Специальная оценка условий труда

 

Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) является инструментом для достоверного определения условий труда на рабочих местах, направленным на приведение условий труда на рабочих местах к нормативным требованиям. Проведение СОУТ на рабочих местах в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя.

Проведение СОУТ регулируется федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о          специальной оценке).

На основании положений статьи 216 Трудового кодекса Российской            Федерации Минсоцполитики УР в рамках государственного управления охраной труда на территории Удмуртской Республики осуществляет сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда и формирует банк данных существующих условий труда в Удмуртской Республике (далее – мониторинг).

В Удмуртской Республике в 2019 году по данным ГУ – РО ФСС по УР общее количество рабочих мест составило 398 886.

По данным ФГИС СОУТ по состоянию на 31.12.2019 (за период с 2015 – 2019) в Удмуртской Республике (Рисунок 13, Таблица 8):

- общее количество организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда, составило 11 765 организаций;

- общее количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, составило 312 114;

- общее количество работников, на рабочих местах которых проведена специальная оценка условий труда, составило 444 856 работника.

Рисунок 13 – Количество организаций Удмуртской Республике, в которых проведена специальная оценка условий труда за 2015-2019 годы

 

Мониторинг условий труда показал неоднородность сложившейся          ситуации. В ряде организаций Удмуртской Республике объем проведенной оценки условий труда достигал 80 – 100 %, но есть организации, где данные         работы не выполнены или выполнены в неполном объеме.

 

Таблица 8 – Основные показатели мониторинга условий труда в Удмуртской Республике

(в 2015 - 2019 годы)

 

Показатели мониторинга условий труда 2015* 2016** 2017** 2018** 2019**
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, ед. 31 459 58 555 51 047 92 131 78 922
Количество рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, ед. 23 895 38 190 39 130 72 075 64 730
Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, ед. 7 564 20 356 11 917 20 056 14 192
Количество работников, на рабочих местах которых проведена специальная оценка условий труда, чел. 45 455 95 002 71 143 126 143 105 884
Количество работников, занятых на рабочих местах с оптимальными и допустимыми условиями труда, чел. 30 344 49 547 50 617 90 537 82 130
Количество работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, чел. 15 111 45 455 20 526 37 955 23 754

 

 *Данные по результатам мониторинга результатов проведения специальной оценки условий труда, проводимого Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики;

**Данные ФГИС

 

 

Количество работников, занятых на рабочих местах с оптимальными и          допустимыми условиями труда составило 77,6 % от общего количества работников, на рабочих местах которых проведена СОУТ. Количество работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными производственными факторами составило 22,4 % (Рисунок 14).

Рисунок 14 – Доля рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда в организациях Удмуртской Республики, в %

По результатам СОУТ работникам устанавливаются гарантии и               компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда               (Рисунок 15).

Рисунок 15 – Доля работников, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда от общего числа работников,

на рабочих местах которых проведена СОУТ, %

 

В 2019 году снизилась занятость работников во вредных условиях труда, соответственно снизилась доля работников, имеющих право на получение           гарантий и компенсаций.

По данным Удмуртстата, отмечается снижение доли работников, получающих следующие виды гарантий и компенсаций: дополнительный отпуск (снижение составило 7,7 %), со кращенную продолжительность рабочего времени (снижение составило 1 0,7 %), выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов (снижение составило 2 %) (Таблица 9).

 

Таблица 9 – Доля работников, получающих различные виды компенсаций

(по данным Удмуртстата), %

Наименование гарантий и компенсаций

2015 2016 2017 2018

2019

дополнительный отпуск

23 21,9 20,6 20,7

19,1

повышенная оплата труда

30,1 32,2 32 35

35,8

выдача молока или других равноценных пищевых продуктов

15,1 11,5 11,4 9,9

9,7

досрочное назначение пенсии

13,5 13,6 13,9 13,4

13,7

сокращенный рабочий день

2,7 3,3 2,9 2,8

2,5

лечебно-профилактическое питание

1,1 0,4 0,3 0,3

0,3

 

Доля женщин, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, снизилась на 12,3 % (с 29,3 % до 25,7 %) (Рисунок 16).

Рисунок 16 – Доля женщин, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, (по данным Удмуртстата), %

Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики проводились совещания, семинары, круглые столы по вопросам организации и проведения СОУТ, а также осуществлялось активное взаимодействие с аккредитованными организациями и экспертами на проведение СОУТ.

В 2019 году осуществляли деятельность по проведению СОУТ 8 организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике и аккредитованных на проведение СОУТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: