Глава 4 Подняться и построить

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Матфея 20:25-28

 

День 1

Есть только один эффективный метод построения здорового брака. Для многих он скрыт от глаз. Мы должны предупредить вас, что в нем нет ничего веселого и легкого. Но это единствен­ный способ получить удовлетворение, цель и любовь, которую все мы хотим иметь в браке. Готовы ли вы узнать секрет? Он прост: служите. Построить брак своей мечты можно единственным способом: посвя­тить свою жизнь служению другому человеку — своему супругу.

Пожалуйста, не поддавайтесь порыву закрыть эту книгу, не дочитав до конца, или открыть следующую главу. Мы знаем, что концепция слу­жения обычно не вызывает большого восторга. Она скорее вызывает грустные чувства и даже удрученность. Мы склонны впадать в уныние при мысли о том, что надо увлечься интересами, желаниями и предпо­чтениями другого человека. Но Иисус, Сын Бога и Царь царей, Своими главными интересами сделал решение быть слугой. Наши лучшие инте­ресы стали делом всей Его жизни. Он оставил по праву принадлежащее Ему место власти и принялся строить мост над пропастью между Богом и человеком. Сейчас, когда Он подарил нам примирение с Богом, Он наслаждается восполнением наших самых больших мечтаний, желаний и радости. Он дал нам привилегию жить экстраординарной жизнью и уподобиться Ему. Даже когда Иисус отдал Свою жизнь, Он предло­жил нам жизнь в избытке. Это беспрецедентное и безграничное служе­ние дано нам как стандарт отношений, особенно супружеских.

Теперь, когда палуба очищена, у вас есть возможность создавать семью своей мечты. Обрести свою мечту, это божественное блаженство, вы сможете, только если обменяете на нее свою жизнь. В Царстве Божь­ем можно что-то сохранить, только если добровольно отдать. Радость, любовь и насыщение, которых вы хотите в браке, могут прийти, только если вы пожертвуете своими лучшими интересами ради своего супруга.

Вы когда-нибудь замечали, что самыми несчастными оказываются христиане, поглощенные жаждой приобретать все для себя? Самыми увечными оказываются те, кто никогда ничего не делает для других. Это потому, что служение, духовная ДНК Иисуса, вплетена в нашу при­роду во Христе. Когда мы отказываемся принять Его природу, среди прочего включаюшую жизнь слуги, мы отдаляемся от Его преображаю­щей силы. Эта сила важна для развития богобоязненной жизни и бра­ка, и мы можем получить к ней доступ, только если будем стремиться жить, как Он жил. Если мы не будем служить, мы не сможем построить брак своей мечты.

Стать меньшим

Во время последнего ужина с учениками Иисус сказал Своим ближай­шим друзьям, что Его ждет неминуемая смерть и что Он будет предан. Что они ответили? Во-первых, они стали горячо отрицать, что кто- то из них может Его предать. Затем они быстро перешли к спору, кто из них больше.

Какой абсурд! Иисус говорит им, что приближается час Его смерти, а Его ближайшие друзья спорят о том, кто из них больше. Посмотрите, как Иисус ответил им:

«...А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и на­чальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служа­щий» (Лк. 22:26, 27).

Возможно, слова Иисуса как плеть хлестнули учеников. Они ясно дали понять, что ученики интересовались своим величием. А теперь Он говорит им о том, что быть большим — значит стать лучшим в служе­нии другим.

Но Иисус не остановился на этих простых и вместе с тем трудных словах. Он принялся за такое дело, что Его ученики смутились и почув­ствовали себя еще более неловко. Писание говорит:

«Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умы­вальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотен­цем, которым был препоясан» (Ин. 13:3-5).

В этом отрывке самое примечательное то, почему Иисус омыл ноги Своим ученикам. Мы узнаем ответ на этот вопрос, если приглядим­ся к слову «зная». Он знал, что Ему дана власть над всем, поэтому Он смирил Себя и принял на Себя ответственность низкого слуги. Иисус не сражался с ложной скромностью. Очевидно, Он знал Свою позицию всемогущей власти. Но, вместо того чтобы злоупотреблять ею, Он ис­пользовал ее как платформу для немыслимого поступка слуги.

В первом веке не мостили дорог и не было магазинов, где можно было купить себе пару кроссовок «Найк». Люди носили сандалии (или ходили вообще без обуви), поэтому в любой момент они могли испач­кать ноги в грязи или в экскрементах животных. Можно с уверенно­стью сказать, что наш современный мир даже не подозревает, до какой степени ноги могли испачкаться на тех дорогах и какое зловоние они могли источать.

Из-за обилия грязи на дорогах слуги и рабы обязаны были мыть ноги своим хозяевам и их гостям. В богатом доме у слуг было много дел: чистить конюшни, готовить пищу, убирать комнаты. Но обязанность мыть ноги считалась самой низкой. В некоторых кругах она воспри­нималась настолько отвратительной, что предназначалась для особого рода служанок, которые считались недостойными и ни на что не годны­ми, кроме этой грязной и унизительной работы.

Почему Иисус решил показать самую низкую работу в служении? Потому что Ему нужно было, чтобы ученики поняли важность Его уро­ка. Он даже снял с Себя одежду, символ Своей позиции Учителя, и по­вязал вокруг себя полотенце, как это делали рабы. Помните, что Иисус это сделал для того, чтобы умыть ноги людям, которые вскоре отрекут­ся от Него и предадут.

«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точ­но то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняе­те» (Ин. 13:12-17).

Умыв ноги Своим ученикам, Иисус снова надел одежду, вернувшись в роль Учителя, и показал последние штрихи урока, который Его уче­ники никогда не забудут. Эти вечные истины можно сформулировать в четырех пунктах:

Как Господь и Учитель, Я ваш совершенный пример.

Поскольку Я добровольно совершаю этот поступок, не думайте, что такой же или какой-нибудь другой, подобный ему поступок недостоин вас.

Я ваш Учитель — Тот, Кто больше вас, но при этом готов слу­жить как самый низкий слуга.

Я благословляю тех, кто следует Моему примеру лидера в слу­жении.

 

Призван служить

Иисус сказал, что вы будете блаженны, если последуете Его примеру. Это значит, что Его благословение будет на нашем браке, когда мы бу­дем подражать Ему в служении своим супругам.

Мы не призываем вас подражать Иисусу, совершая ежевечерний об­ряд омовения ног. Смысл в том, чтобы принести образец Его служения в свою жизнь. В браке мы лучше всего показываем пример Христа, ког­да играем присущие нам роли, служа друг другу. Павел писал:

«Не делайте ничего из эгоистичных или же из тщеславных по­буждений. Будьте скромны и считайте других выше себя... Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Христа Иисуса» (Флп. 2:3, 5, курсив авторов, совр. перев.).

Как мыслил Христос? Он решил смотреть на Себя как на слугу и ста­вил интересы других выше Своих собственных. Он дошел до самой крайности и отдал Свою жизнь за тех, кого любил. Большинство из нас не призваны пойти на такую жертву ради супругов, но мы призваны оставить ради них свой эгоизм.

Если служение настолько велико, если оно дает нам Божье благо­словение, почему тогда люди не совершают его? Проблема в нашей грешной человеческой природе, которая постоянно борется против Божьего Духа и принуждает нас заботиться прежде всего о своих ин­тересах. Наша плоть требует, чтобы мы признавали ее желания, и на­стаивает, чтобы мы исполняли ее прихоти. Но, независимо от того, как сильно мы ни питали бы ее, природа человека всегда будет хотеть больше.

Греховная природа постоянно толкает нас к эгоизму и недовольству, в то время как Божий Дух дает нам силу жить бескорыстно и испыты­вать довольство во всем. Каждый миг мы сами решаем, жить ли нам под водительством Святого Духа или под неутолимыми желаниями плоти:

«Потому что греховная природа желает того, что противоречит желанию Духа, а Дух желает того, что противоречит желаниям греховной природы. Они постоянно борются друг с другом, и в итоге вы не делаете того, что хотели бы делать» (Гал. 5:17, совр. перев.).

Иисус освободил нас от нашей греховной природы, чтобы мы могли свободно отдавать свою жизнь. Спасение даровало нам свободу не для того, чтобы больше получать, но для того, чтобы больше отдавать! «Братья мои, вы призваны к свободе, так не злоупотребляйте же этой свободой и не идите на поводу вашей греховной природы, а, наоборот, служите друг другу с любовью» (Гал. 5:13, совр. перев.).

Свобода дарована нам для того, чтобы мы могли жертвовать своей жизнью. Если мы будем просто жить для себя, то мы напрасно получили свободу во Христе и снова подчиняемся эгоизму и греху, от которых Христос Своей смертью освободил нас. Научившись жить, служа другим, особенно своим супругам, мы причащаемся к жизни с избытком, которую Он открыл для нас.

 

День 2

Исполненные Святым Духом

Когда люди открывают так называемые «стихи о браке» в Послании к Ефесянам, 5-й главе, они обычно начинают с 22-го стиха, повелеваю­щего женам подчиняться. Но на самом деле Павел начинает увещевать в этой главе раньше. Чтобы лучше понять, как брак должен показывать отношения между Христом и Церковью, давайте посмотрим на стих 18:

«...но исполняйтесь Духом» (Ефес. 5:18).

На греческом языке-оригинале слово «исполняйтесь» означает постоянный непрекращающийся процесс пропитывания Духом. Одного раза недостаточно. Если мы не исполняемся Духом постоянно и не ищем Его водительства, тогда мы будем ожидать от своих супругов, что они восполнят нужды, которые может восполнить только Бог. Как ни прекрасен ваш муж (жена), он (она) не сможет занять место Бога. Если вы будете ожидать, что он наполнит вашу жизнь целью и смыслом, то есть благословениями, которые может даровать только Бог, то вас постигнет разочарование и огорчение, и вы не сможете показать любовь Божью. Брак будет отражать Христа только до той степени, насколько Духу Святому есть место в нашей жизни. Христос — краеугольный камень нашего спасения, но Дух Святой — Тот, Кто преображает нас. Если мы будем постоянно исполняться Святым Духом, мы сможем пережить обновление разума и преображение своего поведения. Бог говорит нам: «...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истле­вающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в пра­ведности и святости истины» (Ефес. 4:22-24).

Пытаться любить и служить Христу отдельно от Его Духа — это все равно что пытаться выдавить воду из шланга, не подключенного к водопроводу. Шланг сам по себе не может вырабатывать воду — он лишь проводник. Точно так же и мы можем любить и служить своим супругам, как хочет Бог, только если примем силу Святого Духа.

Сила воли и модель поведения тоже имеют свое место, но они в ко­нечном итоге не могут обновить наш ум и преодолеть желания плоти. Мы сможем пережить в своей жизни Его влияние и преображающую силу, только если откроем себя перед Личностью и силой Святого Духа. Это влияние проявляется в христоподобном отношении к супругу и по­ступках в семье. Любая попытка изменить поведение без вмешатель­ства Духа Божьего приведет к огорчению и разочарованию.

Мы получаем множество посланий от мужчин и женщин, чьи семьи рушатся из-за манипуляций и надменного поведения. Часто эти люди знают Писание, но им не хватает любви и благодати Духа Святого. В ре­зультате слова, которые должны приносить свободу и силу, ранят, уни­жают и терзают людей. Такие разрушители присутствуют там, где правит эгоизм, и он не исчезнет, пока мы не подчинимся работе Духа Божь­его и перестанем отвергать служение как свою главную роль в браке.

В оставшейся части этой главы мы исследуем, что представляет со­бой служение в контексте брака. Наша цель в том, чтобы дать библей­ские основы для жизни и построения брака на служении. Поэтому мы призываем вас не использовать эту главу как разрешение осуждать по­ведение супруга за все прошлое и настоящее. Вместо этого используйте ее как схему для движения вперед.

В нашем понимании мы расставляем эти акценты исходя из того, что и муж и жена хотят почтить Божий план для своего супружеского союза. Мы знаем, что это не всегда так. Какой бы ни была ситуация, помните, что вы не можете изменить своего супруга. Если же вы хотите попытаться изменить его, делайте это только Божьим путем. Откройте свое сердце для действия Святого Духа, и пусть Он сделает с вашим супругом то, что может сделать только Он.

 

Личности и роли

Чтобы понять роли в служении в браке, необходимо вернуться назад в Эдемский сад: «...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

И мужчины, и женщины сотворены по образу Божьему, они отра­жают природу Бога. Мужчины и женщины разные, но они равно важны в отражении природы Бога на земле.

Муж и жена — это роли. Обе они уникальны, и Библия четко объ­ясняет их особенности, но роли не являются нашей идентичностью, которая связана с оригинальным замыслом Бога о нас. Мы сотворены, чтобы быть носителями подобия Бога на земле. Грехопадение испор­тило этот замысел, но жертва Христа восстановила его. Наше спасение во Христе прежде всего изменило нашу идентичность.

Не роль (мужа, жены, профессионального сотрудника, служите­ля, родителя или друга) говорит о вашей идентичности. Поскольку изменение роли (например, вы были неженаты или не замужем и жени­лись или вышли замуж) не означает изменения идентичности, мужчи­ны и женщины одинаково ценны в глазах Бога после вступления в брак, как и до вступления в него.

К сожалению, многие люди (особенно женщины) чувствуют, что их ценность меняется после того, как они женятся или выходят замуж. Женщины боятся, что если они начнут уважать своих мужей, то ока­жутся на втором месте в семье, станут менее важными и ценными. В ре­зультате, вместо того чтобы расти в любви и служении, женщина посте­пенно порабощается рутиной.

Даже если кажется, что муж от этого только выиграет, в действитель­ности все иначе. На самом деле и муж, и жена проигрывают, когда эго­изм приветствуется как стиль жизни. Муж, который смотрит на свою жену не как на равного партнера в браке, не только лишает свой союз близости, но и упускает одну из самых больших возможностей для ро­ста. Мужчины становятся более христоподобными, когда служат своим супругам, как Иисус служит Церкви. Помните, что Иисус показал Свое главенство, служа тем, кого Он ведет и любит.

Любовь, уважение и честь являются важнейшими качествами для обоих супругов. Они оба важны и оба должны служить друг другу. Глядя на брак с этой точки зрения, можно восстановить и в мужчинах, и в женщинах силу власти, Божий дар авторитета, доверенного нам с момента творения.

Владение или господство

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножай­тесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким жи­вотным, пресмыкающимся по земле... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:28, 31).

В начале мужчины и женщины не были соперниками. Они были близкими союзниками и соработниками — два разных человека, объ­единенных одним сердцем. Им был доверен мандат наполнять землю и владеть ею. Бог дал им поручение плодиться и размножаться и дове­рил остальное. Он велел им владычествовать.

Владычество связано с правящей властью, авторитетом и контро­лем. Оно говорит о сфере влияния и власти. Как мы узнали из истории Тайной вечери, вся власть, дарованная мужчине или женщине, дается, чтобы служить ради их блага и роста.

Битва полов началась после грехопадения. Из-за огромной пропасти, лежащей между Богом и Его творением, владение превратилось в доми­нирование и манипуляции. Эти искажения данных Богом сил продолжа­ют враждовать с Его замыслом о прекрасном союзе. Брак стал инстру­ментом разделения, вместо того чтобы быть инструментом умножения.

По замыслу Божьему супружеский союз должен был стать не полем битвы, но полем единства. Брак соединяет двух людей, имеющих разное прошлое, разные сильные стороны, а затем использует эти различия, чтобы создать возможность для умножения. Все это часть Божьего пла­на по примирению, казалось бы, непримиримых вещей. Иисус сказал:

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

Мы придаем этому стиху исключительно евангельское значение, в то время как он несет в себе гораздо больше смысла. Иисус пришел, что­бы спасти не только погибших, но также то, что было потеряно. В грехо­падении мы потеряли связь с Богом, но еще мы потеряли исключитель­ность наших взаимоотношений друг с другом. Это включает отношения брата с братом, сестры с сестрой, родителя с ребенком и мужа с женой. Мы потеряли красоту взаимоотношений со всем остальным творением.

Спасительная работа Иисуса не только дает нам возможность выжить до прихода на небеса. Она выражается в избытке и восстановлении в этой жизни. Благодаря кресту мы имеем потенциал на восстановление всех пострадавших отношений. Это значит, что можно принимать исцеление в браке сейчас. Мужчины и женщины смогут снова жить как одно целое!

Когда наши сердца едины, когда мы горим одной целью, мы умножа­емся, ибо Бог говорит, что там, где есть единство, Он дает благословение (см. Пс. 132). Враг наших душ не хочет, чтобы нам доставались благо­словения Божьи, и он не хочет, чтобы мы умножались. Поэтому он де­лает все, что в его силах, чтобы уничтожить наш союз. Сражаясь против обмана господства и принимая истинную природу владычества, мы со­трудничаем с Богом, чтобы увидеть, как Его воля исполняется на земле.

Теперь перейдем к конкретной дискуссии о различных ролях, в кото­рых мужчины и женщины служат в браке. Без понимания Божьей пер­спективы идентичности, ценности, владычества человек легко впадет в заблуждение и будет ошибочно считать, что эти роли, установленные небесами, превозносят одного супруга над другим. Мы верим, что по­сле изучения первого Божьего мандата и ролей, вы увидите, насколько весомы, интересны и ценны роль и мужа, и жены

 

День 3

Муж, почитай свою жену

«Подобным образом, мужья, с пониманием относитесь к женам, как к более слабым. Уважайте их, зная, что они получили в на­следие тот же дар жизни, что и вы, — тогда ничто не будет пре­пятствовать вашим молитвам» (1 Пет. 3:7, совр. перев.).

Честь простирается в обе стороны. Библия ясно говорит, что оба су­пруга должны оказывать друг другу честь. О роли жен мы поговорим позже, а пока давайте сфокусируемся на роли мужчины.

Муж, место твоей жены не где-то под тобой. Она твоя сонаследница во Христе, и ты должен оказывать ей честь. Когда Петр говорит, что оно слабее тебя, он имеет в виду ее физическую силу, а не потенциал мудро­сти, проницательности и духовной силы. Физическая «слабость» твоей жены не делает ее менее ценной, чем ты, это лишь означает, что, возмож­но, она не сможет столько же раз поднять штангу, как ты. Комментарий

Петра — это заявление фактического наблюдения, а не декларация о достоинстве. Это важный момент, потому что мы сдерживаем себя и не служим друг другу, не видя друг в друге объект, достойный по­чтения и уважения. Чтобы полагать свою жизнь за жену, мы должны признать ее выдающуюся ценность.

Мы говорим об этом прямо не потому, что нам кажется, что ты хо­чешь принизить или умалить ценность своей жены, но потому, что мы не можем позволить себе оставить этот вопрос недосказанным. Муж­чины и женщины сотворены по образу Божьему, поэтому, когда муж­чины не оказывают честь женщине, не подчеркивают ее ценность и не защищают ее, тем самым здесь на земле они бесчестят нашего Не­бесного Отца.

В начале Бог сказал, что нехорошо быть человеку одному (см. Быт. 2:18). На первую проблему (изоляцию мужчины) Он ответил сотво­рением Евы. Женщина — это Божий ответ, а не второе творение. Как человеку Божьему тебе доверена возможность любить, поддерживать, вкладывать и служить своей жене, смело открывая Божье сердце миру, потерявшему свой путь.

Петр также писал, что мужчины должны относиться к своим же­нам с пониманием. Мы должны искать понимания у тех, кто отличается от нас. Все мужчины разные и все женщины разные, мужчины отлича­ются от женщин. Я (Джон) не должен перестать уважать Лизу только потому, что она отличается от меня. Наоборот, я радуюсь, что она дру­гая, и стремлюсь понять, чем она отличается от меня.

Моя жизнь была бы однообразной и скучной, если бы мы с Лизой были совершенно одинаковыми. Несмотря на то, что нам порой при­ходится трудно из-за наших различий, благодаря им обнаруживаются наши слабости, которые можно укрепить. Мне нужно, чтобы Лиза была не такой, как я. Я оказываю ей честь и стремлюсь понять, чем она живет и дышит, — так я приношу пользу и себе, и своей семье.

Наконец, обратите внимание, что в Первом послании Петра (3:7) говорится, что, если не уважать свою жену, мы будем иметь препятст­вие в молитве. Благополучие женщин настолько важно для Бога, что уважение и понимание жен Он сделал основополагающими факторами нашей молитвенной жизни!

 

Глава союза

«Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела...» (Ефес. 5:23).

Этот стих говорит не о превосходстве или неполноценности. Он от­ражает картину Христа и Его невесты, потому что именно это символ су­пружеских отношений. Поскольку мужья соединены со Христом в этой органичной аналогии, они берут на себя роль лидеров в данном союзе. На них лежит потрясающая ответственность через служение быть ли­дером, как это делает Христос, чтобы неверующий мир увидел природу Христа. (Когда вы поймете, насколько сильно Иисус любит Церковь, на­зывая ее Своей невестой, вы ни на секунду не усомнитесь, что Бог не за­думывал принижать женщину и давать ей роль второй скрипки.)

Мужу дана власть главы супружеского союза не для того, чтобы он просто заглушал все слова жены. Наоборот, умный муж не захочет игнорировать совет своей жены, он поймет, что ее слово очень важно в процессе принятия решения.

