Транспорт в сельском хозяйстве
Виды транспортных средств
- 6.1.1. Значение транспорта в сельском хозяйстве
- 6.1.2. Характеристика транспортных средств
- 6.1.3. Тракторные прицепы и полуприцепы зарубежного производства
- 6.1.4. Специализированный подвижной состав
Значение транспорта в сельском хозяйстве
Эффективность сельского хозяйства России в значительной степени зависит от уровня его транспортного обслуживания, характеризуемого большим объемом перевозок и разнообразием перевозимых грузов, на ближайшие годы прогнозируется объем перевозок сельскохозяйственных промышленных и строительных грузов до 7,2 млрд т (50 т/га). Причем из них 5,8 млрд т будет перевезено автомобильным, а 1,4 млрд т — тракторным транспортом. Износ основных производственных фондов транспорта в сельском хозяйстве достигает 40%, табл. 6.1. Причем состояние многих транспортных и погрузочных средств подошло к критическому значению, 35% техники эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Использование изношенной техники сказывается на эффективности всего производства сельскохозяйственной продукции. Прежде всего, растут транспортные издержки в хозяйстве. Следует отметить низкие темпы обновления парка, а также насыщения хозяйств транспортом.
Таблица 6.1. Количественное состояние парка транспортных средств в сельском хозяйстве РФ, тыс. ед. | ||
Парк транспортных средств | По нормативным оценкам | Фактическое состояние |
Грузовые автомобили | 750…850 | 450 |
Тракторные прицепы | 850 | 360 |
В сельскохозяйственном производстве на долю транспортных работ приходится до 35% материальных затрат. Объем перевозок, приходящийся на один гектар пашни, возрастает по мере насыщения севооборота кормовыми и пропашными культурами. В хозяйствах Нечерноземной зоны с развитым животноводством объем перевозок достигает 35 т/га.
Интенсификация агропромышленного производства, повышение производительности труда, развитие интеграции сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей во многом зависят от обеспеченности эффективными транспортными средствами, их технического уровня и надежности.
Исходя из установленных заданий по производству сельскохозяйственной продукции в 2020 г., нормативов на строительные материалы под объем капитальных вложений на строительство и реконструкцию перерабатывающих отраслей, необходимо иметь парк грузовых автомобилей в количестве более 800 тыс. ед.
В оптимальном парке грузовых автомобилей в сельском хозяйстве универсальные автомобили должны составлять 78 %, а специализированные — 22%. Из общего количества грузовых автомобилей бортовых должно быть не менее 34 %, самосвалов — 41 и седельных тягачей — 3%.
Типаж специализированного подвижного состава предусматривает выпуск специализированных автомобилей, прицепов и полуприцепов многоцелевого назначения: фургонов различного назначения, самосвалов, цистерн, лесовозов, контейнеровозов и металловозов.
Объемы тракторных перевозок составляют 22…27% общего объема транспортных перевозок и 45% объема внутрихозяйственных перевозок. Для сравнения отметим, что с помощью тракторов в Норвегии перевозится 95% грузов, в Германии — 80, Венгрии — 77, Чехии — 55%. Это объясняется тем, что стоимость тракторных перевозок в России выше стоимости автомобильных перевозок. Как правило, тракторные перевозки осуществляются там, где по своим техническим возможностям не могут быть использованы автомобили или их применение становится по сравнению с тракторами нерентабельным. Тракторные транспортные средства применяются на внутрихозяйственных перевозках и в транспортно-производственных процессах: на внесении удобрений, приеме продукции непосредственно в поле от уборочной машины, раздаче кормов и т. д. По существу, тракторный транспорт является единственно пригодным для перевозки легковесных грузов.
Характеристика транспортных средств
Транспортные операции в сельском хозяйстве в основном выполняются автомобилями, тракторами, самоходными шасси и частично живой силой. Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.
Подвижной состав общего назначения. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовая платформа и предназначаются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, без тары.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности, а в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей — на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.
В сельскохозяйственном производстве используются автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, а также работающие на газообразном топливе. Все автомобили по числу колес условно обозначают формулой, в которой первая цифра обозначает общее число колес автомобиля, а вторая — число ведущих колес, причем каждое из сдвоенных ведущих колес считается одним колесом. Например, 4 × 2 — двухосный автомобиль с одной ведущей осью; 6 × 6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями «Урал-4320».
Технические характеристики автомобилей, используемых в сельском хозяйстве, приведены в табл. 6.2.
Таблица 6.2. Технические характеристики грузовых бортовых автомобилей
К подвижному прицепному составу общего назначения относятся прицепы, полуприцепы и прицепы тяжеловозы.
Основные технические данные тракторных прицепов приведены в табл. 6.3. Гидроцилиндры прицепов для поднятия кузовов подключаются к гидросистеме тракторов.
Таблица 6.3. Основные технические данные отечественных тракторных прицепов и полуприцепов
Одноосные прицепы ПТ-20 и 1ПТС-2ГКБ-950101 имеют платформу с тремя откидными бортами. Для увеличения их объема устанавливают надставные решетчатые борта. Разгрузка с основными бортами 3-сторонняя, с надставками назад. Прицеп агрегатируют с тракторами тяговых классов 0,6; 0,9 и 1,4.
Полуприцеп двухосный самосвальный 2-ПТС-3,5 предназначен для перевозки грубых кормов в рассыпном и прессованном виде, эксплуатируется с тракторами тяговых классов 0,9 и 1,4.
Прицеп 1-ПТС-4 — с металлической платформой, надставными решетчатыми бортами. Может разгружаться на три стороны. Прицеп агрегатируют с тракторами классов 0,9…1,4.
Прицеп 1-ПТС-9 (ММЗ-771) — с двумя взаимозаменяемыми металлическими кузовами. Разгрузка кузовов — раздельная, последовательная на боковые стороны, с дистанционным управлением. Гидроподъемники — плунжерные, телескопические, по два на кузов.
При перевозке длинномерных грузов взамен кузовов устанавливают коники. Прицеп агрегатируют с тракторами класса 3 непосредственно или в составе тракторного поезда с прицепом 3-ПТС-12.
Двухосные прицепы 2-ПТС-4 и их модификации предназначены для перевозки различных грузов по всем видам дорог.
Прицеп 2-ПТС-4М-785А — с тремя основными откидными бортами. Для увеличения вместимости платформы устанавливают надставные сплошные или решетчатые борта. Прицеп агрегатируют с тракторами класса 1,4. Для сбора измельченной соломы используют сменный кузов вместимостью 45 м3 с автоматической сцепкой. Для перевозки неизмельченных сена и соломы кузов вместимостью 45 м3 переоборудуют в кузов вместимостью 20 м3.
Прицеп ПСЕ-Ф-20 предназначен для сбора и перевозки измельченной массы при работе в сцепке с силосоуборочными комбайнами, а также с косилками-измельчителями. Он изготовлен на базе прицепа 2-ПТС-4-887А и отличается от него надставными сетчатыми бортами, задним клапаном, механизмом автоматического открывания заднего клапана и крышей. Прицеп с основными бортами разгружают на три стороны, а с надставными сетчатыми — только назад.
Прицеп 2-ПТС-4-793 имеет платформу с двумя откидными боковыми бортами. Для перевозки легковесных грузов устанавливают сетчатые надставные борта. Предусмотрена установка надставных сплошных и решетчатых бортов. Прицепы с надставными сплошными и основными бортами разгружаются на три стороны, а с надставными решетчатыми — только назад.
Прицеп трехосный самосвальный 3-ПТС-12Б (ММЗ-768Б) — с двумя металлическими кузовами, взаимозаменяемыми с прицепом 1-ПТС-9. Разгрузка кузовов — раздельная, последовательная, на боковые стороны с дистанционным управлением из кабины трактора. Вместимость кузовов изменяют подстановкой низких и высоких бортов. Для перевозки длинномерных грузов вместо кузовов устанавливают коники. Прицеп агрегатируют в составе поезда: трактора класса 5, прицепа 1-ПТС-9, трехосных прицепов 3-ПТС-12 и ОЗТП-8572. При плохих дорожных условиях прицеп агрегатируют с трактором класса 5.