Методика выявления: ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: "Покажи, где у нас рыбки", "Найди, где часы", "Иди мыть руки".
Поведение ребенка: выполняет не менее трех поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все три задачи. Не ориентируется в группе.
6.10. Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Методика выявления: ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.
Помощь ребенку: если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: "Посмотри, вот кукла - ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!" После показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.
Поведение ребенка: разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами ("дай, бах, ав-ав, ляля")
|
|
Употребляемые лепетные и облегченные слова:
Не лепечет, не пользуется облегченными словами
Год 4 мес-1 год 6 мес
Понимание речи.
А. Обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной" ситуации):
1.Материал - два однородных предмета, отличные друг от друга по какому-либо признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет - кукла.
Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладывают предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка белая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем - другую, потом - собаку, куклу. После этого предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.
2. Материал - ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.
Методика выявления - та же, что и в первой ситуации.
Поведение ребенка: находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).
Не обобщает предметы по существенным признакам в понимании речи.
Б. Понимание предлогов и предложно - падежных категорий: понимание предлогов "в", "на"
Материал - коробка с крышкой, кубик.
Методика выявления: ребенка просят спрятать кубик, положить кубик на коробку, на стол и т.д.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения взрослого.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручения.
Слуховое внимание и фонематический слух: различает неречевые звуки (1 год 6мес).
|
|
Материал - набор игрушек: ширма, два бубна, два колокольчика, четыре деревянные ложки.
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, что звучит".
Поведение ребенка: правильно выбирает игрушки по их звучанию.
6.10. Активная речь: cловами, облегченными (например, "би-би") и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.
Материал - четыре предмета (кукла, зайчик, петушок, котенок), мешочек или коробка, из которой они вынимаются.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: "Кто это, что это?"
Поведение ребенка: называет предметы правильно, например: заяц, машина, и облегченными словами.
Употребляемые слова
Не пользуется полными простыми словами.
Год 7 мес-1 год 9 мес
Понимание речи.
А. Понимание несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Материал - изображение сюжетных картинок, например: мальчик поит лошадку; дети умываются; дети поливают цветы; дядя чинит машину.
Методика выявления: ситуация естественная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: "Где...?", "Покажи".
Помощь ребенку: если ребенок затрудняется ответить, можно рассмотреть сюжет картин и задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины.
Поведение ребенка: отвечает на вопросы взрослого сразу либо с помощью дополнительных вопросов.
Не понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, не отвечает на вопросы взрослого.
Б. Понимание предложно-падежных конструкций: понимание предложно-падежных конструкций с предлогом "под".
Материал - коробка с крышкой, кубик.
Методика выявления: ребенку предлагают спрятать кубик.
Поведение ребенка: правильно выполняет поручения.
Не понимает предложно-падежных конструкций, не выполняет поручений.
В. Понимание единственного и множественного числа существительного (1 год 9мес).
Материал - картины: стол, столы, машина, машины,мяч,мячи, ложка, ложки, шар, шары.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где стол, а где столы и т.д.
Поведение ребенка: из пяти пар показывает правильно три-четыре пары картинок.
Не показывает, а хаотично перебирает картинки.
Г. Понимание слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола (1 год 9мес)
Материал - картины: кукла моет руки, кукла моется; мальчик катает машину, мальчик катается в машине; девочка одевает, девочка одевается.
Методика выявления: ребенку предлагают показать, где кукла моет, а где моется и т.д.
Поведение ребенка: из трех пар картин правильно показывает две-три пары.
Не показывает, не понимает.
Д. Понимание суффиксальных отношений:
Понимание слов с суффиксом уменьшительности (1 год 9мес).
Материал - картинки: машина большая и маленькая, собака большая и маленькая, мяч большой и маленький, чашка большая и маленькая.
Методика выявления: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где машина, а где машинка, где собака, а где собачка.
Поведение ребенка: находит необходимые картинки.
Не понимает, не находит
Cлуховое внимание и фонематический слух: различение речевых звуков (1 год 9мес).
Материал - набор игрушек: ширма, две собаки, две кошки, два петуха, две коровы.
Методика выявления: ребенку предлагают поиграть в игру "Угадай, кто тебя позвал?".
Поведение ребенка: по звукоподражанию находит необходимые игрушки.
Активная речь.