В первые годы нашей супружеской жизни я (Джон) молился при­мерно по полтора часа в день. Мне казалось, что Лиза, которая работа­ла тогда весь рабочий день, молилась очень мало, коротко в душе или за рулем. Когда наши мнения по какому-нибудь вопросу расходились, я совершал ошибку, предполагая, что поскольку я больше времени про­вожу в молитве, значит, я могу воспользоваться данной мне властью и, как глава семьи, принять собственное решение. Чуть ли не в половине случаев я поступал по собственному выбору, а затем неизменно обна­руживал, что Лиза была права!

Признаться честно, меня это огорчало. Я думал, почему ее мнение оказалось настолько верным, несмотря на то, что я гораздо больше вре­мени провожу в молитве? Поэтому однажды я помолился: «Бог, я мо­люсь по полтора часа каждое утро, а Лиза молится не больше десяти минут, пока принимает душ. При этом она оказывается права в боль­шинстве наших споров».

В ответ Господь сказал: «Нарисуй круг». Я нашел листок бумаги и на­рисовал круг.

«По всему кругу нарисуй букву икс», — сказал мне Бог. Когда я за­полнил иксами весь круг, Он сказал: «Теперь посередине проведи раз­делительную черту».

«Ты видишь, — сказал Бог, — примерно половина иксов находится на одной стороне круга и столько же на другой? Джон, когда ты был холост, ты был полноценным во Мне. Ты был полным кругом. Но ко­гда ты женился на Лизе, ты стал одной плотью с ней. Теперь один круг представляет вас обоих. Ты на одной стороне, она на другой».

«Знаешь, что означают эти буквы икс? — продолжил говорить мне Бог. — Они представляют информацию, которая тебе нужна от Меня, чтобы принять мудрое решение. Проблема в том, что ты принимаешь все решения на основании половины информации. Научись получать от сво­ей жены то, что Я показываю ей, чтобы ты, как глава семьи, мог принять решение на основании всей информации, которую Я даю вам двоим».

Это откровение произвело революцию в моем сознании и показало мне, что значит быть главой семьи. С тех пор у меня не возникало же­лания воспользоваться своей ролью и пренебречь советом Лизы. Я на­слаждался тем, что принимал от Бога все, что Он говорил через нее, и радовался, что мы в наших решениях шли к единству.

Лидер-слуга

Повторим, что роль мужчины не должна быть доминантной. Доминиро­вание значительно отличается от лидерства. Лидерство включает досто­инство выбора, в то время как доминирование требует своего без всяких вариантов. Ключ, посредством которого мужчина может стать богобо­язненным лидером в доме, лежит в понимании того, что значит зани­мать позицию власти. Вспомним слова Иисуса: «...Пусть самый великий среди вас будет как самый меньший, а начальник — как слуга.» (Лк. 22:26, совр. перев.). Как глава семьи муж должен быть лидером-слугой.

Мужчина не босс, для которого женщина должна делать все. Он ли­дер, обязанный делать все вместе с ней. На самом деле, если он мудрый, то постоянно будет повторять ей, что ничего не может без нее. Я (Лиза) люблю, когда мой муж говорит, что нуждается во мне. Я чувствую себя такой полной сил, что готова восполнить любую его нужду. А если я не знаю, как стать женщиной, которая сделает все, что нужно, я изо всех сил постараюсь, чтобы научиться быть такой женщиной. Я расцве­таю, когда он считает меня важной 2.

Муж, служить своей жене не значит давать ей все, что она захочет. На самом деле это значит — полагать свою жизнь за нее и принимать решения исходя из ее лучших интересов. Мы ведем свою супругу, как Иисус ведет нас. Иисус много чего делает из наших лучших интересов, хотя нам не всегда это нравится. Несомненно, вы столкнетесь с ситуа­циями, когда благополучие супруги не совпадет с вашими предпочтени­ями. На примере Иисуса мы знаем, что в таких случаях надо выбирать самое лучшее, а не самое комфортное и удобное. Главными проводни­ками для определения лучших интересов вашей жены будут любовь и почтение, как Христос любит и чтит Церковь.

После того как Иисус умыл ноги Своим ученикам, Он ясно показал им, что по-прежнему остается их Господом. Он не отрекся от Своей по­зиции власти. Но Он совершил радикальный поступок, положив новое определение смысла власти. Из Его урока мы видим, что власть нам да­ется, чтобы служить друг другу. Мужчины, мы должны использовать свою власть главы семьи, чтобы создавать обстановку, которая лучше всего послужит жене. Как глава семьи, мы несем ответственность стать главными слугами. Поступая так, мы подчиним себя своим женам.

«Подчиняйтесь друг другу — из страха перед Христом» (Ефес.

5:21, совр. перев.).

Помните заповедь, которую Павел дал в Послании к Ефесянам (5:18) «исполняться Духом Святым»? Далее он продолжает говорить о том, как ведет себя человек, исполненный Духом: поет духовные песни и воздает благодарения. Затем в стихе 21 он говорит: «подчиняйтесь друг другу».

Обычно эти слова относят к началу разговора Павла о браке. Вот что говорят Тимоти и Кейти Келлер в своей книге «Суть брака»:

В английском переводе стих 21 обычно выносят отдельным предло­жением, но так для читателей теряется важная часть, на кото­рой Павел делает акцент. В греческом тексте-оригинале стих 21 стоит после длинного предложения, в котором Павел описывается несколько черт человека, «исполненного Святым Духом»3.

Дальше они пишут:

Последней чертой исполнения Духом и служит это последнее предложение. Здесь имеется в виду полное избавление от гордо­сти и своеволия, что приводит человека к смиренному служению другим людям4.

В контексте брака это значит, что супруг, исполненный силой Духа (о важности этого мы говорили раньше), будет подчиняться своей вто­рой половине. Многие люди относят подчинение исключительно к роли жены, но Павел ясно показывает, что оба супруга должны подчиняться друг другу. Греческое слово «подчиняться» в данном стихе то же самое, которое Павел использует в другом месте, говоря, что жены должны подчиняться своим мужьям. Это слово передает покорение или субор­динацию. Поскольку мы рассматриваем сейчас только контекст семьи, да, жены должны подчиняться своим мужьям как главе дома. Но от муж­чин требуется принимать другую форму подчинения своим женам.

Павел пишет, что мы должны подчиняться из страха перед Христом. Слово «страх», по-гречески «фобос», подразумевает ужас или страх, на­полненный благоговением. Поэтому данный стих можно чуть точнее перевести: «подчиняйтесь друг другу из благоговейного страха перед Христом».

Однажды, когда я (Джон) не особенно хорошо относился к Лизе, Бог обратился ко мне и сказал: «Лиза прежде всего Моя дочь и только по­том твоя жена». Эти слова заставили меня почувствовать страх перед Господом!

Муж, Бог всегда рядом. Он знает, как ты разговариваешь и как ве­дешь себя по отношению к Его дочери. Он проникает сквозь твои слова и мотивы сердца. Оказываешь ли ты Ему честь через отношение к своей невесте? Если ты бесчестишь ее, ты бесчестишь ее Отца. Заботься о ней со страхом и трепетом.

Павел продолжает объяснять, что муж подчиняется своей жене, по­лагая жизнь за нее. Другими словами, он подчиняется ей, жертвуя со­бой ради ее лучших интересов.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Ефес. 5:25).

Христос никогда не пользовался Своей позицией власти ради Соб­ственной выгоды. Он использовал власть, чтобы дать нам силу. Точно так же мы, как мужья, призваны пользоваться своей позицией власти ради выгоды и силы своих жен. Христос отдал Свою жизнь, чтобы про­славить и освятить Свою невесту. Величайшей радостью и счастливей­шим концом для Него можно назвать ее прославленный венец. На пути по следам Иисуса нет места эгоизму. Ваша роль мужа заключается в том, чтобы провести свою жизнь в служении жене, ради великой цели явить Христа ей и окружающему миру. Если вы станете таким лидером для своей жены, ей будет намного легче и радостнее подчиняться вашей Богом назначенной позиции власти.

 

День 4

Жена, поддерживай своего мужа

«Жены, понимайте своих мужей и повинуйтесь им, как Госпо­ду, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церк­ви, не в доминировании, но в заботе, и Он же Спаситель тела.

Но как Церковь повинуется Христу в Его лидерстве, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5:22-24, расш. перев.).

Помните, что Павел написал мужьям и женам «подчиняться друг другу из благоговейного страха перед Христом» (Ефес. 5:21). В следую­щем стихе он пишет больше: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу...» (ст. 22). Многие рассматривают эту заповедь как лишение для женщин, но это не так.

Поскольку в браке нет доминирования, жена разделяет ответст­венность мужа как равный партнер. Это не противоречит главенству мужа, потому что и муж и жена имеют равные доли власти и влияния внутри семьи и в окружающем их мире. Владение говорит: «Я буду ис­пользовать власть и влияние от твоего имени, а ты от моего».

Поддержка мужа со стороны жены является поступком служения. Жена, тебе доверено сердце мужа. Защита его сердца словами правды в любви и уважении может стать одним из величайших актов служения. Научитесь служить мужу, помогая ему выразить свое сердце. Вместо поспешных выводов помогите ему расти в видении и движении к цели, обогатив его жизнь общением.

Женщины слабее физически, но мужчины чаще всего подвергают­ся риску заболеваний сердца. Женщины призваны заботиться о сердце мужчины, так же как мужчины призваны быть защитниками женщин, компенсируя любые физические слабости своих жен. Разве есть пору­чение благороднее, чем защищать и охранять сердце?5

В то время как муж служит и полагает жизнь за свою жену, она от­вечает ему почтением как к главе союза. Так она может являть любовь Христа миру. Ее почтение, любовь и уважение к мужу показывают, что значит быть ведомым Иисусом. Бог велел женщинам повиноваться му­жьям не потому, что они играют второстепенную роль в семье. Он при­глашает их показать, какой должна быть Церковь. В браке мы имеем возможность демонстрировать, как должна выглядеть жизнь, когда нас ведет хороший, верный, любящий и великодушный Господь и Спаси­тель. Какая трагедия, если мы позволяем врагу превратить это в пре­зренную и полную сожаления роль. Даруя эту роль женщинам, Господь попросил Своих дочерей показать, что Он заслуживает доверия.

Бог знает, что Он создал женщин сильными и способными. На про­тяжении истории Он избирал женщин, чтобы вести, судить, проро­чествовать, ходатайствовать и даже выносить и выкормить Своего Единственного Сына. Призывая женщин уважать главенство своих мужей, Он не говорит, что женщины слабые и недостойные. Наоборот, Он говорит: «Я знаю, что ты сильная и способная, потому что ты — Моя дочь. Но в вечном прообразе брака Мне нужно показать благость, которая проявляется в подчинении Мне. Захочешь ли ты добровольно взять на себя роль поддержки и подчинения, чтобы показать другим, что Я заслуживаю посвящения?»

 

Бремя лидерства

В отличие от Бога мужья несовершенны. Они не всегда принимают пра­вильные решения и не всегда служат своим женам, как должны. Отсюда происходит большое огорчение для женщин, желающих чтить и под­держивать своих мужей. Со временем они испытывают искушение взять контроль в свои руки. Но даже если им кажется, что сопротивле­ние лидерской позиции мужа принесет им свободу, на самом деле они лишь испытают боль в сердце.

Когда наш первый сын был еще младенцем, я (Лиза) работала мно­го часов, распорядок дня был очень напряженным, и мне часто при­ходилось работать по выходным. На работе я сталкивалась с личными и профессиональными проблемами, в то же время я старалась быть идеальной мамой и женой. Тем временем у Джона было переходное время. Пока я находилась в стрессе из-за работы и из-за того, что мало видела своего сына, Джон работал неполный рабочий день, молился, постился, общался с друзьями и играл в гольф. Я чувствовала сильней­шее давление и обвиняла его во всем. Я чувствовала, что именно я дер­жу все в руках, но мои пальцы готовы были разжаться.

Я хотела, чтобы Джон волновался вместе со мной, но он этого не де­лал. Когда я в очередной раз поделилась с ним своими страхами и опа­сениями, он сказал мне: «Лиза, отпусти свои тревоги, отдай их Богу».

Я подумала: «Ни за что! Если я не позабочусь, то дела так и не будут сделаны». Напряжение росло и все сильнее давило на меня. Однажды вечером я принимала душ и жаловалась Богу на свою тяжелую долю. Я возмущалась, что ничего не могу доверить Джону. Даже о том, что нужно вынести мусор, мне приходилось напоминать ему. Как я могла довериться ему в более важных делах? Я долго возмущалась, пытаясь оправдаться, почему я не могу ослабить контроль.

Лиза, как ты думаешь, Джон хороший лидер? — мягко спросил меня Господь.

Нет, я так не думаю! Я не доверяю ему! — уверенно ответила я.

Лиза, тебе не обязательно доверять Джону, — ответил Он. — Главное, доверяй Мне. Ты чувствуешь, что Джон не очень хорошо справляется со своими обязанностями как глава дома. Ты чувству­ешь, что можешь сделать это лучше. Напряжение и беспокойство, ко­торые ты испытываешь, возникли в результате давления и тяжести позиции главы дома. Для тебя это бремя, а для Джона мантия. Оставь это, Лиза.

Я сразу же поняла источник своего бремени. Роль главы дома, кото­рую я пыталась исполнять, давила на меня, потому что я взяла не свои обязанности. Для моего мужа это не было бременем, потому что Бог помазал его быть главой дома.

Я призналась, что действительно сражалась за лидерскую позицию в нашем доме. Вместо того чтобы поддерживать своего мужа и верить в него, я загнала его в угол. Он же, в свою очередь, отдал свою позицию власти мне, и я все испортила.

Сокрушенная, я выключила душ, схватила полотенце и тут же пом­чалась в спальню к Джону. Я плакала и извинялась: «Мне так жаль, я во всем тебе сопротивлялась, — говорила я. — Я боялась тебе дове­рять. Я завтра же брошу свою работу, если ты хочешь. Мне снова хочет­ся быть с тобой рядом».

«Я не хочу, чтобы ты бросала работу, — сказал Джон. — Я не думаю, что проблема в этом. Но я точно думаю, что тебе надо перестать видеть себя в качестве источника».

Он был прав. Я не была источником, им был Бог. Из-за того что я упу­стила эту истину, я была в стрессе и перестала поддерживать мужа. Мы поговорили еще, и я пообещала Джону: «Я буду стоять за тобой и буду тебя поддерживать. Я верю в тебя».

