Соединения и посадки
Детали в изделиях не являются изолированными, а сопрягаются друг с другом отдельными поверхностями или их фрагментами. Характер этого взаимодействия, определяющий эксплуатационные свойства сопрягаемой пары, называется посадкой.
По характеру соединения различают посадки с зазором, с натягом и переходные.
Предметом курса «основы взаимозаменяемости» является выяснение условий обеспечения взаимозаменяемости при конструировании приборов и решении других задач, связанных с обеспечением высококачественной работы изделий.
Соединение деталей может происходить с зазором, если размер отверстия больше размера вала, или с натягом, если размер вала до сборки больше размера отверстия.
Зазором S называется положительная разность размеров отверстия и вала (рис. 13), создающая свободу относительного вращения в подвижных соединениях (D>d1). При этом образуется подвижная посадка.
Натягом N называется положительная разность размеров вала и отверстия до сборки деталей в узел, обеспечивающая прочность их неподвижного соединения (d2>D). В этом случае образуется неподвижная посадка.
|
|
Предельные зазоры и натяги в посадках. Допуск посадки
Из-за неточности выполнения размеров сопрягаемых деталей, требуемые зазоры или натяги в соединениях не могут быть выдержаны абсолютно точно. Действительные значения зазоров или натягов будут колебаться в зависимости от сочетаний действительных размеров сопрягаемых деталей, выполненных в пределах допусков (TD, Td1, Td2 на рис. 13), т.е. рассеяние значений зазоров или натягов зависит от рассеяния размеров отверстия и вала.
В подвижных посадках (посадки с зазором) зазор может изменяться от наименьшего до наибольшего предельного значения.
Наименьший (гарантированный) зазор Smin (рис. 14) есть положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала, или между нижним отклонением отверстия и верхним отклонением вала:
(2.1)
Наибольший зазор Smax есть положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала, или между верхним отклонением отверстия и нижним отклонением вала:
(2.2)
Средний (наиболее вероятный) зазор Sm есть положительная разность между средними размерами или средними отклонениями отверстия и вала, или среднее арифметическое наибольшего и наименьшего зазора:
|
|
(2.3)
Допуск зазора Ts (допуск посадки) определяет возможное (или допустимое) колебание величины зазора в соединении, т.е. определяет точность посадки. Чем меньше допуск посадки, тем она точнее. Разность предельных значений зазора (наибольшего и наименьшего) или сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение (рис. 14) и есть допуск зазора или допуск посадки:
(2.4)
Расположение полей допусков при сопряжении деталей с гарантированным зазором представлено на рис. 15.
К посадкам с зазором относится также посадка, у которой наименьший зазор (рис. 16). Такую посадку называют скользящей. На схеме посадки нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.
Для посадок с натягом предельные и среднее значения натяга Nmax, Nmin, Nm (рис. 17) и допуск натяга (допуск посадки) могут быть определены по формулам:
(2.5)
(2.6)
(2.7)
(2.8)
У переходных посадок поля допусков частично или полностью совпадают, что приводит к возможности получения в соединениях реально изготовленных сопрягаемых деталей как зазоров, так и натягов. Расположение полей допусков, при котором возможно образование соединений, как с зазором, так и с натягом, представлено на рис. 18.
Изменение характера сопряжения в зависимости от взаимного расположения полей допусков представлено на рис. 19.
Стандартизация соединений гладких элементов деталей (принципы организации единой системы допусков и посадок – ЕСДП)