Галикарнасский мавзолей. 353 год до н.э. Архитекторы Пифей, Сатир

Гробница-храм построена в Галикарнасе для правителя Карии (п-ов Малая Азия) Мавсола (отсюда - мавзолей). Площадь 35,6x26,8, высота 50 метров. В сооружении слились традиции Греции и Востока:
                              Греция                                             Восток

характер постановки колонн       идея прославления монарха

ионический ордер                      пирамидальная форма

скульптурное убранство                 изображения львов

Мавзолей был внесен греками и список семи чудес света.

Театр в Эпидавре. Середина 4 века до н.э. Архитектор Поликлет Младший.                          Входил в ансамбль святилища бога врачевания Асклепия. Сооружение состояло из: театрона,

                                                                                                                                         орхестры,

                                                                                                                                          скены.

  Первоначально скена была просто полотняной палаткой, где переодевались актеры. Затем скена стала двухъярусным сооружением: внизу помещение с тремя дверями, откуда выходили актеры, вверху - колоннада.

  Актеры выступали на орхестре. Диаметр всего театра 119 метров, 52 ряда, вмещал 10-14 тыс. зрителей. Хорошая акустика достигалась следующими средствами: воронкообразная форма театрона, углубления под скамь­ями, пустые керамические кувшины в качестве резонаторов ставились между рядами.

 Зрительное впечатление усиливалось масками, которые одевали актеры (с воронкообразными ротовыми отверстия­ми), пропорции корректировались обувью на толстой подошве - котурнами.

Значение архитектуры Древней Греции:

1. асимметричность ансамблей и отдельных зданий;

2. связь сооружений с природой;


Учет последовательного восприятия зданий в ансамбле, их взаимодействие друг

с другом;

Использование ордерной системы.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  По греческой легенде скульптура возникла на острове Крит и первым скульптором был Дедал. Он делал скульптуры из дерева и камня.   Самые древние идолоподобные изваяния действительно делались из дерева (тело) и камня (голова). В дальнейшем материалами скульптуры были: известняк, мрамор с росписью, дерево в сочетании с золотом и слоновой костью (хрисоэлефантинная техника), но самым распространенным материалом стала бронза с инкрустацией. Долгое время существовало представление о древнегреческой скульптуре,  как о беломраморной благодаря римским копиям.

В Греции существовали все виды скульптуры.

АРХАИКА. 7-6 ВЕКА ДО Н.Э.

  Курос (юноша).

Изображение победителя в спортивных состязаниях (часто также было надгробием). Был воплощением культа героя, развитого физически и готового защитить родной полис; служил образцом для подражания. Влияние египетской скульптуры.

Кора (девушка несущая дары).

Подобных фигур много было найдено в так называемом персидском мусоре (за Парфеноном обломка­ми этих скульптур, разрушенных персами, была выровнена вершина холма). Фигура столбообразна из-за длинных ниспадающих одежд. Раскраска.

Общим для архаических скульптур являются раскосые глаза и так называемая архаическая улыбка, (возможно, таким образом решался объем лица).

РАННЯЯ КЛАССИКА.

Критий и Несиот. Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон..

Убили тирана Гиппарха, который узурпировал власть в Афинах. По закону они были казнены, но бла­годарные горожане поставили им памятник как освободителям от тирании. Первый опыт двух фигурной композиции, по композиционная связь слабая. Активное движение (изображены в момент нанесения ударов). Более совершенное изображение тел (привнесено копиистами?), но присутствует архаическая улыбка и условность деталей,

Фронтон храма Зевса в Олимпии.

  Битва греков с кентаврами. Опьяневшие кентавры, проявляя свою животную сущность, пытаются похитить греческих женщин.

В сравнении с фронтоном сокровищницы сифносцев в Дельфах композиция строится симметрично, фигуры подчинены треугольнику за счет движения и поз.

Мирон. Дискобол.

Показано сложное переходное движение. Композиция рассчитана на одну (фронтальную) точку зрения. Лицо спокойно (умение подчинить эмоции воле), напряжение передается через ассоциацию с луком.

Мирон. Афина и Марсий

Фигуры объединены сюжетной и композиционной связью. Идея – противопоставление волевой Афине эмоционального Марсия (демон плодородия, сатир из свиты Диониса). Группа стояла на Афинском акро­поле, через образы Афины и Марсия противопоставлялись города Афины и Спарта (в Спарте почитали Марсия).

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА.

Скульптурное убранство Парфенона. Руководитель Фидий. Фронтоны

Западный - «Спор Афины с Посейдоном», восточный - «Рождение Афины». Круглая скульптура, крупные формы, тонкие, лежащие по форме складки ткани.

Метопы. 1,35х1,35.

Запад - битва греков с амазонками, восток - богов с гигантами, север - падение Трои, юг - битва греков с кентаврами. Горельеф. Строгое построение двухфигурной композиции, следующее форме метопы. Минимум деталей. Победители вверху, побежденные внизу

Зофорный фриз.                                                                                                                                                          Длина 160 м, высота 1м, высота рельефа - 5,5 см (барельеф). Фриз располагался на стене за колоннадой. Изображено большое панафинейское шествие. Фрагменты:

Девушки и старейшины»,

Всадники»,

Сидящие боги».

1. Построен на вертикальном ритме, неспешное движение девушек, останавливаемое фигурами старей­шин. Фигуры девушек в одеждах с вертикальными складками вторят колоннам.

2. Построен на диагональном ритме. Плотное заполнение фигурами плоскости.

3. Построен на горизонтальном ритме. Свободное движение фигур.

Во всех фрагментах головы персонажей изображены на одном уровне (исокефалия), таким образом по­лучается, что боги больше людей.

В целом скульптура подчиняется строгим архитектурным формам, а объем ее увеличивается с увеличе­нием высоты здания, что способствует ее лучшему восприятию.

ФИДИЙ.

Крупнейший скульптор высокой классики. Для Афинского акрополя сделал три статуи Афины: Афины Парфенос, Афины Промахос и Афины Лемнии.

Афина Парфенос (Дева). Высота 12-13 м. Стояла в Парфеноне. Сделана в хрисоэлефантинной технике. Пластинки золота были съемными, периодически взвешивались. В руке держала фигурку Ники. На щите была изображена битва греков с амазонками, где Фидий поместил свой автопортрет в виде старика, поднимающего камень, и портрет Пернкла. Фидий был обвинен в кощунстве и краже золота, был изгнан из Афин: Уничтожена в 5 веке н.э. христианами.

Афина Промахос (Воительница). Высота 7 м. Стояла на площади акрополя. Бронза, отдельные детали позолочены. Изображена со щитом и копьем. Переплавлена в 4 веке н.э. на монеты вестготами.

Афина Лемния. Стояла перед Пропилеями слева на высоком постаменте, в руке держала шлем.

Самая знаменитая скульптура Фидия -

Зевс из храма Зевса в Олимпии. Одно из семи чудес света. Высота 14 м. Хрисоэлефантинная техника. Привлекал выражением спокойствия и величия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: