Характеристика транспортных средств

Транспорт в сельском хозяйстве

Виды транспортных средств

  • 6.1.1. Зна­чение тран­спор­та в сельском хо­зяйстве
  • 6.1.2. Ха­рак­те­рис­ти­ка тран­спортных средств
  • 6.1.3. Трак­торные при­цепы и по­луп­ри­цепы за­рубеж­но­го про­из­водс­тва
  • 6.1.4. Спе­ци­али­зиро­ван­ный под­вижной сос­тав

Значение транспорта в сельском хозяйстве

Эф­фектив­ность сельско­го хо­зяйства Рос­сии в зна­чительной сте­пени за­висит от уров­ня его тран­спортно­го об­слу­жива­ния, ха­рак­те­ризу­емо­го большим объемом пе­рево­зок и раз­но­об­ра­зи­ем пе­рево­зимых гру­зов, на бли­жайшие го­ды прог­но­зиру­ет­ся объем пе­рево­зок сельско­хозяйствен­ных про­мыш­ленных и стро­ительных гру­зов до 7,2 млрд т (50 т/га). При­чем из них 5,8 млрд т бу­дет пе­реве­зено ав­то­мобильным, а 1,4 млрд т — трак­торным тран­спор­том. Из­нос ос­новных про­из­водс­твен­ных фон­дов тран­спор­та в сельском хо­зяйстве дос­ти­га­ет 40%, табл. 6.1. При­чем сос­то­яние мно­гих тран­спортных и пог­ру­зоч­ных средств по­дош­ло к кри­тичес­ко­му зна­чению, 35% тех­ни­ки экс­плу­ати­ру­ет­ся за пре­дела­ми нор­ма­тив­но­го сро­ка служ­бы. Ис­пользо­вание из­но­шен­ной тех­ни­ки ска­зыва­ет­ся на эф­фектив­ности все­го про­из­водс­тва сельско­хозяйствен­ной про­дук­ции. Преж­де все­го, рас­тут тран­спортные из­дер­жки в хо­зяйстве. Сле­ду­ет от­ме­тить низ­кие тем­пы об­новле­ния пар­ка, а так­же на­сыще­ния хо­зяйств тран­спор­том.

Таблица 6.1. Количественное состояние парка транспортных средств в сельском хозяйстве РФ, тыс. ед.

Парк тран­спортных средств По нор­ма­тив­ным оцен­кам Фак­ти­чес­кое сос­то­яние
Гру­зовые ав­то­моби­ли 750…850 450
Трак­торные при­цепы 850 360

В сельско­хозяйствен­ном про­из­водс­тве на до­лю тран­спортных ра­бот при­ходит­ся до 35% ма­тери­альных зат­рат. Объем пе­рево­зок, при­ходя­щийся на один гек­тар паш­ни, воз­раста­ет по ме­ре на­сыще­ния се­во­обо­рота кор­мо­выми и про­паш­ны­ми культу­рами. В хо­зяйствах Не­чер­но­зем­ной зо­ны с раз­ви­тым жи­вот­но­водс­твом объем пе­рево­зок дос­ти­га­ет 35 т/га.

Ин­тенси­фика­ция аг­ропро­мыш­ленно­го про­из­водс­тва, по­выше­ние про­из­во­дительнос­ти тру­да, раз­ви­тие ин­тегра­ции сельско­хозяйствен­но­го про­из­водс­тва и пе­рера­баты­ва­ющих от­раслей во мно­гом за­висят от обес­пе­чен­ности эф­фектив­ны­ми тран­спортны­ми средс­тва­ми, их тех­ни­чес­ко­го уров­ня и на­деж­ности.

Ис­хо­дя из ус­та­нов­ленных за­даний по про­из­водс­тву сельско­хозяйствен­ной про­дук­ции в 2020 г., нор­ма­тивов на стро­ительные ма­тери­алы под объем ка­питальных вло­жений на строи­тельство и ре­конс­трук­цию пе­рера­баты­ва­ющих от­раслей, не­об­хо­димо иметь парк гру­зовых ав­то­моби­лей в ко­личес­тве бо­лее 800 тыс. ед.

В оп­ти­мальном пар­ке гру­зовых ав­то­моби­лей в сельском хо­зяйстве уни­вер­сальные ав­то­моби­ли дол­жны сос­тавлять 78 %, а спе­ци­али­зиро­ван­ные — 22%. Из об­ще­го ко­личес­тва гру­зовых ав­то­моби­лей бор­то­вых дол­жно быть не ме­нее 34 %, са­мос­ва­лов — 41 и се­дельных тя­гачей — 3%.

Ти­паж спе­ци­али­зиро­ван­но­го под­вижно­го сос­та­ва пре­дус­матри­ва­ет вы­пуск спе­ци­али­зиро­ван­ных ав­то­моби­лей, при­цепов и по­луп­ри­цепов мно­гоце­лево­го наз­на­чения: фур­го­нов раз­лично­го наз­на­чения, са­мос­ва­лов, цис­терн, ле­сово­зов, кон­тейне­рово­зов и ме­тал­ло­возов.

Объемы трак­торных пе­рево­зок сос­тавля­ют 22…27% об­ще­го объема тран­спортных пе­рево­зок и 45% объема внут­ри­хозяйствен­ных пе­рево­зок. Для срав­не­ния от­ме­тим, что с по­мощью трак­то­ров в Нор­ве­гии пе­рево­зит­ся 95% гру­зов, в Гер­ма­нии — 80, Вен­грии — 77, Че­хии — 55%. Это объяс­ня­ет­ся тем, что сто­имость трак­торных пе­рево­зок в Рос­сии вы­ше сто­имос­ти ав­то­мобильных пе­рево­зок. Как пра­вило, трак­торные пе­ревоз­ки осу­щест­вля­ют­ся там, где по сво­им тех­ни­чес­ким воз­можнос­тям не мо­гут быть ис­пользо­ваны ав­то­моби­ли или их при­мене­ние ста­новит­ся по срав­не­нию с трак­то­рами не­рен­та­бельным. Трак­торные тран­спортные средс­тва при­меня­ют­ся на внут­ри­хозяйствен­ных пе­ревоз­ках и в тран­спортно-про­из­водс­твен­ных про­цес­сах: на вне­сении удоб­ре­ний, при­еме про­дук­ции не­пос­редс­твен­но в по­ле от убо­роч­ной ма­шины, раз­да­че кор­мов и т. д. По су­щес­тву, трак­торный тран­спорт яв­ля­ет­ся единс­твен­но при­год­ным для пе­ревоз­ки лег­ко­вес­ных гру­зов.

Характеристика транспортных средств

Тран­спортные опе­рации в сельском хо­зяйстве в ос­новном вы­пол­ня­ют­ся ав­то­моби­лями, трак­то­рами, са­моход­ны­ми шас­си и час­тично жи­вой си­лой. Гру­зовые ав­то­моби­ли, при­цепы и по­луп­ри­цепы в за­виси­мос­ти от ус­тройства ку­зовов и дру­гих конс­трук­тивных осо­бен­ностей, оп­ре­деля­ющих ха­рак­тер их ис­пользо­вания, под­разде­ля­ют­ся на под­вижной сос­тав об­ще­го наз­на­чения и спе­ци­али­зиро­ван­ный.

Под­вижной сос­тав об­ще­го наз­на­чения. Ав­то­моби­ли, при­цепы и по­луп­ри­цепы об­ще­го наз­на­чения име­ют не­оп­ро­киды­ва­ющийся ку­зов ти­па бор­то­вая плат­форма и пред­назна­ча­ют­ся для пе­ревоз­ки всех ви­дов гру­зов, кро­ме жид­ких, без та­ры.

Гру­зовые ав­то­моби­ли клас­си­фици­ру­ют­ся по гру­зоподъем­ности, а в за­виси­мос­ти от ус­тройства ку­зова и дру­гих конс­трук­тивных осо­бен­ностей — на ав­то­моби­ли об­ще­го наз­на­чения и спе­ци­али­зиро­ван­ные.

Ав­то­моби­ли, при­цепы и по­луп­ри­цепы об­ще­го наз­на­чения име­ют не­оп­ро­киды­ва­ющийся бор­то­вой ку­зов и ис­пользу­ют­ся для пе­ревоз­ки всех ви­дов гру­зов, кро­ме жид­ких без та­ры.

В сельско­хозяйствен­ном про­из­водс­тве ис­пользу­ют­ся ав­то­моби­ли с бен­зи­новы­ми и ди­зельны­ми дви­гате­лями, а так­же ра­бота­ющие на га­зо­об­разном топ­ли­ве. Все ав­то­моби­ли по чис­лу ко­лес ус­ловно обоз­на­ча­ют фор­му­лой, в ко­торой пер­вая циф­ра обоз­на­ча­ет об­щее чис­ло ко­лес ав­то­моби­ля, а вто­рая — чис­ло ве­дущих ко­лес, при­чем каж­дое из сдво­ен­ных ве­дущих ко­лес счи­та­ет­ся од­ним ко­лесом. Нап­ри­мер, 4 × 2 — дву­хос­ный ав­то­мобиль с од­ной ве­дущей осью; 6 × 6 — тре­хос­ный ав­то­мобиль со все­ми ве­дущи­ми ося­ми «Урал-4320».

Тех­ни­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки ав­то­моби­лей, ис­пользу­емых в сельском хо­зяйстве, при­веде­ны в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Технические характеристики грузовых бортовых автомобилей

К под­вижно­му при­цеп­но­му сос­та­ву об­ще­го наз­на­чения от­но­сят­ся при­цепы, по­луп­ри­цепы и при­цепы тя­жело­возы.

Ос­новные тех­ни­чес­кие дан­ные трак­торных при­цепов при­веде­ны в табл. 6.3. Гид­ро­цилин­дры при­цепов для под­ня­тия ку­зовов под­клю­ча­ют­ся к гид­ро­сис­те­ме трак­то­ров.

Таблица 6.3. Основные технические данные отечественных тракторных прицепов и полуприцепов

Од­но­ос­ные при­цепы ПТ-20 и 1ПТС-2ГКБ-950101 име­ют плат­форму с тре­мя от­кидны­ми бор­та­ми. Для уве­личе­ния их объема ус­та­нав­ли­ва­ют над­став­ные ре­шет­ча­тые бор­та. Раз­груз­ка с ос­новны­ми бор­та­ми 3-сто­рон­няя, с над­став­ка­ми на­зад. При­цеп аг­ре­гати­ру­ют с трак­то­рами тя­говых клас­сов 0,6; 0,9 и 1,4.

По­луп­ри­цеп дву­хос­ный са­мос­вальный 2-ПТС-3,5 пред­назна­чен для пе­ревоз­ки гру­бых кор­мов в рас­сыпном и прес­со­ван­ном ви­де, экс­плу­ати­ру­ет­ся с трак­то­рами тя­говых клас­сов 0,9 и 1,4.

При­цеп 1-ПТС-4 — с ме­тал­ли­чес­кой плат­формой, над­став­ны­ми ре­шет­ча­тыми бор­та­ми. Мо­жет раз­гру­жаться на три сто­роны. При­цеп аг­ре­гати­ру­ют с трак­то­рами клас­сов 0,9…1,4.

При­цеп 1-ПТС-9 (ММЗ-771) — с дву­мя вза­имо­заме­ня­емы­ми ме­тал­ли­чес­ки­ми ку­зова­ми. Раз­груз­ка ку­зовов — раз­дельная, пос­ле­дова­тельная на бо­ковые сто­роны, с дис­танци­он­ным уп­равле­ни­ем. Гид­ро­подъем­ни­ки — плун­жерные, те­лес­ко­пичес­кие, по два на ку­зов.

При пе­ревоз­ке длин­но­мер­ных гру­зов вза­мен ку­зовов ус­та­нав­ли­ва­ют ко­ники. При­цеп аг­ре­гати­ру­ют с трак­то­рами клас­са 3 не­пос­редс­твен­но или в сос­та­ве трак­торно­го по­ез­да с при­цепом 3-ПТС-12.

Дву­хос­ные при­цепы 2-ПТС-4 и их мо­дифи­кации пред­назна­чены для пе­ревоз­ки раз­личных гру­зов по всем ви­дам до­рог.

При­цеп 2-ПТС-4М-785А — с тре­мя ос­новны­ми от­кидны­ми бор­та­ми. Для уве­личе­ния вмес­ти­мос­ти плат­формы ус­та­нав­ли­ва­ют над­став­ные сплош­ные или ре­шет­ча­тые бор­та. При­цеп аг­ре­гати­ру­ют с трак­то­рами клас­са 1,4. Для сбо­ра из­мельчен­ной со­ломы ис­пользу­ют смен­ный ку­зов вмес­ти­мостью 45 м3 с ав­то­мати­чес­кой сцеп­кой. Для пе­ревоз­ки не­из­мельчен­ных се­на и со­ломы ку­зов вмес­ти­мостью 45 м3 пе­ре­обо­руду­ют в ку­зов вмес­ти­мостью 20 м3.

При­цеп ПСЕ-Ф-20 пред­назна­чен для сбо­ра и пе­ревоз­ки из­мельчен­ной мас­сы при ра­боте в сцеп­ке с си­лосо­убо­роч­ны­ми ком­байна­ми, а так­же с ко­сил­ка­ми-из­мельчи­теля­ми. Он из­го­тов­лен на ба­зе при­цепа 2-ПТС-4-887А и от­ли­ча­ет­ся от не­го над­став­ны­ми сет­ча­тыми бор­та­ми, зад­ним кла­паном, ме­ханиз­мом ав­то­мати­чес­ко­го от­кры­вания зад­не­го кла­пана и кры­шей. При­цеп с ос­новны­ми бор­та­ми раз­гру­жа­ют на три сто­роны, а с над­став­ны­ми сет­ча­тыми — только на­зад.

При­цеп 2-ПТС-4-793 име­ет плат­форму с дву­мя от­кидны­ми бо­ковы­ми бор­та­ми. Для пе­ревоз­ки лег­ко­вес­ных гру­зов ус­та­нав­ли­ва­ют сет­ча­тые над­став­ные бор­та. Пре­дус­мотре­на ус­та­нов­ка над­став­ных сплош­ных и ре­шет­ча­тых бор­тов. При­цепы с над­став­ны­ми сплош­ны­ми и ос­новны­ми бор­та­ми раз­гру­жа­ют­ся на три сто­роны, а с над­став­ны­ми ре­шет­ча­тыми — только на­зад.

При­цеп тре­хос­ный са­мос­вальный 3-ПТС-12Б (ММЗ-768Б) — с дву­мя ме­тал­ли­чес­ки­ми ку­зова­ми, вза­имо­заме­ня­емы­ми с при­цепом 1-ПТС-9. Раз­груз­ка ку­зовов — раз­дельная, пос­ле­дова­тельная, на бо­ковые сто­роны с дис­танци­он­ным уп­равле­ни­ем из ка­бины трак­то­ра. Вмес­ти­мость ку­зовов из­ме­ня­ют под­ста­нов­кой низ­ких и вы­соких бор­тов. Для пе­ревоз­ки длин­но­мер­ных гру­зов вмес­то ку­зовов ус­та­нав­ли­ва­ют ко­ники. При­цеп аг­ре­гати­ру­ют в сос­та­ве по­ез­да: трак­то­ра клас­са 5, при­цепа 1-ПТС-9, тре­хос­ных при­цепов 3-ПТС-12 и ОЗТП-8572. При пло­хих до­рож­ных ус­ло­ви­ях при­цеп аг­ре­гати­ру­ют с трак­то­ром клас­са 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: