Постановки ударения в латинском слове

 

1 шаг

Определите вторую гласную с конца

Помните! -в слове два слога - ударение падает на первый слог -второй гласной с конца может быть дифтонг -eu в конце слова не дифтонг -в сочетаниях io, ia, iu, ie гласная i является отдельным гласным  

2 шаг

Определите, звук долгий или краткий?

может быть, в слове позиционная долгота или краткость?

гласный долгий по позиции - если это дифтонг - если гласный стоит перед сочетанием 2х или более согласных (исключения: сочетания с придыханием и немые с плавными) - если гласный стоит перед x или z - если это греческое слово на -eus, то гласная -ē – долгая (perinēum, anconēus, glutēus, peronēus, peritonēum, coccygēus, laryngēus, pharyngēus, trachēa, esophagēus, meningēus, Cacāo)  
гласный краткий по позиции - если гласный находится перед другой гласной или h - если гласный находится перед сочетанием ch, ph, th, rh - если гласный находится перед сочетанием немого с плавным (br, bl, pr, pl, dr, dl, tr, tl, cr, cl, gr, gl) - если гласный находится перед сочетанием qu или su  

может быть, в слове долгий или краткий суффикс?

долгие суффиксы анатомическая терминология: āl, ār, āt, īn, īv, ōs, ūr, ūt; но: encephălon, retĭna, prostǎta, lamĭna, femĭna, serotĭnus, trigemĭnus, adamantĭna фармацевтическая терминология: āt, īn, īd, ōl, ōs, ūr, ūt; но: Ricĭnus,Terebinthĭna клиническая терминология: āt, īt(is), ōma, ōs(is), ēma, ūr, ūt; но: eczěma  
краткие суффиксы анатомическая терминология: iǎc, ĭc, ŏl, ŭl; но: vesīca фармацевтическая терминология: ĭc, ĭd, ŭl; но: Hyperīcum, Urtīca клиническая терминология: iǎsis, ĭc, ŭl  

может быть, звук долгий или краткий по природе?

определить по значению слова, к какому разделу (анатомическому, фармацевтическому или клиническому) относится слово, найти его в соответствующем словаре и посмотреть долготу или краткость второго гласного с конца

3 шаг

Поставьте ударение

Правило второго слога: если второй слог с конца долгий, значит он ударный, если же он краткий, то ударение переходит на третий слог с конца  
Помните! -в клиническом термине с конечным элементом -ia гласный i ударный - последний слог всегда безударный - в двусложных словах ударение падает на первый слог

 

Проблемный блок Тема 3

 

Задание 3.1. Выпишите двусложные слова и поставьте в них ударение.

a) Сaput, rotundus, clinica, vehemens, bursa, tendo, materia, nervus, iugularis, maior, injectio, maialis, gyrus, pharynx, vesica, ulcus, coccygeus, laesus, vertebrae, cerebrum, caverna, coepi, oedema, lagoena, trauma, aurum, pleura, pneumonia, аёr, dyspnoё.

b) Nervus, dens, hydrops, causa, contractua, febris, teres, Secale cornutum, vitaminum, finio, sectio, criticus, bilis, nitris, convalescens, commotio cerebri, dyspepsia, pyelitis, cocci, dens praemolaris, herba, foetor, coelia, oesophagus, roentgenologia, auris, auditus.

c) Benе, genu, tendo, littera, ieiunum, iecur, iuvenis, jugum, amygdala, myopia, myoma, cylindricus, cilium, Convallaria, verruca, siccus, gangraena, anaemia, aeger, costae, laesio, praecordium, paediater, auscultatio, haema, coronalis, caementum, coccus, hemicrania, hiatus

d) Meatus, semen, fovea, carcinoma, cervix, bacterium, diabetes, insanabilis, maialis, Ianuarius, iunctura, Hydrargyrum, cito, centum, hypotonia, aura, autointoxicatio, nausea, fauces, leukaemia, aneurysma, neuritis, pneumonia, cyaneus, colica, varicella, pseudomembrana, habitus, diploe, uropoēticus.

Задание 3.2. Выпишите слова, в котрых дифтонг стоит на втором месте с конца. Поставьте ударение.

Задание 3.3. Выпишите слова, в которых вторая гласная с конца стоит перед двумя согласными. Определите её количество и поставьте ударение.

(! Помните про сочетания с придыханием: ch, ph, th, rh и

сочетания немых с плавными: br, bl, pr, pl, dr, dl, tr, tl, cr, cl, gr, gl)

Задание 3.4. Выпишите слова, в которых вторая гласная с конца стоит перед x, z. Определите её количество и поставьте ударение.

Задание 3.5. Выпишите греческие слова, которые заканчиваются на -eus, -eum. Поставьте ударение.

Задание 3.6. Выпишите слова, в которых вторая гласная с конца стоит перед другой гласной, перед h, qu, su.

Задание 3.7. Выпишите слова, в которых есть какой-либо суффикс. Определите количество гласного звука и поставьте ударение.


 

Проблемный блок Самостоятельная работа Тема 3

 

Выучить слова наизусть:

cósta, cóstae feminínum - ребро

crísta, cristae feminínum - гребень

língua, linguae feminínum - язык

mandíbŭla, mandíbŭlae feminínum – нижняя челюсть

maxílla, maxillae feminínum – верхняя челюсть

patélla, patellae feminínum - надколенник

sutúra, sutúrae feminínum - шов (костный)

scápŭla, scapulae feminínum - лопатка

tíbia, tibiae feminínum – большеберцовая кость

vértěbra, vertebrae feminínum - позвонок

ángŭlus, ángŭli masculínum - угол

cránium, cránii n eu trum - череп

diáměter, diámětri feminínum - диаметр

encéphǎlon, encéphǎli n eu trum – головной мозг

(! ударение падает на слог цэ)

lábium, lábii n eu trum - губа

ligaméntum, ligaménti n eu trum - связка

násus, nási masculínum - нос

nérvus, nérvi masculínum - нерв

palátum, paláti n eu trum - нёбо

rádius, rádii masculínum – лучевая кость

séptum, sépti neutrum - перегородка

súlcus, súlci masculínum - борозда

tubércŭlum, tubércŭli n eu trum - бугорок

ápex, ápĭcis masculínum - верхушка

básis, básis feminínum - основание

canális, canális masculínum - канал

cávitas, cavitátis feminínum - полость

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: