Лабораторную работу выполняет бригада в составе не более двух студентов.
Применение полевого метода
Получите измерительный прибор, соединительные провода, рулетку и четыре штыря. Изучите инструкцию по использованию измерительного прибора. Один студент из бригады выходит на улицу во внутренний двор здания университета для установки в прямую линию через 1 м четырех штырей вдоль стены учебного корпуса. Для забивки штырей используйте молоток. Присоедините соединительные провода к измерительному прибору и к штырям. Второй студент из бригады сбрасывает на улицу четыре соединительных провода. По сигналу первого студента он включает измерительный прибор и записывает показания прибора в таблицу 10.2 следующей формы:
Таблица 10.2
Форма таблицы для записи полученных данных
Описание погодных условий |
| ||
Расстояние между штырями, м | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
Показания прибора, Rn, Ом | |||
Удельное электрическое сопротивление грунта ρ, Ом·м, см. формулу (10.1) |
|
|
Замеры необходимо выполнить при расстоянии между электродами 1,0 м, 1,5 м и 2,0 м.
По данным таблицы 10.2 необходимо построить график ρ= f(a).
Используя полученные значения ρ, сделайте расчёт сопротивления растеканию тока с заземляющего устройства в виде горизонтальной прямоугольной решётки из прутковой стали диаметром 0,02 м для своего варианта – см. варианты заданий в табл. 10.3.
Таблица 10.3
Варианты заданий для проведения расчётов
№ варианта | Конструкция решётки | а, м | b, м | Глубина заложения, м | Коэффициент, m | ||||
1 | b a | 1,0 | 2,0 | 1,0 | 1,86 | ||||
2 | b a | 1,5 | 2,5 | 1,5 | 1,76 | ||||
3 |
| 1,0 | 2,0 | 2 | 3,31 | ||||
4 |
| 1,2 | 1,8 | 1,0 | 5,16 | ||||
5 |
| 1,4 | 2,8 | 1,5 | 1,86 | ||||
6 |
| 1,8 | 2,6 | 2,0 | 3,41 | ||||
7 |
| 1,0 | 2,4 | 1,0 | 5,62 | ||||
8 |
| 1,3 | 2,6 | 1,5 | 1,86 |
Принимая нормативное (допустимое) значение сопротивления растеканию тока с заземлителя, равным 4 Ом, сделать выводы о соответствии (или несоответствии) исследованного заземлителя требованиям электробезопасности.
Сопротивление R растеканию тока с горизонтального заземлителя в виде решётки может быть рассчитано по формуле
, (10.5)
где l – общая длина всех прутков решётки, м;
t – глубина заложения решётки, м; она должна соответствовать глубине, для которой определено ρ;
d=0,02 м – диаметр прутковой стали;
m – конструктивный коэффициент, определяемый по таблице вариантов для каждой решётки.
Применение лабораторного метода
Работа выполняется в ячейке, номер которой и наименование грунта указывает преподаватель.
До начала работы внешние и внутренние электроды необходимо зачистить шлифовальной шкуркой, обезжирить и промыть дистиллированной водой. После этого электроды устанавливают на штатное место согласно схеме на рис. 10.2 и к ним с помощью зажимов присоединяются соединительные провода. С помощью переключателя подаётся питание на внешние электроды от аккумулятора. Снимаются показания с миллиамперметра и вольтметра. Путём вычислений по формулам (10.2) и (10.4) определяются значения Rг и ρ. Необходимо выполнить не менее трёх измерений и вычислять среднее значение ρ. Результаты измерений и расчётов нужно представить в следующей табличной форме – табл. 10.4.
|
|
Полученное среднее значение ρ необходимо сравнить со справочными данными из табл. 10.1 и сделать выводы.
В отчёте должны быть указаны цель работы, порядок производства замеров, используемые приборы, заполненные таблицы измерений, расчёты по формулам, выводы.
Таблица 10.4
Табличная форма для записи результатов измерений лабораторным
методом
№ измерений | U1 | I1 | Rг, Ом | S, м2 | L, м | ρ, Ом·м |
1 | 0,00176 | 0,05 | ||||
2 | ||||||
3 | ||||||
Средние значения |
Меры безопасности
1. К выполнению работы допускаются студенты, прошедшие инструктажи по охране труда.
2. Все операции по подготовке лабораторной установки выполняйте при отключенном электропитании.
3. Включение лабораторной установки осуществляется с разрешения инженера или преподавателя.