Алтарь Зевса (Пергамский алтарь)

Построен на акрополе Пергама. Площадь 37,7x34,6 м, стоит на подиуме высотой 9 м, на втором ярусе - колоннада ионического ордера. Черты востока: высокий подиум, фриз в нижней части сооружения.

Авторы прославленного фриза-Дионисиад, Орест, Менекрат. Высота 2,3 м, длина 120 м. Тема - борьба олимпийских богов с гигантами. Изображены боги олимпийские и выдуманные: на западе - водной стихии, на юге - небес и небесных светил, на востоке (главная сторона) - олимпийские боги, на севере - боги ночи и созвездий. На фрагменте –

Гея, богиня земли, ее сын Алкионей, Афина и Ника (фрагмент).

  Фриз выполнен в традициях Скопаса: динамика, высокий рельеф, резкий контраст света и тени, усиливающий драматизм композиции, мотив страдания. Так как рельеф находится в нижней части сооружения, фигуры плотно заполняют композицион­ную плоскость.

Венера Милосская (Афродита с острова Мелос). Скульптор Агесандр. 130-100гг. до н.э. Мрамор, высота 202с м. Лувр.                                                                                                                                        Традиционная тема воплощена в духе Пергамской школы: динамика и напряжение статуи выражены в изгибе тела, его рельефе, контрасте тела и драпировки.

3. ШКОЛА РОДОСА.

Колосс Родосский. Скульптор Харес. Бронза, высота 30 м.

Изображен бог солнца Гелиос. Стоял при въезде в гавань. Пустотелый внутри, был укреплен камнями. Выполнял роль маяка. Разрушен в 227 году землетрясением. Стал прообразом статуи Свободы. Одно из семи чудес света.

Лаокоон. 1 век до н.э. Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор.

  Композиция фронтальная, движение идет по спирали. Движение сыновей вторит движению отца. Фигуры сыновей несомасштабны с его фигурой, что позволяет выделить фигуру Лаокоона. Мотив страдания. Скульптура найдена в термах Траяна.

 

Ника Самофракийская.  Ок.190 г. до н.э. Мрамор. Высота 328 см. Лувр.                                                                           Поставлена на мысу в честь победы над флотом Птолемея. Круговая композиция, динамика, выраженная также в складках одежды. Прообраз скульптуры В.Мухиной «Рабочий и колхоз­ница».

 

Храм Артемиды в городе Эфесе (Артемисион). Вторая половина 6 в. до н.э. Критский зодчий Херсифрон.

       Ионический диптер, 36 колонн имели скульптурные базы. В 356 году сожжен Геростратом, восстановлен арх. Хейрократом. В 263 году разрушен готами. Седьмое чудо света.

 

Эллинизм - последний этап развития древнегреческого искусства.


ИСКУССТВО  ДРЕВНЕГО  РИМА.

1.    Аппенинский полуостров заселен с 3 тысячелетия до н.э. Первоначально римляне представ­ляли собой родовую общину в долине Тибра. Затем они завоевали весь полуостров, подчиняя себе племена, жившие на острове (этруски, латины, эквы, вольски), распространили свое влия­ние на все Средиземноморье, устраивали свои колонии в Европе (римские колонии были в Бри­тании).

В своем развитии римское государство прошло два этапа:

1. 3-1 века до н.э. - Римская республика;


Век до н.э. - 5 век н.э. - Римская империя.

Древний Рим - рабовладельческое государство, заключительный этап в развитии рабовладель­ческой формации.

2. На сложение римской культуры оказали влияние:

а) этруски. В архитектуре - храмы, гробницы, мосты, каналы, водопровод, жилые здания;

в скульптуре - портрет, связанный с погребальным культом, литье из бронзы

(Капитолийская волчица);

в живописи - декоративная живопись.

б) греки. В мифологии - персонификация богов в соответствии с греческими богами:

Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Минерва - Афина, Венера -

- Афродита, Вулкан - Гефест, Нептун - Посейдон, Виктория -

- Ника, Геркулес - Геракл и т.д..

Римских богов было много, у каждого действия или явления был свой бог-покровитель (бог первого шага ребенка). Пенаты опекали дом, гении - мужчин, юноны - женщин; Веста - богиня домашнего очага, Янус - покровитель дверей и всякого начала;

в литературе, поэзии, драматургии («Энеида» Вергилия написана в подражание гомеровской «Илиаде»);

в науках, философии (учителями римских детей чаще всего были греки);

     в языке - греческий язык со 2 века до н.э. стал языком высшего света;

в архитектуре и изобразительном искусстве (использование греческих

                    ордеров и типов храмов, копирование скульптуры и   

                      живописных произведе­ний).

3. Римляне отличались трезвым практицизмом, даже в отношениях с богами. На Палатине был найден алтарный камень с надписью: «Богу или богине, мужу или женщине», или еще одна формула «Юпитер всеблагой и величайший, или как тебе угодно называться любым другим именем». И виды искусства развивались в первую очередь именно те, которые имели практическую пользу: в архитектуре - гражданские и инженерные сооружения;

 в скульптуре - портрет, протокольно-повествовательный рельеф;

в живописи - декоративные росписи.

Римляне не ценили труд художника, для свободного гражданина это считалось зазорным заня­тием: художественным ремеслом занимались рабы и вольноотпущенники. Поэтому большинство произведений римского искусства безымянно.

 

 

АРХИТЕКТУРА

Архитектуре в римском искусстве принадлежит ведущая роль. Особенности архитектуры:

1. общественный характер;

2. развитие рациональной планировки городов на основе плана военного лагеря;

3. новые конструкции и материалы (купол, цилиндрический и крестовый своды, арка, бетон);

4. использование ордера (три греческих и два римских - тосканский и композитный).

   Тосканский близок дорическому ордеру: имеет простую капитель, идентичный

       антаблемент, ярко выраженный энтазис. Но есть база и пропорции1х8.

                Композитный отличается от коринфского большими волютами.

Типы сооружений.

1. ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ - дороги, мосты, акведуки (водопроводы).

Аппиева дорога. 312 год до н.э. Строитель Аппий Клавдий.

Ширина от 4 до 6 метров.4 слоя, верхний - плиты из туфа, лавы. Легкий изгиб полотна дороги кверху.

 

  Гардский мост (юг Франции). 1 век н.э. Высота 49 м, длина 273 м.

Трехъярусное сооружение: вверху - акведук (на аркаде - желоб, выложенный свинцовыми листами, где течет вода), внизу - мост.

2. ФОРУМЫ (общественные и торговые площади).

Древнейший форум, сохранившийся в Риме, - Римский форум (форум Романум), 2 век до н.э. С 1 по 3 века строились императорские форумы (Цезаря, Августа), крупнейший из них-

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: