Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) является инструментом для достоверного определения условий труда на рабочих местах, направленным на приведение условий труда на рабочих местах к нормативным требованиям. Проведение СОУТ на рабочих местах в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя.
Проведение СОУТ регулируется федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке).
На основании положений статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации Минсоцполитики УР в рамках государственного управления охраной труда на территории Удмуртской Республики осуществляет сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда и формирует банк данных существующих условий труда в Удмуртской Республике (далее – мониторинг).
В Удмуртской Республике в 2019 году по данным ГУ – РО ФСС по УР общее количество рабочих мест составило 398 886.
|
|
По данным ФГИС СОУТ по состоянию на 31.12.2019 (за период с 2015 – 2019) в Удмуртской Республике (Рисунок 13, Таблица 8):
- общее количество организаций, в которых проведена специальная оценка условий труда, составило 11 765 организаций;
- общее количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, составило 312 114;
- общее количество работников, на рабочих местах которых проведена специальная оценка условий труда, составило 444 856 работника.
Рисунок 13 – Количество организаций Удмуртской Республике, в которых проведена специальная оценка условий труда за 2015-2019 годы
Мониторинг условий труда показал неоднородность сложившейся ситуации. В ряде организаций Удмуртской Республике объем проведенной оценки условий труда достигал 80 – 100 %, но есть организации, где данные работы не выполнены или выполнены в неполном объеме.
Таблица 8 – Основные показатели мониторинга условий труда в Удмуртской Республике
(в 2015 - 2019 годы)
Показатели мониторинга условий труда | 2015* | 2016** | 2017** | 2018** | 2019** |
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, ед. | 31 459 | 58 555 | 51 047 | 92 131 | 78 922 |
Количество рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, ед. | 23 895 | 38 190 | 39 130 | 72 075 | 64 730 |
Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, ед. | 7 564 | 20 356 | 11 917 | 20 056 | 14 192 |
Количество работников, на рабочих местах которых проведена специальная оценка условий труда, чел. | 45 455 | 95 002 | 71 143 | 126 143 | 105 884 |
Количество работников, занятых на рабочих местах с оптимальными и допустимыми условиями труда, чел. | 30 344 | 49 547 | 50 617 | 90 537 | 82 130 |
Количество работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, чел. | 15 111 | 45 455 | 20 526 | 37 955 | 23 754 |
|
|
*Данные по результатам мониторинга результатов проведения специальной оценки условий труда, проводимого Министерством труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
**Данные ФГИС
Количество работников, занятых на рабочих местах с оптимальными и допустимыми условиями труда составило 77,6 % от общего количества работников, на рабочих местах которых проведена СОУТ. Количество работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными производственными факторами составило 22,4 % (Рисунок 14).
Рисунок 14 – Доля рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда в организациях Удмуртской Республики, в %
По результатам СОУТ работникам устанавливаются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (Рисунок 15).
Рисунок 15 – Доля работников, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда от общего числа работников,
на рабочих местах которых проведена СОУТ, %
В 2019 году снизилась занятость работников во вредных условиях труда, соответственно снизилась доля работников, имеющих право на получение гарантий и компенсаций.
По данным Удмуртстата, отмечается снижение доли работников, получающих следующие виды гарантий и компенсаций: дополнительный отпуск (снижение составило 7,7 %), со кращенную продолжительность рабочего времени (снижение составило 1 0,7 %), выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов (снижение составило 2 %) (Таблица 9).
Таблица 9 – Доля работников, получающих различные виды компенсаций
(по данным Удмуртстата), %
Наименование гарантий и компенсаций | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
дополнительный отпуск | 23 | 21,9 | 20,6 | 20,7 | 19,1 |
повышенная оплата труда | 30,1 | 32,2 | 32 | 35 | 35,8 |
выдача молока или других равноценных пищевых продуктов | 15,1 | 11,5 | 11,4 | 9,9 | 9,7 |
досрочное назначение пенсии | 13,5 | 13,6 | 13,9 | 13,4 | 13,7 |
сокращенный рабочий день | 2,7 | 3,3 | 2,9 | 2,8 | 2,5 |
лечебно-профилактическое питание | 1,1 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Доля женщин, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, снизилась на 12,3 % (с 29,3 % до 25,7 %) (Рисунок 16).
Рисунок 16 – Доля женщин, получающих компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, (по данным Удмуртстата), %
Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики проводились совещания, семинары, круглые столы по вопросам организации и проведения СОУТ, а также осуществлялось активное взаимодействие с аккредитованными организациями и экспертами на проведение СОУТ.
В 2019 году осуществляли деятельность по проведению СОУТ 8 организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике и аккредитованных на проведение СОУТ.