние слуха (по заключению специалиста)

 5. Состояние зрения (по заключению специалиста)

 6. Данные наблюдения и обследования

 6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа

 6.2. Лицо:

 наличие стигм дизэмбриогенеза

непроизвольные движения мимической мускулатуры (оцениваются во время разговора, смеха, плача, крика)

произвольные движения мимической мускулатуры (с 2,5 года):

 умение поднять брови;

 умение нахмурить брови;

 умение улыбнуться;

 умение надуть щеки.

 Наличие-отсутствие асимметрии мимической мускулатуры - наличие пареза, паралича.

  Мимика лица:

 Тонус мимических мышц (определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом

  Нос – строение:

6.3. Рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)

6.4. Артикуляционный аппарат:

 Верхняя челюсть - строение:

 Нижняя челюсть - строение

 Аномалии строения

Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - умение открыть рот;

 - умение закрыть рот;

 - умение закусить нижнюю губу;

 - умение закусить верхнюю губу.

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению;

 другие особенности движений.

Тонус мышц нижней челюсти

Соотношение между верхней и нижней челюстью:

 Губы:

Cтроение:

 аномалии строения

положение губ в покое:

непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при речевых реакциях во время бодрствования и игры):

Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - "поцелуй";

 - "улыбка";

 - "трубочка-улыбка" (с 2,5 года).

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению.

Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:

 Насильственные движения в мышцах губ:

Язык:

строение:

 аномалии строения

 наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка

положение языка в покое:

 непроизвольные движения языка:

 произвольные движения языка (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого):

 - высовывание языка;

 - убирание его назад;

 - поднимание на верхнюю губу;

 - высовывание на нижнюю губу;

 - "часики";

 - пощелкивание языком.

 Оцениваются:

 координированность движений;

 объем движений;

 удержание позы;

 переход от движения к движению.

Насильственные движения языка

  Подъязычная уздечка:

 аномалии строения

 мышечный тонус языка:

 Твердое небо:

 Cтроение:

 аномалии строения

 Мягкое небо:

 строение:

 аномалии строения

 Наличие пареза:

 непроизвольные движения мягкого неба:

 произвольные движения мягкого неба (с 2 лет):

 - покашливание

 наличие саливации:

 

6.5. Наличие оральных синкинезий

6.6. Дыхательный аппарат.

 Тип дыхания:

 Ритм дыхания

6.7. Голосовой аппарат.

 Строение:

 аномалии строения

  Голос (особенности)

Год 1 мес - 1 год 3 мес

 

6.8. Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов:

 1. Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: "Где...?" - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: "Где...?" При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

Поведение ребенка: по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки). Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее трех предметов.

 

 Не понимает названия окружающих предметов.

 2. Материал - предметы одежды, обуви.

Методика выявления: ситуация естественная при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти четыре предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит ребенка к шапке, просит найти ее, если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем - к штанишкам. Можно найти с ребенком два предмета из четырех. А затем раскладывает на видных местах предметы и предлагает ребенку найти их.

Поведение ребенка: по слову взрослого сам или с помощью находит не менее трех предметов.

 Не находит и не понимает названий окружающих предметов.

Б. Понимание ребенком действий:

 Материал - сюжетная игрушка - кукла, тарелка, кроватка.

Методика выявления: ситуация естественная. Ребенку предлагается выполнить действия: "Покорми куклу", "Положи куклу в кроватку".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить: "Положи спать куклу", "Дай попить кукле".

Поведение ребенка: выполняет действия по просьбе взрослого, сам или с помощью взрослого.

 Не выполняет действий по просьбе взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: