Д. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес)
Е. Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес)
Ж. Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес)
3. Появляются вопросы: где? куда? (2 года 1 мес - 2 года 6 мес).
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время режимных процессов или самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка: хотя бы раз задает вопрос "где?" или "куда?".
Не появляются вопросы в речи ребенка.
И. Слоговая структура слова.
Употребление двухсложных слов типа "лимон, батон".
К. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки (2 года 6 мес):
Согласные звуки:
Года 7 мес - 3 года
6.8. Понимание речи.
А. Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов.
Понимание предлогов - через", "около", "перед" (3 года).
Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол,стул, горка.
|
|
Методика выявления: ребенку предлагают выполнить поручения
Поведение ребенка: выполняет поручения.
Не выполняет поручения, не понимает предлоги.
Б. Понимание слов с суффиксом увеличительности.
Материал - картинки: ежи большой и маленький, дома большой и маленький, коты большой и маленький.
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит.
В. Понимание префиксальных отношений.
Понимание глаголов с различными приставками.
Методика выявления: ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает, не выполняют поручения.
Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию
Материал - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.
Методика выявления: ребенку предлагают найти необходимую картинку.
Активная речь.
А. Начало употребления сложных придаточных предложений.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка: хотя бы один раз употребляет придаточное предложение.
Образцы сложных придаточных предложений ребенка:
Характер аграмматизма:
Не употребляет сложные придаточные предложения.
Б. Появление вопросов: почему? когда?
Методика выявления: взрослый ведет запись речи ребенка во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20-30 мин.
|
|
Поведение ребенка: хотя бы раз употребляет вопрос "почему?" или "когда?".
В. Усвоение частей речи
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ГЛАГОЛЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
НАРЕЧИЯ
МЕСТОИМЕНИЯ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ
Материал - шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы, стол, стул, горка.
Г. Практическое употребление единственного и множественного числа существительного и связанного с ним прилагательного (3 года).
Материал - тот же, что и в п.В.
Д. Слоговая структура слова: употребление слов со стечением согласных (3 года) типа: "вилка, чашка, ложка, зайка, мишка".
Е. Звуковая сторона слова.
Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.
Гласные звуки:
Согласные звуки:
Мелкая моторика рук.
Строение:
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
Положение кисти рук:
Положение пальцев рук:
Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
· ладонный захват;
· захват нижней третью пальцев рук;
· захват верхней третью пальцев рук;
· захват двумя пальцами большим и указательным;
· захват тремя пальцами.
Согласованность движений рук
Ведущая рука
Материал - изюм и мисочка.
Методика выявления: собирание рассыпанного изюма в мисочку.
Другие особенности мелкой моторики рук:
Речевое заключение:
Задачи (или рекомендации) коррекционной работы с данным ребенком:
Подпись логопеда.
Приложение (11).
Количественная оценка развития детей
Группы развития | |||||
Нормальное развитие или опережение | Отставание в развитии | Развитие, характеризующее пограничное состояние нормы с патологией и патологию | |||
№ | I | II | III | IV | V |
1 | Опережение: а) на 2 эпикризных срока – высокое развитие б) на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие | Отставание на 1 эпикризный срок 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей; 2-я степень – по ½ показателей; 3-я степень – по ¾ или по всем показателям | Отставание на 2 эпикризных срока 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей; 2-я степень – по ½ показателей; 3-я степень – по ¾ или по всем показателям | Отставание на 3 эпикризных срока 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей; 2-я степень – по ½ показателей; 3-я степень – по ¾ или по всем показателям | Отставание на 4-5 и более эпикризных сроков 1-я степень – по ¼ - 1/3 показателей; 2-я степень – по ½ показателей; 3-я степень – по ¾ или по всем показателям |
2 | Опережение: негармоничное, верхнегармоничное развитие (на разное количество эпикризных сроков) | Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть ниже нормы | а) Негармоничное развитие, атипичное – часть показателей выше, часть ниже нормы; б) Нижнегармоничное развитие - отставание по всем или части показателей на разные сроки | Нижнегармоничное развитие - отставание по всем или части показателей на разные сроки | Нижнегармоничное развитие - отставание по всем или части показателей на разные сроки |
3 | Нормальное развитие |
Приложение (12).
Речевая карта
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата рождения: ____________________________________________________
Откуда и когда поступил в учреждение: ________________________________
Анамнез: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Строение артикуляционного аппарата:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доречевое развитие
Крик _____________________________________________________________
Первые звуки ______________________________________________________
Гуление ___________________________________________________________
Лепет _____________________________________________________________
Первые слова ______________________________________________________
Первые фразы _____________________________________________________
Первые зубы _______________________________________________________
Общие движения
Голову держит _____________________________________________________
Сидит ____________________________________________________________
Стоит _____________________________________________________________
Ходит ____________________________________________________________
возраст | 1г3м | 1г6м | 1г9м | 2г | 2г6м | 3г | 3г6м | 4г | |||
1г3м Понимание названий окружающих предметов |
| ||||||||||
1г3м Понимание действий |
| ||||||||||
1г3м Ориентировка в группе (по слову) |
| ||||||||||
1г6м Обобщение в конфликтной ситуации |
| ||||||||||
1г9м Понимание рассказа с опорой |
| ||||||||||
2г Понимание рассказа без опорой |
| ||||||||||
2г6м Понимание обращенной речи |
| ||||||||||
Предметы игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка); |
| ||||||||||
посуда (чашка, тарелка, ложка); | |||||||||||
одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка); |
| ||||||||||
мебель (стол, стул, шкаф, кровать); |
| ||||||||||
части тела (голова, руки, ноги, шея); |
| ||||||||||
части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб); |
| ||||||||||
домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корона); |
| ||||||||||
транспорт (машина, автобус, поезд, самолет); |
| ||||||||||
фрукты (яблоко, апельсин, слива); |
| ||||||||||
овощи (морковь, огурец, помидор); |
| ||||||||||
части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы); |
| ||||||||||
действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить); |
| ||||||||||
прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, | |||||||||||
зеленый, сладкий, кислый); |
| ||||||||||
наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло). |
| ||||||||||
Предлоги 1г6м в, на | |||||||||||
1г9м под | |||||||||||
2г у, с | |||||||||||
2г6м за, по, до, над | |||||||||||
3г через, около, перед | |||||||||||
1г9м Ед. мн ч. существительных | |||||||||||
2г Ед. мн ч. глаголов | |||||||||||
2г6м Ед. мн ч. прилагательных | |||||||||||
1г9м Возвратные глаголы | |||||||||||
Суффиксы 1г9м уменьшительности | |||||||||||
3г увеличительности | |||||||||||
2г6м Времена глаголов | |||||||||||
3г Глаголы с приставками |
возраст | 1г3м | 1г6м | 1г9м | 2г | 2г6м | 3г | 3г6м | 4г | |
1г3м Лепет и отдельные облегченные слова |
| ||||||||
1г3м Лепет и отдельные облегченные слова |
| ||||||||
1г6м Облегченные и правильно произносимые слова |
| ||||||||
1г9м Двухсловные предложения |
| ||||||||
2г Трехсловные предложения |
| ||||||||
2г6м многословные предложения |
| ||||||||
3г сложные придаточные предложения |
| ||||||||
Падежи 2г Употребление винительного падежа |
| ||||||||
2г Употребление именительного падежа множественного числа сущ. с [ы], [и] | |||||||||
2г Употребление предложного падежа | |||||||||
2г Употребление слов с суффиксом уменьшительности |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление родительного падежа |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление дательного падежа |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление творительного падежа |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление единственного и множественного числа существительного |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление возвратных глаголов |
| ||||||||
2 г 6 м Употребление единственного и множественного числа глагола |
| ||||||||
Вопросы: 2 г 6 м где? куда? |
| ||||||||
3г почему? Где? |
| ||||||||
Слоговая структура 1г9м Употребление двухсложных слов папа, мама, баба |
| ||||||||
1г9м Употребление односложных слов дом, вот, мяч, там | |||||||||
2г Употребление трехсложных слов без стечения согласных машина, малина, собака, молоко |
| ||||||||
2г6м Употребление двухсложных слов типа лимон, батон |
| ||||||||
3г Употребление слов со стечением согласных вилка, чашка, ложка, зайка, мишка | |||||||||
Звуковая сторона слова 1,3 м-18ма, о, у, и, м, п, б, к, г, д', т', н', л', с' | |||||||||
1,8м-1,10мх, п, й, | |||||||||
1,10м – 2,1мн, т, д | |||||||||
2,1м-2,3мс, л, ы, в, р, з | |||||||||
2,3м – 3гч, ш, ж, щ, ц |