В тот момент я не была уверена, как именно я буду оказывать ему поддержку и верить в него. Я знала только одно: Джону нужна была моя поддержка больше, чем мне нужно было знать все детали, как и по­чему. Я признавала, что в нашем доме все пошло кувырком, и хотела, чтобы Бог сделал порядок из хаоса, который я сотворила. Джон, в свою очередь, тоже извинился за то, что он перестал быть лидером и отда­лился от меня. Мы заключили завет друг с другом о любви, поддержке и взаимовыручке.

В ту ночь я впервые за многие годы спокойно заснула и спала чудес­ным сном. Иго рабства было с меня снято.

Всякий раз, когда мы берем то, что Бог для нас не предназначал, мы принимаем на себя узы рабства. С другой стороны, все, на что Бог нас помазал, покоится на нас как мантия, знак позиции и силы, дающей нам защиту и обеспечение.

Взяв на себя главенство в доме, я приняла бремя, а Джон лишился мантии. Получился бардак! Когда я подчинилась порядку, установлен­ному Богом, мое бремя было сброшено, и Джон оделся в Божью мантию лидерства. Я тоже была покрыта, потому что мантия покрывает и защи­щает меня и всех людей, находящихся под заботой Джона 6.

 

День 5

Придумать свои роли

Библия много говорит о ролях мужчины и женщины в браке, но много­го и не говорит. Точно так же как Бог велел Адаму и Еве размножаться и наполнять землю, не детализируя подробностей, нам Бог дал границы в браке, не помещая нас в них. Он очертил нам границы и показал, как мы должны служить, но не нарисовал каждый наш шаг.

Это подобно большому участку земли, где мы можем построить, что захотим, и наслаждаться этим. Некоторые люди захотят бассейн, другие — баскетбольную площадку, третьи сделают и то и другое, или ничего. Так же и брак — это ваш «дом с участком», стройте, что хотите. Если жена любит заниматься ландшафтом, пусть она спланирует все, как хочет. Если мужу нравится садоводство, пусть он занимается са­дом. Тогда оба супруга будут наслаждаться плодами трудов друг друга. Ни у кого нет права утверждать, что только мужчины могут заниматься планированием, а женщины садом. То, что вам нравится, то и делайте, но всегда помните о границах своего служения. Ваше право продумы­вать детали, а Дух Святой будет направлять вас.

Больше всего мы получаем удовлетворение от служения в браке, ког­да ожидаем, что наши супруги будут служить нам, как мы служим им, но так происходит не всегда. В нашей семье мы когда-то смеялись, когда Джон говорил, что он служитель. При этом он всегда исчезал из кухни сразу, как только заканчивался ужин, оставляя меня (Лизу) с сыновья­ми, чтобы убрать со стола и помыть посуду. Тогда нам не казалось, что он служит.

Мы не признавали, что Джон служил в другой роли. Пока мы убира­ли посуду, он проверял наш бюджет, просматривал почту и оплачивал счета. Он не брался за дело, с которым мы могли легко справиться без него, выбирая другие необходимые дела, с которыми лучше Джона в на­шей семье никто бы не справился.

Этот пример показывает нам важный принцип распределения обя­занностей. Чтобы создать культуру служения в браке, самое лучшее, что вы можете сделать, — это определить, кто из вас за что отвечает. Когда вы будете знать обязанности, о которых вместе договорились, вы выиграете вдвойне. Во-первых, если вы будете хорошо исполнять свою роль, вы уже значительно послужите своему супругу. Если вы возьмете ответственность за свою роль, вы подарите супругу время и спокойст­вие. Во-вторых, когда вы знаете, за что отвечает ваш супруг, вы понима­ете, в каких сферах можете искать возможности расширить собствен­ное служение своей семье.

Возможно, вы заметили, что ни один из стихов Послания к Ефеся- нам, 5-й главы, не подчеркивает стереотипы об интересах или умениях мужчин и женщин. Не нужно поддаваться давлению и ограничивать распределение обязанностей в своем доме в соответствии с тем, что кажется «традиционным» или «нормальным». Некоторые мужья любят готовить. Некоторым женам нравится следить за машиной. Одному из вас нравится проверять домашнее задание у детей, в то время как другому нравится водить их на спортивную секцию.

У кого лучше получается заниматься бюджетом, тот и может отве­чать за финансы и служить своей семье, помогая тратить деньги, не вле­зая в долги.

Можно служить супругу, заботясь о своем теле и внешности, и не под­даваться мнению друзей в ущерб интересам супруга. Можно служить словами и поступками. В браке много места и возможностей послужить.

 

Наслаждайтесь благословением

«Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны» (Ин.

13:17, совр. перев.).

Служение благословляет человека, которому служат, но самое боль­шое благословение все-таки дается тем, кто служит.

После того как ваш брак будет очищен и видение в нем прояснится, он станет прекрасной картиной Божьей любви на земле. Если хотите построить его самым лучшим образом, используйте любой шанс, что­бы послужить. Назидайте друг друга и наблюдайте, как потекут Божьи благословения.

Когда мы начали назидать друг друга, Бог начал назидать нас. Он расширил границы нашего мира и позволил нам делиться Его любо­вью и благодатью с многими людьми вокруг нас. Когда вы будете на­зидать друг друга через служение, Бог откроет для вас возможности служить людям, находящимся в сфере вашего влияния. Его превос­ходный план заключается в том, чтобы превратить ваш брак в такой шедевр, который заставит задуматься даже самых циничных неверую­щих людей.

Служение — этот поступки и отношения. Каждый раз, когда у вас есть возможность послужить супругу, вы можете выбрать один из трех вариантов: отказаться в пользу эгоизма, послужить, но всем своим ви­дом показать недовольство, или служить от всей души и с радостью, всем своим видом показывая наслаждение от поддержки своего спуруга.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Хри­сте Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как чело­век...» (Флп. 2:5-7).

Человек, вступая в брак, в сущности, подписывается служить сво­ему супругу всю оставшуюся жизнь. Ваше «Да, я согласен (согласна)» означает: «Я посвящаю свою жизнь твоим лучшим интересам. Я выби­раю радость, полагая свою жизнь за тебя. Твои мечты, желания и цели теперь становятся моим главным приоритетом в жизни. Я хочу узнать, как показывать Божью любовь с тобой».

Если вы действительно вступаете в брак со смирением и сердцем слуги, вы узнаете, что такое божественный союз. Вам придется нелегко, но если вы будете стремиться к самому лучшему, что приготовил для вас Бог, в вашем доме потекут реки любви, радости, мира, счастья, на­слаждения, и вы подарите миру картину Божьей любви

 

СЕКРЕТ УСПЕХА
...А Я посреди вас, как служащий. Луки 22:27

...К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Галатам 5:13

«любовь — это основание для брака: любовь к Богу и любовь к ближнему, — объясняют авторы и спикеры Д-р Генри Клауд и д-р Джон Таунсенд. — Она выражается в том, что ищет самого луч­шего для другого человека, независимо от того, заслуживает он этого или нет. Она ставит другого человека превыше собственных эгоистичных нужд и желаний. Она жертвует, отдает и страдает. Она выдерживает обиды и штормы ради долгосрочного сохранения за­вета»7.

Стремиться выполнить лучшие интересы своих супругов, ставить их нужды и желания превыше собственных и щедро жертвовать — все это одним словом называется «служить». Это секрет успешного брака.

Остановитесь и подумайте. Назовите некоторые интересы своего супруга: что приносит ему (ей) удовлетворение, какой отдых ему (ей) нравится, какие у него (нее) хобби? Что заставляет его (ее) расслаб­ляться, улыбаться и чувствовать себя счастливым?

 

Какими практическими способами можно ободрить его (ее) в его (ее) интересах и сделать его (ее) интересы приоритетными?

Спросите себя и Святого Духа: «Что удерживает меня от служения моему супругу? Есть ли что-то конкретное во мне, что поддержива­ет эгоизм? Пугают ли меня последствия, если я смирюсь и буду слу­жить?» Молитесь, чтобы Дух Святой показал вам ваше сердце.

Иисус — наш лучший служитель, и вы, как дети Божьи, унаследовали Его ДНК. Это правда! У вас есть Его духовные гены, один из которых — служить. Уделите время, чтобы поразмышлять над этими стихами.

Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рож­ден от Бога.

Ин. 3:9

Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.

1 Пет. 1:23

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успо­кою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Мф. 11:28-30

Что Дух Святой показывает вам? Как эти стихи ободряют вас и моти­вируют молиться?

 

ИСПОЛНЕНИЕ ГОСПОДСТВА

Что есть человек, что Ты помнишь его?..

Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его... Псалом 8:5-7

Самоотверженность и сердце, готовое служить, являются частью нашего наследия как веруюших во Христа. Эти удивительные чер­ты нашего Небесного Отца культивируются и становятся реальными в нашей жизни, когда мы проводим время в отношениях с Ним. Та­ким образом, своей жизнью и супружеством мы отражаем служение Иисуса до той же степени, до которой позволяем Его Святому Духу постоянно наполнять нас.

Вы когда-то начали путь с Господом, поразмышляйте о ваших от­ношениях с Ним от начала до нынешнего момента. В чем Его Дух преображает вас и делает лучше? Каким образом Он преобразил ваш брак?

Пребывая в вас Своим Духом, Бог желает, чтобы вы и ваш супруг вла­дычествовали над всем, что Он доверил вам. Согласно оригинально­му словарю Вебстера, 1828 года издания, слово «владычество» озна­чает «власть управлять и править; силу направлять, контролировать и пользоваться; наивысший авторитет»8.

Внимательно перечитайте определение владычества. Теперь остано-
витесь и подумайте: каждый отдельно и вместе как пара — кто или что было отдано под ваш контроль или заботу, чтобы вести, контро­лировать и осуществлять власть? Как вы справляетесь в этих сферах?

Случалось ли, что какая-то сфера вашего владычества была извраще­на и превратилась в то, что теперь доминирует и контролирует вас? Если да, объясните.

Помолитесь и отдайте эту сферу Святому Духу. Попросите Его простить вас и дать вам Его благодать (власть) и план, как вернуть это владычество.

Как практически вы могли бы сотрудничать со своим супругом в ка­честве союзников, а не соперников? Как лучше вы можете управлять своими детьми, ресурсами, работой, служением и т.д.?

Когда вы и ваш супруг едины в сердце и цели, вы умножаетесь. Там, где есть единство, Бог дает благословение (см. Пс. 132). В каких сфе­рах враг усердно работал, чтобы спровоцировать разделение и ссо­ры между вами? Смиритесь и подчинитесь Богу. Приветствуйте Его Духа, просите у Него единства со своим супругом и ожидайте Божьих благословений.

 

ПОЧИТАЙТЕ ДРУГ ДРУГА РАВНЫМИ

...и каждая жена должна уважать своего мужа. Ефесянам 5:33, The Message, перев. с англ.

Также и вы, мужья: будьте добры к своим женам, уважайте их, восхищайтесь ими... В новой жизни Божьей благодати вы равны. Обращайтесь с женами, как с равными, чтобы не было вам препятствия в молитвах. 1 Петра 3:7, The Message, перев. с англ.

Мужчины и женщины равны в браке. Жена не является приложени­ем к мужу, и муж не является приложением к жене. Оба супуруга — сонаследники и имеют равный статус в благодати Божьей. Как нам лучше всего почитать друг друга равными? Учась и живя по нашим Богом данным ролям.

Пастор Джимми Эванс говорит так:

«Главная потребность человека — это потребность в уваже­нии. Разве не интересно, что Бог говорит женщине подчинять­ся мужчине, как Господу? Когда женщина уважает мужчину и подчиняется ему с радостнью, она восполняет его самую глу­бокую потребность в браке.

Также когда мужчина жертвует собой, чтобы ухаживать за женой и восхищаться ею, он восполняет ее самую большую потреб­ность в браке — безопасность. Женщине нужен лидер, кото­рый будет защищать и обеспечивать ее. Когда мужчина делает это с радостью, исполняются ее самые глубокие желания»9.

Мужчины, ваша жена — это, во-первых, Божья дочь и только потом ваша жена. Женщины, ваш муж — это, прежде всего, Божий сын и только потом ваш муж. Мы воздаем честь своему Небесному Отцу, оказывая честь друг другу как равные носители Божьего образа. Внимательно прочтите Божье наставление, написанное мужьям и женам в этом отрывке:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спа­ситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Хри­стос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы пред­ставить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Гос­подь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и при­лепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Ефес. 5:22-31).

Как Дух Святой показывает вам роль мужа и роль жены?

Уважаете ли вы своего мужа (жену) через жизнь в роли, данной вам Богом? В каких сферах вам необходимо место для роста?

Остановитесь и помолитесь: «Дух Святой, что мешает мне уважать супруга? Что я те­ряю из-за того, что не проявляю уважения к нему? Какой потенциал в моем супруге я остав­ляю нетронутым? Пожалуйста, помоги мне увидеть его выдающуюся ценность». Побудь­те в тишине и прислушайтесь. Что Дух Святой открывает вам?

 

КАРТИНА ИИСУСА

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Ефесянам 5:31, 32

Бог задумал роли мужа и жены. Эти роли не в принижении и не в го-
сподстве. Они иллюстрируют отношения между Христом и Церковью.

Теперь, когда вы прочитали о роли мужа и жены, сравните прочитан­ное в этой главе с тем, что вы когда-нибудь слышали или думали. От­личается ли написанное в этой главе от того, что вы слышали раньше или во что верили? Что бросает вам вызов? Что вдохновляет вас? Что вы хотели бы глубже изучить?

Подумайте о роли мужа — быть лидером для своей жены, служа ей так, как служил Иисус. В браке он создает картину лидерства, слу­жения и любви Иисуса. Мужчины, что вам нравится в вашей роли? Есть ли в ней что-то такое, что заставляет вас чувствовать себя не­уверенно?

Бог не планировал, чтобы вы исполняли эту роль собственными силами. Остановитесь и помолитесь: «Дух Святой, Ты Дух Иисуса Христа, и Ты живешь во мне. Научи меня любить и служить, как Иисус. Дай мне благодать, чтобы быть хорошим лидером, принимать здра­вые решения и оказывать честь моей жене как равному партнеру в нашем союзе».

Женщины, что вам нравится больше всего в роли вашего мужа? Как вы можете уважать роль мужа, чтобы наполнить брак единством?

Теперь подумайте о роли жены — добровольно принимать роль подчинения и поддержки, представляя поддержку Церкви и сми­рение перед Христом. Женщины, что вам нравится в вашей роли? Приносит ли она вам чувство страха или неполноценности? Почему?

Ваш голос, дары и вклад драценны. Помолитесь: «Бог, благодарю Тебя за то, что Ты про­сишь меня быть образцом благости, которая есть в подчинении Тебе. Ничто, но только Твое слово будет формировать мое представление о том, кто я есть. Дай мне благодать служить и поддерживать своего мужа, как я хочу служить Тебе».

Мужчины, что вас радует в роли жены? Как вы можете оказывать честь роли своей жены, чтобы наполнять брак единством?

Обсудите с супругом свои ответы на эти вопросы, свое видение на формирование единства в браке, поднимите на поверхность все тревоги и обсудите необходимые перемены. Если один из вас испы­тывает чувство страха или неуверенности, обратитесь к Слову Бо­жьему. Что оно говорит?

Помолитесь вместе так: «Отец, благодарим Тебя за то, что Ты оказал обоим нам честь, даровав прекрасную, весомую и благородную роль в нашем браке. Помоги нам служить друг другу, укреплять единство и любить ради Твоей славы. Во имя Иисуса. Аминь»

 

КОМАНДА

Живите в гармонии друг с другом; не будьте надменными
(снобами, высокого мнения о себе, считая себя лучше всех),
но с готовностью смиряйтесь перед людьми (вещами) и беритесь
за скромные задачи. Никогда не переоценивайте себя
и не будьте мудрыми по собственным взглядам.

Римлянам 12:16, совр. расш. перев.

Уход за машиной Планирование отпуска Ведение бюджета Стирка

Уборка пылесосом Уборка пыли Стрижка газона Садоводство/стрижка кустов

Возможно, вы слышали, что написано: «В команде нет слова „я“». Это касается не только спорта, но и семьи. Каждый из вас дво­их играет важную необходимую роль, и ни один из вас не выше другого. «Различия не должны стать проблемой в браке, — пишут д-р Генри Клауд и д-р Джон Таунсенд. — Если точка зрения вашего мужа или жены отличается от вашей в вопросах воспитания детей или расстановки мебели в доме, вы станете богаче. Ваш мир рас­ширится»10.

Итак, кто из вас лучше всего справляется со своей ролью? Вы всегда будете вместе выполнять те или иные обязательства, и со временем они могут меняться. Но в целом кто из вас лучше всего нашел свою роль, чтобы выполнять задачи брака?

Проведите осмотр команды. Напишите список всех обязанностей, которые нужно выполнять, и назначьте лучшего игрока на каждую роль. Некоторые задачи в полном объеме можно передать мужу или жене. Другие можно разделить на двоих, чтобы в один день ответ­ственность лежала на одном, в другой день — на другом, или одну неделю — на одном, а другую — на другом.

Вот несколько примеров:

Покупка продуктов питания Проверка домашнего задания у детей

Развозка детей в школу, игры с ними и т.д.

Приготовление обедов и ужинов Мытье посуды после обедов или ужинов

Когда вы вступали в брак, у вас уже было определенное представ­ление о том, кто в семье должен взять на себя ту или иную обязан­ность?

Если да, то в чем именно?

Оцените свои ответы и сравните с нынешней ситуацией.

Видите ли вы какие-нибудь области, которые необходимо исправить?

Разберитесь со стереотипами.

Не позволяйте другим определять де­тали вашего брака.

Снова посмотрите на свой список и сравните его со списком супруга.

Обсудите ответы.

Затем запишите список обязанностей, о которых вы договоритесь.

Давайте посмотрим, насколько мы можем быть изобретательными в поощрении любви и взаимопомощи...

Евреям 10:24, The Message, перев. с англ.

Каким образом через свое отношение, слова и поступки вы можете поддерживать супруга в его обязанностях?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Если вы читаете эту книгу как часть материалов «Истории о браке» от служения «Messenger», пожалуйста, посмотрите видеоурок 4.

Иисус показал нам замечательный пример, когда взял на Себя самую низкую позицию служения и умыл ноги ученикам (см. Ин. 13:1-17). Несмотря на то, что необходимость в буквальном омо­вении ног в современном мире почти отсутствует, необходи­мость служить друг другу остается. Как практически мы можем подражать Иисусу и символично «мыть ноги своим супругам»?

Мужчины, почему вам как мужьям так важно смотреть на жену как на равного партнера в браке (см. 1 Пет. 3:7)? Что произойдет, если вы не будете считать ее равной? Женщины, почему вам как женам важно не сдерживаться в проявлении уважения к мужу? Что произойдет, если вы не будете это делать?

Каким образом эти ответы наполняют вас страхом Божьим, что­бы вы Его благодатью выполняли роли, данные вам Богом?

| Отношения в браке между одним мужчиной и одной женщиной должны отражать образ отношений Иисуса с нами, Его неве­стой. Опишите, кого символизируют муж и жена в супружеских отношениях. Каким образом роли мужа и жены являют любовь Иисуса к Его Церкви и к неверующим? Какая сила у нас есть, чтобы выполнять эти задачи?

Лидерам: чтобы ответить на вторую часть этого вопроса, сосре­доточьтесь на следующих местах Писания: Ефесянам 5:18, Дея­ния 1:8; Захарии 4:6; Иакова 4:6; Филиппийцам 4:13.

| Бог хочет, чтобы различия объединяли, а не разделяли нас. Подумайте: какой была бы ваша жизнь, если бы вы с супругом были совершенно одинаковыми, имели одни и те же слабости и сильные стороны? Представьте себе такой сценарий, а затем расскажите друг другу, как еще вы могли бы ценить и радовать­ся различиям между вами.

| Очень важно и полезно знать о распределенных между вами обязанностях по дому. Вы уже утвердили какие-то из них в сво­ем доме? Каким образом это знание поможет вам создать атмос­феру служения и в то же время укрепит супруга?

 








КраткИЙ обЗор ГЛаВЫ

Самый эффективный способ построить здоровый брак — стать слугой супругу, научиться жертвовать своими интересами ради лучших интересов другого.

Наш брак будет отражать Христа только до той сте­пени, насколько Его Духу есть место в нашей жизни. Если мы позволим Духу Святому постоянно напол­нять нашу жизнь, наш ум будет обновляться, а пове­дение будет становиться лучш

Мужчины и женщины носят образ Божий и отражают Его природу на земле. И мужчина, и женщина одина­ково ценны — им обоим доверена власть служить друг другу

Мужья, Бог доверил вам заботиться о своей жене, оберегать ее и обеспечивать. Вы должны любить ее и оказывать ей честь, полагая свою жизнь в жертву, прежде всего преследуя ее интересы

Жены, Бог доверил вам служение заботы и попече­ния о сердце мужа. Вы должны уважать его, подчи­няться его лидерству, как если бы вы подчинялись Христу

Если вы будете знать распределенные между вами обязанности по дому, в вашей семье будет меньше конфликтов, больше мира и возможностей для соз­дания команды

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: