Предельные зазоры и натяги в посадках. Допуск посадки

Соединения и посадки

Детали в изделиях не являются изолированными, а сопрягаются друг с другом отдельными поверхностями или их фрагментами. Характер этого взаимодействия, определяющий эксплуатационные свойства сопрягаемой пары, называется посадкой.

По характеру соединения различают посадки с зазором, с натягом и переходные.

Предметом курса «основы взаимозаменяемости» является выяснение условий обеспечения взаимозаменяемости при конструировании приборов и решении других задач, связанных с обеспечением высококачественной работы изделий.

Соединение деталей может происходить с зазором, если размер отверстия больше размера вала, или с натягом, если размер вала до сборки больше размера отверстия.

    Зазором  S называется положительная разность размеров отверстия и вала (рис. 13), создающая свободу относительного вращения в подвижных соединениях (D>d1). При этом образуется подвижная посадка.

       Натягом N называется положительная разность размеров вала и отверстия до сборки деталей в узел, обеспечивающая прочность их неподвижного соединения (d2>D). В этом случае образуется неподвижная посадка.

        

        

                                                                                                         

   

 

Предельные зазоры и натяги в посадках. Допуск посадки

            Из-за неточности выполнения размеров сопрягаемых деталей, требуемые зазоры или натяги в соединениях не могут быть выдержаны абсолютно точно. Действительные значения зазоров или натягов будут колебаться в зависимости от сочетаний действительных размеров сопрягаемых деталей, выполненных в пределах допусков (TD, Td1, Td2 на рис. 13), т.е. рассеяние значений зазоров или натягов зависит от рассеяния размеров отверстия и вала.

    В подвижных посадках (посадки с зазором) зазор может изменяться от наименьшего до наибольшего предельного значения.

    Наименьший (гарантированный) зазор Smin (рис. 14) есть положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала, или между нижним отклонением отверстия и верхним отклонением вала:

 

                                                (2.1)

 

    Наибольший зазор Smax есть положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала, или между верхним отклонением отверстия и нижним отклонением вала:

 

                                                                       (2.2)

 

    Средний (наиболее вероятный) зазор Sm есть положительная разность между средними размерами или средними отклонениями отверстия и вала, или среднее арифметическое наибольшего и наименьшего зазора:

 

                                             (2.3)

 

       Допуск зазора Ts (допуск посадки) определяет возможное (или допустимое) колебание величины зазора в соединении, т.е. определяет точность посадки. Чем меньше допуск посадки, тем она точнее. Разность предельных значений зазора (наибольшего и наименьшего) или сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение (рис. 14) и есть допуск зазора или допуск посадки:

 

                                                                        (2.4)

 

       Расположение полей допусков при сопряжении деталей с гарантированным зазором представлено на рис. 15.

К посадкам с зазором относится также посадка, у которой наименьший зазор  (рис. 16). Такую посадку называют скользящей. На схеме посадки нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.

 

 

 

    Для посадок с натягом предельные и среднее значения натяга Nmax, Nmin, Nm (рис. 17) и допуск натяга (допуск посадки) могут быть определены по формулам:

                                                                    (2.5)

 

                                            (2.6)

 

                                     (2.7)

 

                                                                                (2.8)

 

У переходных посадок поля допусков частично или полностью совпадают, что приводит к возможности получения в соединениях реально изготовленных сопрягаемых деталей как зазоров, так и натягов. Расположение полей допусков, при котором возможно образование соединений, как с зазором, так и с натягом, представлено на рис. 18.

 

 

Изменение характера сопряжения в зависимости от взаимного расположения полей допусков представлено на рис. 19.

Стандартизация соединений гладких элементов деталей (принципы организации единой системы допусков и посадок – ЕСДП)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: