Ансамбль включает в себя Большой и Малый храмы высеченные в скале.
Большой храм посвящен Рамзесу II. На фасаде изображены фигуры Рамзеса II, богов Амона, Ра-Хорахти и Птаха высотой 20 м. Глубина храма 55 м, от входа идут последовательно гипостиль, колонный зал и святилище, где изображены те же персонажи, что и на фасаде.
Дважды в год солнце достигает святилища, освещая фигуры богов и Рамзеса II.
Малый храм построен в честь его первой жены Нефертари и посвящен богине Хатор.
Во время сооружения Асуанской плотины в 50-е годы храмы были перенесены на более высокое место.
Особенности архитектуры Древнего Египта:
- развитие композиции по центральной оси, симметричность композиции;
- ориентированность сооружений по сторонам света;
- впервые в качестве опоры используется колонна (ее опорная функция не выявлена);
- широкое использование в строительстве камня. В этом египетская архитектура оказала сильное влияние на греческую архитектуру.
КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.
|
|
КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
1. В Древнем Египте существовали все виды скульптуры:
а) станковая (портреты умерших, ушебти - изображения слуг);
б) декоративная (рельефы в гробницах и храмах);
в) монументальная (огромные статуи богов и фараонов перед фасадами
храмов).
2. Скульптура тесно связана с заупокойным культом, в первую очередь станковая, т.к. это портреты-двойники умерших. Статуи эти должны существовать вечно, поэтому исполнялись в «вечных» материалах, т.е. в камне (базальт, диорит, гранит, песчаник, известняк), а также в дереве.
3. Памятники.
Древнее царство. 28-23 вв. до н.э.
Большой сфинкс. 27 век до н.э., ансамбль пирамиды Хефрена.
Изображение фараона Хефрена. Тело сделано из скалы, лапы выложены из песчаника. На голове царский платок - клафт. Размеры: высота - 20 м;
длина-60 м;
высота лица -5 м;
длина носа- 1,7 м. Сфинкс был раскрашен: лицо кирпично-красное, полосы платка - синие и красные. Ритуальная бородка хранится сейчас в Британском музее.
Рахотеп и Нофрет. 28-29 век до н.э.
Сын фараона Снофру. Раскопки Мариэтта в Медуме. Хранится в Каире. Высота 1,2 м. Раскрашенный известняк. Инкрустированные глаза: силуэт глаза - бронза, белки - алебастр,
зрачок - горный хрусталь + кусочек эбенового дерева.
Писец Каи. 2620-2350 лет до н.э. 53,7 х 44 х 35. Лувр.
Раскрашенный известняк, инкрустация глаз. Найден в гробнице в Саккара. Изображен в профессиональной позе.
Жрец Капер (Сельский староста). Середина 3 тыс. до н.э. Каир.
Гробница в Саккара, раскопки Мариэтта. Высота 1,1м, дерево, инкрустация. Царский сын.
|
|
Новое царство.16-11 вв. до н.э.
Аменхотеп Ш. 16-15 века до н.э.
Сфинксы из аллеи заупокойного храма в Деир-эль-Бахри. Розовый гранит, вес 46 тонн. Куплены царским правительством в 1830 году, поставлены на набережной Невы перед зданием Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Колоссы Мемнона (статуи Аменхотепа III). 16-15 века до н.э. Стояли перед фасадом заупокойного храма. Высота 21м. Мемнон - сын богини утренней зари (Гомер), царь эфиопов (Гесиод). Плач-стон вследствие разрушений от землетрясения 27 г. до н.э. Реставрация сделана Септимием Севером, древнеримским императором.
Правление Эхнатона (Аменхотепа IV). Первая половина 14 века до н.э.
Cтатуя Эхнатона.
Из храма Ра-Горахте в Карнаке. Песчаник, высота 4 м. Реализм.
Эхнатон - Дух Атона.
Портрет Нефертити.
Из Амарны, мастерская Тутмеса. Известняк, раскраска, высота 50 см.
Большое сходство формальных приемов, с помощью которых создавалась скульптура, обусловлено влиянием канона.
КАНОН - СВОД ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛ.
Подчиняет себе композицию, иконографию (приметы внешности), художественные средства, систему пропорций.
Сохранению канона способствовало застойное развитие египетского рабовладельческого общества вследствие следующих причин:
- медленное развитие средств производства (обилие дешевой рабочей силы);
- деспотия и власть жрецов подавляли личность.
Канон в круглой скульптуре:
а) Подчинение архитектуре.
б) Четырехгранность (идущая также от характера обработки камня).
в) Обобщенный, линейный характер проработки форм.
г) Статика, монументальность.
д) Условное изображение движения.
е) Портретность и идеализация.
ж) Стремление оживить изображение: раскраска, инкрустация глаз.
з) Определенная иконография и система пропорций
КАНОН В ИЗОБРАЖЕНИИ НА ПЛОСКОСТИ РЕЛЬЕФ, ЖИВОПИСЬ.
1. РЕЛЬЕФ..
Формы рельефа, существовавшие в Египте - барельеф, контррельеф.
Памятники.
Плита фараона Нармера. Около 3 тыс. до н.э. Черно-зеленый шифер, высота 64 см. Каир.
Плита предназначалась для растирания красок, о чем говорит углубление в центре. Но в данном памятнике главным является изображение, тема которого - победа южного (Верхнего) Египта над северным (Нижним), объединение в единое государство. «Телец сильный» - одно из имен фараона.
Сформировались канонические черты: ярусность, фризовость, выделение главных фигур размерами, сложилась иконография, изображение фигуры с разных точек зрения (комбинированная перспектива). Сохраняются старые черты: лицо богини Хатор изображено в фас.
Рельефы гробницы Рамозе. Конец 15 века до н.э.
Известняк. Изображен Аменхотеп, брат визиря Рамеса, и его жена.
Спинка трона Тутанхамона. Первая половина 14 века до н.э.
Изображена бытовая сцена, характерная для периода правления Эхнатона. Золото, серебро, стеклянные пасты.