Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. 13 век до н.э

      Ансамбль включает в себя Большой и Малый храмы высеченные в скале.

 Большой храм посвящен Рамзесу II. На фасаде изображены фигуры Рамзеса II, богов Амона, Ра-Хорахти и Птаха высотой 20 м. Глубина храма 55 м, от входа идут последовательно гипостиль, колонный зал и святилище, где изображены те же персонажи, что и на фасаде.

Дважды в год солнце достигает святилища, освещая фигуры богов и Рамзеса II.

Малый храм построен в честь его первой жены Нефертари и посвящен богине Хатор.

Во время сооружения Асуанской плотины в 50-е годы храмы были перенесены на более высокое место.

 

Особенности архитектуры Древнего Египта:

  1. развитие композиции по центральной оси, симметричность композиции;
  2. ориентированность сооружений по сторонам света;
  3. впервые в качестве опоры используется колонна (ее опорная функция не выявлена);
  4. широкое использование в строительстве камня. В этом египетская архитектура оказала сильное влияние на греческую архитектуру.

 

 


                       КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

                    КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

1. В Древнем Египте существовали все виды скульптуры:

а) станковая (портреты умерших, ушебти - изображения слуг);

                                       б) декоративная (рельефы в гробницах и храмах);

в) монументальная (огромные статуи богов и фараонов перед фасадами

храмов).

2. Скульптура тесно связана с заупокойным культом, в первую очередь станковая, т.к. это портреты-двойники умерших. Статуи эти должны существовать вечно, поэтому исполнялись в «вечных» материалах, т.е. в камне (базальт, диорит, гранит, песчаник, известняк), а также в де­реве.

3. Памятники.

Древнее царство. 28-23 вв. до н.э.

Большой сфинкс. 27 век до н.э., ансамбль пирамиды Хефрена.

Изображение фараона Хефрена. Тело сделано из скалы, лапы выложены из песчаника. На голове царский платок - клафт. Размеры: высота - 20 м;

длина-60 м;

высота лица -5 м;

длина носа- 1,7 м. Сфинкс был раскрашен: лицо кирпично-красное, полосы платка - синие и красные. Ритуальная бородка хранится сейчас в Британском музее.

Рахотеп и Нофрет. 28-29 век до н.э.

Сын фараона Снофру. Раскопки Мариэтта в Медуме. Хранится в Каире. Высота 1,2 м. Раскрашенный известняк. Инкрустированные глаза: силуэт глаза - бронза, белки - алебастр,

зрачок - горный хрусталь + кусочек эбенового дерева.

Писец Каи. 2620-2350 лет до н.э. 53,7 х 44 х 35. Лувр.

Раскрашенный известняк, инкрустация глаз. Найден в гробнице в Саккара. Изображен в профессиональной позе.

Жрец Капер (Сельский староста). Середина 3 тыс. до н.э. Каир.

Гробница в Саккара, раскопки Мариэтта. Высота 1,1м, дерево, инкрустация. Царский сын.

Новое царство.16-11 вв. до н.э.

  Аменхотеп Ш. 16-15 века до н.э.

Сфинксы из аллеи заупокойного храма в Деир-эль-Бахри. Розовый гранит, вес 46 тонн. Куплены царским правительством в 1830 году, поставлены на набережной Невы перед зданием Академии Художеств в Санкт-Петербурге.


 

Колоссы Мемнона (статуи Аменхотепа III). 16-15 века до н.э.                                                      Стояли перед фасадом заупокойного храма. Высота 21м. Мемнон - сын богини утренней зари (Гомер), царь эфиопов (Гесиод). Плач-стон вследствие разрушений от землетрясения 27 г. до н.э. Реставрация сделана Септимием Севером, древнеримским императором.

 

Правление Эхнатона (Аменхотепа IV). Первая половина 14 века до н.э.

 

Cтатуя Эхнатона.

Из храма Ра-Горахте в Карнаке. Песчаник, высота 4 м. Реализм.

Эхнатон - Дух Атона.

Портрет Нефертити.

Из Амарны, мастерская Тутмеса. Известняк, раскраска, высота 50 см.

Большое сходство формальных приемов, с помощью которых создавалась скульптура, обусловлено влиянием канона.

КАНОН - СВОД ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛ.

        Подчиняет себе композицию, иконо­графию (приметы внешности), художественные средства, систему пропорций.

  Сохранению канона способствовало застойное развитие египетского рабовладельческого общества вследствие следующих причин:

  1. медленное развитие средств производства (обилие дешевой рабочей силы);
  2. деспотия и власть жрецов подавляли личность.

  Канон в круглой скульптуре:

а) Подчинение архитектуре.

б) Четырехгранность (идущая также от характера обработки камня).

в) Обобщенный, линейный характер проработки форм.

г) Статика, монументальность.

д) Условное изображение движения.

е) Портретность и идеализация.

ж) Стремление оживить изображение: раскраска, инкрустация глаз.

  з) Определенная иконография и система пропорций

 


КАНОН В ИЗОБРАЖЕНИИ НА ПЛОСКОСТИ РЕЛЬЕФ, ЖИВОПИСЬ.

1. РЕЛЬЕФ..

Формы рельефа, существовавшие в Египте - барельеф, контррельеф.


Памятники.

Плита фараона Нармера. Около 3 тыс. до н.э.                                      Черно-зеленый шифер, высота 64 см. Каир.

Плита предназначалась для растирания красок, о чем говорит углубление в центре. Но в данном памятнике главным является изображение, тема которого - победа южного (Верхнего) Египта над северным (Нижним), объединение в единое государство. «Телец сильный» - одно из имен фараона.

Сформировались канонические черты: ярусность, фризовость, выделение главных фигур размерами, сложилась иконография, изображение фигуры с разных точек зрения (комби­нированная перспектива). Сохраняются старые черты: лицо богини Хатор изображено в фас.

Рельефы гробницы Рамозе. Конец 15 века до н.э.

Известняк. Изображен Аменхотеп, брат визиря Рамеса, и его жена.

Спинка трона Тутанхамона. Первая половина 14 века до н.э.

Изображена бытовая сцена, характерная для периода правления Эхнатона. Золото, серебро, стеклянные пасты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: