І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Источники облучения человека.

2. Медицинские последствия радиационных аварий.

2. Научные основы регламентации облучения человека

3. Разгадка основного радиобиологического парадокса – критерий правильности теории.

4. Роль прямого и косвенного действия радиации в инактивировании клетки.

5. Продукты радиолиза воды.

6. Суть теории «мишени» и принципа «попадания».

7. Стохастическая теория.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют естественные источники радиации?

2. Как формируется технологически измененный радиационный фон?

3. Чем характеризуется газ радон и продукты его распада? Каков вклад радона в годовую индивидуальную эффективную эквивалентную дозу для населения?

4. Какие источники радиации используются в медицине?

5. Какие искусственные источники облучения человека существуют?

6. Каковы возможные медицинские последствия радиационных аварий?

7. Что Вы знаете о последствиях аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС)?

8. В чем заключается международная деятельность в области радиационной защиты?

9. Как осуществляется регламентация радиационного воздействия в России?

10. Каковы категории облучаемых лиц и дозовые пределы?

11. Каково соотношение между вероятностью последствий облучения и риском, обусловленным нерадиационными факторами?

12. Что понимают под детерминированными эффектами облучения?

13. Что такое стохастические эффекты облучения?

14. Что понимают под прямым действием ионизирующего излучения?

15. Какие этапы прямого действия радиации выделяют, охарактеризуйте их?

16. Что понимают под косвенным действием излучения?

17. Какие этапы косвенного действия радиации выделяют?

18. Какие свойства ферментов необходимо оценить, анализируя влияние на них облучения?

19. Какие структурные изменения наблюдаются в ферментах при действии радиации?

20. Какие свойства нуклеиновых кислот необходимо оценить, анализируя влияние на них облучения?

21. Какие структурные изменения наблюдаются в нуклеиновых кислотах при действии радиации?

22. Какой процент поглощенной энергии в клетке приходится на воду, белки, нуклеиновые кислоты и т.д.?

23.  Какие продукты радиолиза воды Вы знаете?

24.  Что включает  схема первичных физико-химических процессов?

25.  Как можно доказать существование косвенного действия излучений (опыты Г. Фрикке)?

26.  Каков вклад прямого и косвенного действия радиации в радиобиологические эффекты?

27.  Когда и кем была выдвинута гипотеза «точечного тепла»?

28.  Как поступает и как распределяется энергия ионизирующих излучений в клетке?

29.  Что Вы знаете о принципе «попадания» и теории «мишени», кто развивал теорию «мишени»?

30.  Что понимают под биологической стохастичностью?

31.  Что понимают под множественной стохастичностью?

32.  Какие определяющие факторы теории «мишени» вошли в стохастическую теорию?

33.  Что понимают под «дисперсным начальным повреждением критического объема клетки»?

34.  Что понимают под компенсационной способностью объекта?

35.  Что понимают под дискретностью воздействия радиационного агента и функциональной негомогенностью биологического объекта?

 

ІІ. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя о цели и порядке проведения занятия – 15 мин.

2. Проверка знаний студентов по теме занятия. – 105 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 15 мин.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.  ДОЛЯ ИСКУССТВЕННОГО РАДИАЦИОННОГО ФОНА СОСТАВЛЯЕТ

а) 1%

б) 5%

в) 10%

г) 30%

д) 70%

2. ГЛАВНЫЕ РАДИОНУКЛИДЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ЗЕМЛЕ

а) калий-40

б) тритий

в) углерод-14

г) фосфор-32

д) йод-131

3. ЭФФЕКТИВНАЯ ДОЗА ЗА ГОД ДЛЯ ПЕРСОНАЛА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ

а) 10 мЗв/год

б) 15 мЗв/год

в) 20 мЗв/год

г) 30 мЗв/год

д) 50 мЗв/год

4. ЭФФЕКТИВНАЯ ДОЗА ЗА ГОД ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ

а) 1 мЗв/год

б) 5 мЗв/год

в) 7 мЗв/год

г) 10 мЗв/год

д) 15 мЗв/год

5. ЭФФЕКТИВНАЯ ДОЗА ДЛЯ ПЕРСОНАЛА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ ЗА ПЕРИОД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50ЛЕТ)

а) 200 мЗв

б) 400 мЗв

в) 600 мЗв

г) 800 мЗв

д) 1000 мЗв

6. ЭФФЕКТИВНАЯ ДОЗА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ ЗА ПЕРИОД ЖИЗНИ (70 ЛЕТ)

а) 10 мЗв

б) 30 мЗв

в) 70 мЗв

г) 100 мЗв

д) 120 мЗв

7. ВЗВЕШИВАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ГОНАД  РАВЕН

а) 0,50

б) 1,00

в) 0,20

г) 0,01

д) 0,05

8. ВЗВЕШИВАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ КРАСНОГО КОСТНОГО МОЗГА РАВЕН

а) 0,12

б) 0,18

в) 0,35

г) 0,40

д) 0,50

9. В РОССИИ ОСНОВНЫМИ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ ДОЕУМЕНТАМИ ТЕХНОГЕННОГО ОБЛУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ

а) Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)

б) Основные пределы доз (ОПД)

в) Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)

г) Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» - ФЗ №3 от 09.01.1996г.

д) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - ФЗ №52 от 30.03.1999г.

Схема 5-1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: