Режиссерская трактовка

Как создаётся спектакль

Работа любого театра состоит как бы из двух частей — выступлений перед зрителями и непрерывной подготовки новых постановок. Первая часть происходит на глазах у публики, заполнившей зал, и ни для кого не является секретом. Вторая часть известна лишь тем, кто сам работает в театре. Все, кто принимает участие в рождении нового спектакля, очень хотят, чтобы он оказался лучше, удачней всех предыдущих.

 

НАЧАЛО

Рождение нового спектакля начинается с поиска пьесы. Режиссеру хочется выбрать не просто хорошую пьесу, а самую лучшую: с увлекательным сюжетом, с яркими образами, интересными событиями. И чтобы это был не просто «материал для постановки», а талантливое литературное произведение с сочным языком и добрым юмором. И чтобы пьеса всем нравилась — художнику, актерам, а затем в поставленном виде — зрителям.

Наконец пьеса выбрана, и режиссер начинает над ней работу.

 

 Он внимательно вчитывается в текст, анализирует, обдумывает. Вся пьеса для него — ряд серьезных вопросов. Например, «Что этими словами хотел сказать автор?» И где бы ни был режиссер, он все время думает о пьесе, о трактовке, мысленно проигрывает все действие…Режиссеру в полном смысле слова приходится придумывать будущую постановку. Каким должен быть спектакль по настроению: веселым, лирически-задумчивым, героически-взволнованным? К чему он должен призывать, что защищать, против чего бороться? От решения этих вопросов будет зависеть все остальное — распределение ролей, музыка, характер оформления, освещение.

 

…Театр сродни военному искусству и азартной игре в рулетку — никто заранее не знает, какой получится спектакль. Не только на премьере, но и каждый последующий вечер свершается чудо, заключающееся в том, что пьеса вообще идет и что она доигрывается до конца. Ибо театральный спектакль — это не столько выполнение намеченного замысла, сколько непрерывное преодоление бесчисленных и неожиданных препятствий. Каждая планка в декорациях, каждый нерв в человеке могут внезапно лопнуть, и, хотя они обычно не лопаются, атмосфера в театре всегда остается напряженной. Иначе просто не может быть…

К. Чапек, «Как ставится пьеса»

 

 

РЕЖИССЕРСКАЯ ТРАКТОВКА.

 

После того, как режиссер созрел для постановки, он обращается к художнику, который впоследствии так же не спит ночами, продумывает декорации, костюмы, спецэффекты


Затем, когда утверждена вся техническая часть спектакля, художником предоставлены макеты, эскизы, а в цехах по изготовлению декораций уже начали во всю работать, режиссер думает над музыкальным оформлением. Любой спектакль не существует без музыки. Дело режиссера определить, какая это будет музыка — народная, эстрадная, симфоническая, в каких местах она зазвучит и что выразит. Ведь музыка не только создает настроение, но и передает состояние героя, его чувства. В одном случае музыка звучит в тон происходящему, а в другом — противоположно, контрастно. Не может режиссер забыть и о всех необходимых для спектакля звуках: шуме ветра, топоте конских копыт, плеске воды, пении птиц. Кроме этих, взятых из природы звуков, могут потребоваться звуки необычные, сказочные: свист летящего по небу Змея-Горыныча, звук в момент превращения лягушки в Василису Прекрасную, богатырский удар Ивановой дубинки. Или звуки иронические, подчеркивающие какое-либо смешное действие или движение.

 

…Режиссёр, которому поручена пьеса, исходит из здравой предпосылки, что «вещь надо поставить на ноги», — иными словами, перекроить всё, что там накропал автор…

К. Чапек, «Как ставится пьеса»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: